ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ В АНАЛИЗЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПУБЛИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ МЕДИАТЕКСТОВ НА МАССОВОГО АДРЕСАТА
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-2-68-74
Обобщены результаты психолингвистических экспериментов, основанных на методиках шкалирования и дополнения предложений, анализе воздействия голоса и внешних данных публичной языковой личности при аудиовизуальной форме распространения созданного ею медиатекста, исследовании результатов моделирования информантами словесного портрета автора, включая его возраст, статус, образование, интересы, внешние особенности, характер. Выявлены лингвистические и экстралингвистические факторы, влияющие на взаимодействие публичной языковой личности и медиасреды. Полученные результаты представляют интерес для теории речевого воздействия, медиалингвистики, коммуникативной стилистики текста.
Ключевые слова: медиатекст, медиадискурс, языковая личность, экспериментальная методика
Библиография:
1. Чернышова Т. В. Тексты СМИ в зеркале языкового сознания адресата. Барнаул: Изд-во АГУ, 2005. 293 с.
2. Чернышова Т. В. Тексты СМИ как отраженные языковым сознанием адресата (по материалам опроса) // Известия Алтайского гос. ун-та. 2006. № 4. С. 120–127.
3. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь): учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 263 с.
4. Гордеева Н. Г., Крым И. А. Способы и средства выражения оценки в речи телеведущей Марианны Максимовской // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2012. № 4–3 (52). С. 134–138.
5. Какорина Е. В. Портрет простого пользователя Сети: речевое поведение, коммуникативные установки, стилистические ресурсы языка, характер используемых текстов, типы образных номинаций (на материале жанра комментария) // Русский язык сегодня. Вып. 5: Проблемы речевого общения: сб. докладов. М., 2012. С. 178–193.
6. Клушина Н. И. Ведущие коммуникативные стратегии в современном медиадискурсе // Русский язык сегодня. Вып. 5: Проблемы речевого общения: сб. докладов. М., 2012. С. 217–222.
7. Зарецкая Е. Н. Прагматические аспекты убеждающей речи // Лингвистика речи. Медиастилистика: коллективная монография, посвященная 80-летию проф. Г. Я. Солганика. М.: Флинта, 2012. С. 116–131.
8. Чепкасов А. В. Интертекстуальность как одно из средств суггестивного воздействия губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания: сб. науч. ст. / отв. ред. У. М. Трофимова. Бийск, 2014. С. 212–216.
9. Карасик В. И. Коммуникативная тональность медиадискурса // Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты / под ред. Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой. М.: Флинта: Наука, 2014. С. 218–230.
10. Каширин А. А. Индивидуальный медиадискурс журналиста – ведущего авторской телепрограммы в аспекте восприятия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 49–52.
11. Курьянович А. В. Функционально-прагматические свойства электронных эпистолярно-медийных текстов в аспекте восприятия интернет-пользователей // Русская речевая культура и текст: материалы IX Междунар. науч. конф. (15–16 апреля 2016 г.) / под общей ред. Н. С. Болотновой. Томск, 2016. С. 120–125.
12. Болотнов А. В. Информационно-медийная языковая личность и ее воздействие на медиасреду // Медиалингвистика. Вып. 6: Язык в координатах массмедиа: матер. II Междунар. науч.-практ. конф. (2–6 июля 2017 г., Санкт-Петербург, Россия) / отв. ред. А. А. Малышев. СПб.: СПб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2017. С. 323–325.
13. Болотнов А. В. Третичные тексты и факторы их образования в условиях современной медиакоммуникации // Когнитивные исследования языка. Вып. ХХХ. 2017. С. 518–521.
14. Болотнова Н. С. Индивидуально-персонологические особенности публичной языковой личности как фактор воздействия в медиадискурсе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. № 11 (188). С. 53–60. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-11-53-60.
15. Болотнова Н. С., Бабенко И. И., Бакланова Е. А. и др. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности / под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. 492 с.
16. Болотнова Н. С. Изучение воздействия медиадискурса публичной языковой личности на коллективного адресата (по данным экспериментов) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 7 (184). С. 32–40. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-7-32-40.
17. Становкин П. А. Особенности восприятия интертекстов читателями в стихах О. Э. Мандельштама // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. № 11 (188). С. 79–84. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-11-79-84
18. Познер В. Непростой вопрос. URL: http://pozneronline.ru/2017/10/19671/ (дата обращения: 01.11.2017).
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА. КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА МЕДИАТЕКСТА
Страницы: 68 — 74
Скачиваний: 795