ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОТЕХНИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Авторы рассматривают психотехнический подход в педагогической практике как основу для формирования психологической компетентности учителя. Психотехнические открытия, которые могли быть применимы в педагогической практике, выросли, сформировались внутри самой педагогической практики. В первую очередь эти достижения авторы связывают с именами А. С. Макаренко и А. В. Сухомлинского. В статье описываются конкретный психотехнический опыт А. С. Макаренко и значение этого опыта для реализации педагогических целей. Раскрывается внутренняя картина овладения педагогом психотехническими средствами.
Ключевые слова: психологическая компетентность учителя, психотехника, психотехнический подход в педагогической практике, психологическое орудие, психологическое действие
Библиография:
1. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
2. Клюева Н. В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов. Ярославль, 1992. 25 с.
3. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. 144 с.
4. Зюзько М. В. Психологические консультации для начинающего учителя. М.: Просвещение, 1995. 208 с.
5. Осухова Н. Г. Между «Я» и «Мы»: психологический тренинг самопознания и самовыражения учителя: учебное пособие к спецкурсу. Астрахань: Астраханский педагогический институт, 1995. 120 с.
6. Крупенин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995. 480 с.
7. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 448 с.
8. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Коми: Книжное изд-во «Сыктывкар», 1977. 640 с.
9. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа // Избранные педагогические произведения: в 3 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 5–370.
10. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Киев: Радянска школа, 1984. 254 с.
11. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 291–438.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
13. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотерапев. журнал. 1992. № 1. С. 5–32.
14. Педагогическая энциклопедия / под ред. А. М. Калашникова. Т. 1. М.: Раб. просвещение, 1927. 1160 с.
15. Кузьмина Н. В. Очерки психологи труда учителя (психологическая структура деятельности труда учителя, формирование его личности). Л.: Лениздат, 1967. 181 с.
16. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. II // Собр. соч. в 8 т. М.: Искусство, 1955. Т. 3. 450 с.
17. Переписка А. С. Макаренко с М. Горьким (без купюр) // Советская педагогика. 1991. № 11. С. 95–110.
18. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. гр. «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
19. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
20. Пахомов В. П. Проблемы психологической переподготовки учителя при переходе его из традиционной системы обучения в развивающую (Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): дис. ... канд. психол. наук. Томск, 1997. 134 с.
21. Кулюткин Ю. Н. Психологические знания и учитель // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 51–61.
22. Невская С. В. В творческой лаборатории Макаренко-психолога (по архивным материалам наследия педагога) // Народное образование. 1995. № 3. С. 112–118.
Выпуск: 4, 2010
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 136 — 145
Скачиваний: 2986