ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-182-186
Предпринята попытка выявить некоторые проблемы, влияющие на результаты государственной аттестации. Центральное место среди них по праву занимает итоговое сочинение, так как оно, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых компетенций, с другой – на конкретные знания и умения выпускника. Рассматривается тематика выполняемого задания как причина дополнительных эмоциональных переживаний обучающихся. Впервые рассматривается почерк как одно из условий успешной сдачи выпускниками государственной итоговой аттестации с точки зрения личностного подхода. Обсуждаются трудности перехода от одного вида государственной аттестации к другому и формулируются некоторые методические аспекты, способствующие их разрешению. Особое внимание уделяется общему эмоциональному фону, постоянно создаваемому вокруг сложности заключительной структурной части контрольно-измерительных материалов. Проведенный эксперимент позволяет проанализировать причины ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий, выделить их психологический и педагогический аспекты. Рассматриваются не только отрицательные результаты, но и прослеживается положительная динамика в обучении. Прослеживается влияние периода подготовки к Единому государственному экзамену на успеваемость и успешность обучающихся. Делается вывод о необходимости различных подходов к подготовке обучающихся перед государственной аттестацией.
Ключевые слова: итоговая аттестация, сочинение, эмоции, почерк, успеваемость
Библиография:
1. Цыбулько И. П. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по русскому языку. 2016. URL: http://www.fipi.ru (дата обращения: 01.06.2017).
2. Скрипкина Н. В. Ценностные аспекты социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 22–26.
3. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1988. Т. 4. С. 215.
4. Методические рекомендации ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» по подготовке к итоговому сочинению (изложению). М.: ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», 2016. URL: http://www.fipi.ru (дата обращения: 01.06.2017).
5. Ягункова В. П. Об индивидуальных особенностях формирования литературных способностей у подростков // Вопросы психологии. 1970. № 4. С. 95–105.
6. Вилюнас В. К. Психология эмоции. СПб.: Питер, 2008. 496 c.
7. Потёмкина О. Ф., Потёмкина Е. В. Психологический анализ рисунка и почерка. СПб.: Речь, 2006. 524 с.
8. Ниорадзе В. Г. Структура письменного шрифта как основа формирования графического навыка у школьников // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 59–70.
9. Романова Е. С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. 400 c.
10. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения). М.: ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», 2017. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve11/itogovoe sochinenie (дата обращения: 01.06.2017).
11. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. 256 c.
12. Благов В. В. Тексты сочинений в формате ЕГЭ как источниковая база исследования аксиологической составляющей картины мира современного выпускника школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 3 (168). С. 83–88.
13. Ратанова Т. А. Психофизиологические основы индивидуальности. М., 1999. 128 c.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Страницы: 182 — 186
Скачиваний: 1007