ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ НАРОДОВ СЕВЕРА
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-28-33
Описывается особенность коренных малочисленных народов Севера в поликультурной России, проявляющаяся в стремлении сохранения и дальнейшего развития культуры, языка, традиционного образа жизни своих предков. В результате систематизации аналитической информации 19 российских субъектов и анализа учебно-методических комплектов выявлена проблема в учебно-методическом обеспечении предметов, связанных с изучением этнокультуры народов, проживающих в данных регионах. В качестве одного из ключевых образовательных ресурсов в процессе комплексного формирования позитивных типов идентичности обосновывается необходимость учебного предмета (курса) «Культура народов Севера», разработанного на основе результатов научных исследований в Научно-исследовательском институте национальных школ Республики Саха (Якутия). Рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичности у детей коренных народов Севера. Приведены промежуточные результаты исследования.
Ключевые слова: культура, духовные ценности, коренные малочисленные народы Севера, гражданская, региональная, этнокультурная идентичность
Библиография:
1. Ivanova A., Filippova N., Vinokurova E. Formatoin of intercultural identity in children of nothern people in a multilingual context // International Journal of Environmental and Science Education, V. 11, 17, 2016. P. 9999–10009 (дата обращения: 04.06.2018).
2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
4. Леханова Ф. М., Васильева Н. Н., Унарова В. Я. Родные языки, литература и культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования Российской Федерации: сб. информационно-аналит. материалов. Якутск: Дани-Алмас, 2017. 220 с.
5. Борко Т. И., Галкин В. Т., Еманов А. Г., Павлов А. В. Культура народов Ямала: учебник. 5–7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. 352 с.
6. Хакимулина О. Н. История и культура коренных народов Таймыра: 10-11 кл.: учеб. пособие для общеобраз. учрежд. СПб.: Филиал издва «Просвещение», 2009. 288 с.
7. Филиппова В. В. Коренные малочисленные народы Севера Якутии в меняющемся пространстве жизнедеятельности: вторая половина XX века. Новосибирск: Наука, 2007. 176 с.
8. Проект историко-культурного стандарта: Минобрнауки РФ. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 31.05.2018).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577): Минобрнауки РФ. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 20.05.2018).
10. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М., 1994. 680 с.
11. Шевалье Дж. Проблемы возрождения языка: родные языки и носители языка // Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации. Якутск: Медиахолдинг «Якутия», 2015. С. 58–68.
12. Гончаров С. А., Набок И. Л. Образовательные ресурсы формирования и развития культуры межнациональных отношений в современной России // Реальность этноса. Роль образования в развитии межнациональных отношений в современной России: сб. ст. по материалам XV Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 10–16.
13. Иванова А. В. Культура межнациональных отношений в новых образовательных программах // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар: Наука и образование, 2013. № 7. С. 170–172.
Выпуск: 8, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
Страницы: 28 — 33
Скачиваний: 1224