ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обсуждается проведенное исследование по выявлению педагогических и психологических условий формирования образовательной идентичности в профессионализации и стабилизации психического здоровья выпускников-педагогов, а также экзистенциального диалога как психологического критерия готовности к саморазвитию и инновационной деятельности в современной ситуации образования. Самомониторинг в контексте проведенного исследования рассматривается как начало рефлексии над экзистенциальным смыслом профессии педагога. Формирование экзистенциального диалога в структуре образовательной идентичности может быть организовано в условиях проектирования образовательной среды средствами педагогического тренинга с элементами балинтовский сессий и гештальта.
Ключевые слова: образование, экзистенциальная педагогика, управление, качество обучения, самомониторинг, рефлексия, педагогический тренинг
Библиография:
1. Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура. М.: Новое педагогическое мышление, 1989. С. 90–103.
2. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. 272 с.
3. Балл Г. А. Гуманистические основы педагогической деятельности // Педагогика и психология. 1994. № 4.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 306 с.
5. Лекарева М. П. Гештальтподход в работе с учителями // Психол. наука и образование. 1999. № 3–4. С. 20–22.
6. Cinnirella M. Exploring Temporal of social identity: the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology. 1998. № 28 (22). H. 134–140.
7. Семке В. Я. Психогении современного общества. Томск: Изд-во ТГУ, 2003. 408 с.
8. Жигинас Н. В., Широкова Н.И. Становление профессионализации студентов педагогического вуза: психолого-педагогический аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 67–73.
9. Жигинас Н. В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, медико-психологическое сопровождение: дис. … д-ра психол. наук. Томск, 2011. 449 с.
10. Лебедева Н. М., Палей А. И. Балинтовская группа для ведущих психологический тренинг: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.
11. Гусинский Э. Н. Тренинг-семинар как средство достижения полного образовательного эффекта // Международная программа переподготовки преподавателей для педагогических учебных заведений России. М., 1994. С. 118–141.
12. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2011. 365 с.
13. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми. СПб.: Питер, 2012.
14. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Экзистенциальные кризисы развивающейся личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 226–230
Выпуск: 6, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 56 — 62
Скачиваний: 838