МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КОМАНДЫ К МЕЖВУЗОВСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-103-107
Рассматривается вопрос подготовки курсантов военных высших учебных заведений к олимпиаде по информатике. Описаны номинации олимпиады и подробно представлены методические аспекты подготовки курсантов по одной из тем первого тура – использование приложения MS Word при решении военно-прикладных задач. На основе анализа олимпиадных заданий по информатике прошлых лет по данной теме выполнена классификация задач. Выделены следующие типы заданий: работа с текстом; работа с объектами, не являющимися текстом; оформление документа; автоматизация почтовой рассылки; создание макросов и электронных форм. Описана методика обучения решению выделенных типов олимпиадных задач с помощью совокупности разноуровневых по сложности упражнений. Каждое последующее упражнение должно либо базироваться на предыдущем, либо повторять последовательность действий, сформированную в предшествующих заданиях, что позволяет закрепить результат предыдущей работы. В то же время в каждое последующее упражнение должно обязательно добавляться новое действие (или несколько действий, объединенных одной группой команд), которое акцентирует на себе внимание курсанта, способствуя тем самым более осмысленному его усвое нию. Расширение и постепенное усложнение совокупности упражнений или создание новой последовательности подобных задач позволяют постепенно освоить весь необходимый материал. Проведено обобщение методических положений, на основе чего предложена методика подготовки курсантов к выступлению на олимпиаде в первом туре: первоначально необходимо провести классификацию задач по каждой теме тура, затем разработать совокупность упражнений, формирующих у курсанта свободное оперирование действиями, необходимыми для решения задач каждого типа.
Ключевые слова: олимпиада по информатике, методика подготовки, классификация задач, совокупность упражнений, формирование действий
Библиография:
1. Регламент проведения Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования по информатике в 2017 году. URL: http://ens.mil.ru/education/documents/more.htm?id=12000546@egNPA (дата обращения: 23.05.2017).
2. Бочкарева О. В., Новичкова Т. Ю., Снежкина О. В., Ладин Р. А. Математические задачи как средство формирования профессиональных качеств личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: www.science-education.ru/116-12584 (дата обращения: 23.05.2017).
3. Ризен Ю. С. Результаты обучения и принципы формирования образовательных программ в сфере информационных технологий // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 4 (181). С. 9–15. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-9-15.
4. Бочкарева О. В., Новичкова Т. Ю., Шипанова Е. В., Снежкина О. В Методические аспекты математического моделирования инженерных задач // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2016. № 6-1. С. 103–110.
5. Газизов Т. Т. Использование свободного программного обеспечения для проведения учебно-методических мероприятий в дистанционной форме // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 8 (136). С. 183–185.
6. Новичкова Т. Ю., Соколова З. П., Бочкарева О. В., Снежкина О. В. Решение задач повышенной сложности при подготовке к олимпиаде по математике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: www.science-education.ru/117-13116 (дата обращения: 21.06.2017).
7. Сокольская М. А. О методах обучения бакалавров направления «Педагогическое образование» по профилю «Информатика» основам параллельного программирования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5. С. 41–45.
8. Bochkareva O. V., Snezhkina O. V. The personal professional qualities shaping by means of natural scientifi c disciplines // J. Ponte. Dec. 2016. Vol. 72, issue 12. URL: doi: 10.21506/j.ponte.2016.12.60 (дата обращения: 14.07.2017).
9. Bochkareva O. V., Zotov P. Y., Snezhkina O. V. The implementation of competence-based approach in the study of natural sciences // Journal of Innovative Technology and Education. 2015. Vol. 2, № 1, 1-5. URL: http://dx.doi.org/10.12988/jite.2015.544 (дата обращения: 28.07.2017).
10. Пасынкова М. А. Структура готовности к обучению в вузе (на примере военного вуза) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 18–21.
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 103 — 107
Скачиваний: 794