ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В «ДНЕВНИКЕ ПИСАТЕЛЯ» (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-6-105-111
Исследуется система педагогических идей Достоевского, реализованных в тексте «Дневника писателя». В качестве постановки проблемы педагогические идеи писателя анализируются в контексте художественно-эстетических, нравственно-философских и социальных вопросов, которые осмысляются в моножурнале и имеют отчетливую направленность к активизации ценностной позиции читателя. Комплекс педагогических идей Достоевского в контексте недостаточной изученности «Дневника писателя» обретает статус актуальной научно-методологической проблемы, к исследованию которой наука о Достоевском в формате целостного монологического исследования не обращалась. В системе педагогических доминант Достоевского выделяются следующие: семья, общественное воспитание (среда, школа, образ учителя) и духовность. Рассматривая человека как существо духовно-телесное, писатель показывает в «Дневнике писателя» важность создания условий персонального ценностного выбора, который должен обеспечиваться неравнодушной включенностью взрослых, созданием «почвы» в виде пространства семьи, духовных императивов русской культуры и традиций русского народа. Воспитание в концепции Достоевского представляет собой диалогический процесс духовного общения личностей-субъектов, способных к пониманию и принятию, взаимному нравственному совершенствованию. Значимым анализ педагогических идей Достоевского является и для национальной образовательной политики не только в области преподавания русского языка и литературы, но и для практического решения вопросов духовно-нравственного образования и воспитания.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя», автор, ценности, православие, русская культура, духовно-нравственное воспитание, нравственность, сознание, детство, «случайное семейство», диалог, народ, родители, учитель, субъект, Стратегия развития воспитания в Ро
Библиография:
1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1986.
2. Кошечко А. Н. Достоевский и апостасия: к вопросу об атрибутивных характеристиках экзистенциального сознания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 23–31.
3. Кошечко А. Н. Направления воспитания ценностной структуры повседневно-экзистенциального сознания Ф. М. Достоевского // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 11 (188). С. 194–202. DOI 10.23951/1609-624X-2017-11-194-202
4. Киносита Т. «Воспоминание спасет человека!» Воспоминания детства в творчестве Ф. М. Достоевского // Sub specie tolerantiae. Памяти В. А. Туниманова. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом) РАН. Санкт-Петербург: Наука, 2008. С. 110–117.
5. Кирдяшкин И. В. Гражданская культура молодежи как средство реабилитации смыслов отечественной культуры // Вестн. Пермского гос. ун-та (Perm State University Bulletin). 2014. Вып. 1 (25). С. 107–118.
6. Канунова Ф. З. Некоторые проблемы преподавания творчества Ф. М. Достоевского: общий курс по истории русской литературы XIX в. (III часть) // Достоевский и время: сб. статей / ред. Е. Г. Новикова, А. А. Казаков. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. C. 9–16.
7. Смирнов Я. В., Кошечко А. Н. Изучение проблемы ответственности в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и духовно-нравственное воспитание школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 2 (179). С. 119–123. DOI 10.23951/1609-624X-2017-2-119-123
8. Зеткина И. А. Вера как непременное условие воспитания // Интеграция образования. 2001. № 1. С. 106–109.
9. Михалков С. Достоевский и дети // Ф. М. Достоевский детям. М.: Детская литература, 1971. С. 5–11.
10. Кошечко А. Н., Бобырева А. А. Духовные императивы творчества Ф. М. Достоевского в преподавании литературы: теоретические и методические аспекты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 2 (179). С. 114–118. DOI 10.23951/1609-624X-2017-2-114-118
Выпуск: 6, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX–XXI ВЕКОВ
Страницы: 105 — 111
Скачиваний: 945