ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ТЕКСТОВЫХ АССОЦИАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЮ
В статье представлена система работы по обучению учащихся текстовой деятельности на основе теории текстовых ассоциаций. Использование ассоциативных игр, развивающих ассоциативное образное мышление школьников, технологии создания текста с опорой на ассоциативную деятельность, свободного ассоциативного эксперимента позволило представить в сопоставительном анализе результаты работы контрольной и экспериментальной групп, показать преимущество данной методики в обучении учащихся текстообразующей деятельности.
Ключевые слова: теория текстовых ассоциаций; обучение текстовой деятельности школьников; обуча- ющие и развивающие ассоциативные игры; свободный ассоциативный эксперимент
Библиография:
1. Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века: опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX в. / Под ред. Ю. С. Степанова. М., 1995. С.144–238.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета 2002. № 31.
3. Иванцова Е. В. Феномен диалектной языковой личности: монография. Томск: Изд-во ТГУ. 2002. 312 с.
4. Болотнова Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методика лингвистического анализа художественного текста: методическое пособие. Томск: UFO-Press, 2002. 64 с.
5. Болотнова Н. С. и др. Особенности коммуникативной стилистики художественного текста как научного направления // Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: ТГПУ, 2001. 331 с.
6. Купина Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. Красноярск, 1983. 160 с.
7. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971. 240 с.
8. Болотнова Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992. 313 с.
9. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 384 с.
10. Болотнова Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности // Диалог с текстом: проблемы обучения смысловой интерпретации: Мат-лы V регион. науч.-практ. сем. / Под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. С. 123–124.
11. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 484 с.
12. Щерба Л. В. Опыты лингвистического толкования стихотворения // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 97–109.
13. Караулов Ю. Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.
14. Гольдин В. Е. Ассоциативный эксперимент как речевая игра. Жизнь языка: сб. стат. / РАН. М., 2001. С. 230–231.
15. Безменова Л. А. Использование эксперимента в диагностике обучения текстовой деятельности на основе ассоциаций // Коммуникативная культура современника: проблемы и перспективы исследования: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Т. А. Федосеевой. Новокузнецк: РОИ КузГПА, 2007. С. 22–26.
16. Безменова Л. А. Некоторые приемы обучения интерпретации текста на основе ассоциаций // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл: Мат-лы VIII Всерос. науч. сем. (28 апреля 2006 г.) / Под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ЦНТИ. 2006. С. 191–195.
17. Безменова Л. А. О проекте школьного ассоциативного словаря и его использовании в создании текстов // Текст и языковая личность: Мат-лы V Всерос. науч. конф. с международным участием (26–27 октября 2007 г.) / Под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2007. С. 365–368.
18. Безменова Л. А. О стимулировании ассоциативной деятельности школьников в обучении текстообразованию // Семантика и прагматика слова в художественном и публицистическом дискурсах: Мат-лы IX Всерос. науч.-практ. сем. (25–27 апреля 2008 г.) / Под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2008 [а]. С. 335–339.
19. Безменова Л. А. Ассоциативный словарь школьников г. Томска: Проспект / Под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008[б]. 36 с.
20. Емельянова Е. Н., Соболева А. Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. СПб.: Питер. 2009. 96 с.
21. Доровский А. И. Дидактические основы одаренности учащихся: учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 210 с.
22. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 2002. Т. 5. 368 с.
23. Ушакова О. С. О словесном творчестве детей // Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. С.139.
24. Шибицкая А. Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. С. 99.
25. Львов М. Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987. 164 с.
26. Тарасов Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. С. 24–32.
Выпуск: 7, 2009
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 24 — 30
Скачиваний: 1321