АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК СИНТЕЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РОДА ЛИТЕРАТУРЫ
Статья посвящена поиску новых научных представлений о формах современной литературы. Отмечая, что на смену дифференцирующей, регулятивной жанровой парадигме в ХIХ–XXI вв. идет более свободная, синтезирующая, предлагается рассматривать неклассические, неканонические формы произведений новейшей литературы как авторские модели. Новая степень свободы авторов определяется, во-первых, использованием в произведении выразительных возможностей разных жанров одной родовой парадигмы, во-вторых, ориентацией не столько на жанровую форму, сколько на известный сюжет, мотив, ситуацию из репертуара мировой культуры или на событие актуальной реальности, которые выступают для нового текста в функциях культурной модели.
Ключевые слова: литературный род, жанры, неканонические формы, эпическая и лирическая драма, Пушкин, Блок, Маяковский, произведение как авторская модель текста, культурная модель
Библиография:
1. Тамарченко Н. Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике ХХ в. // Известия АН. Серия языка и литературы. М., 2001. Т. 60, № 6. С. 3–13.
2. Теория литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 3: Роды и жанры (основные проблемы развития в историческом освещении). 592 с.
3. Головчинер В. Е. Тенденции жанрово-родовых изменений в русской литературе ХХ в. // Русская литература ХХ–ХХI: проблемы теории и методологии изучения: Материалы третьей Международной научной конференции (4–5 дек. 2008). М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 10–14.
4. Русанова О. Н. Мотив в аспекте исторической поэтики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 8 (59). С. 120–126.
5. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Л.: Наука. 1979.
6. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22 т. М.: Художественная литература, 1981. Т. Х. 543 с.
7. Л. Н. Толстой о литературе. Статьи. Письма. Дневники. М., 1955. 764 с.
8. История русской советской литературы: в 4 т. Т. 1. 1917–1929. М.: Наука, 1967. 834 с.
9. Эрдман Н. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М., 1990. 448 с.
10. Головчинер В. Е. Драматургия Н. Эрдмана в советском и постсоветском восприятии // Русская литература в современном культурном пространстве: материалы III Всероссийской науч. конф. Ч. 2. Томск, 2005. С. 94–100.
11. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
12. Брехт Б. Театр: в 5 т. М.: Искусство, 1963–1964.
13. Чирков А. С. Эпическая драма (проблемы теории и поэтики). Киев: Вища школа, 1988, 160 с.
14. Чирков А. С. Эпическая драма. Проблемы теории. Поэтика. Киев, 1989. 35 с.
15. Аристотель. Поэтика. М.: ГИХЛ, 1956. 183 с.
16. Головчинер В. Е. Эпическая драма в русской литературе ХХ века. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007. 320 с.
17. Белинский В. Г. Эстетика и литературная критика: в 2 т. М., 1959. Т. 1. 701 с.
18. Блок А. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1971. Т. 4. 477 с.
19. Фоменко И. В. Лирическая драма – миф или реальность? // Драма и театр: сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. Вып. III. С. 23–27.
20. Гоголь Н. В.. Собрание сочинений: в 8 т. М.: Правда, 1984. Т. 4. 430 с.
Выпуск: 7, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы: 178 — 185
Скачиваний: 1046