СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА УНИВЕРСИТЕТА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-3-48-54
Введение. Актуальной проблемой является разработка содержания таких учебно-профессиональных задач, которые могут быть совместно с преподавателями поставлены, приняты студентами и решены для открытия ими профессионально-педагогической действительности. Целью статьи является обоснование гипотезы о содержании и уровнях становления проектной педагогической деятельности студента: репродуктивном, продуктивном, конструктивном, представление результатов исследования динамики развития проектной педагогической деятельности студентов первого курса психолого-педагогических и педагогических специальностей подготовки. На основе анализа научных работ, проведенных исследований и опыта работы со студентами психолого-педагогического направления подготовки высказано предположение, что студенту для организации учебной поисковой деятельности детей в начальной школе требуется сначала самому открыть для себя принципы организации учебной деятельности, что требует опробования собственного проекта организации учебной деятельности на практике, обнаружения разрывов замысла и реализации, открытия и применения определенных принципов педагогического действия для преодоления разрывов и дальнейшего перепроектирования. Материал и методы. В ходе опытно-экспериментальной проверки данной гипотезы был использован метод контент-анализа и экспертной оценки, которые позволили проанализировать полученные данные о содержании и уровнях проектной педагогической деятельности студентов. Результаты и обсуждение. Описаны результаты опытно-экспериментальной работы, в которой приняли участие 76 студентов первого курса, в том числе 52 студента Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (экспериментальная группа) и 24 студента педагогического направления подготовки Красноярского государственного педагогического университета (контрольная группа). Выявлена статистически значимая разница в развитии проектной педагогической деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп. Обнаружено, что на продуктивный уровень психолого-педагогического действия к концу первого курса выходят примерно в 3 раза больше студентов экспериментальной группы, конструктивного уровня студенты контрольной группы не достигают. Заключение. Разработанная система организации пробных педагогических действий по реализации проектных педагогических замыслов с целью открытия и оформления принципов поискового диалогического педагогического действия позволяет студентам уже на первом курсе достигать прогресса на высоких уровнях педагогического действия – продуктивном и конструктивном.
Ключевые слова: развитие, деятельность, проектное действие, деятельностный подход, уровни становления проектного действия
Библиография:
1. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование (psyedu.ru). 2015. Т. 20, № 5. С. 45–64.
2. Бедерханова В. П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учебное пособие / Кубанский государственный университет, 2011. 54 с.
3. Бондарев П. Б., Курочкина В. Е. Проектная деятельность учителя / Кубанский государственный университет, 2012. 88 с.
4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. 2000. № 9. С. 117–180.
5. Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Урок в системе развивающего обучения // Первое сентября. Начальная школа. 2012. № 23.
6. Глазычев В. Л. Проектирование в режиме диалога // Социальное проектирование в сфере культуры. М.: НИИ культуры, 1988. С. 83–89.
7. Гуружапов В. А. Проблема развития профессиональных компетенций будущих специалистов // Проблемы психологии высшей школы. 2008. № 2. C. 5–8.
8. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
9. Beach P. Self-directed online learning: A theoretical model for understanding elementary teachers online experiences // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 63. P. 326–337. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.01.007.
10. Phan H. Students’ academic performance and various cognitive processes of learning: an integrative framework and empirical analysis // Educational Psychology. Vol. 30 (3). P. 297–322. DOI: 10.1080/01443410903573297.
11. Gijbels D., Watering G. van de, Dochy F., Bossche P. van den. The relationship between students’ approaches to learning and the assessment of learning outcomes // European Journal of Psychology of Education. Vol. 20 (4). P. 327–341.
12. Давыдов В. В., Репкин В. В. Концепция российского начального образования (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). М.: Московская Интернет Компания, 2003. URL: http://www.ouro.ru/iro/offi cial/concept/ (дата обращения: 28.03.2014).
13. Юдина Ю. Г. К проблеме разработки уровневой модели личностно-профессиональных компетентностей педагога // Педагогика развития: движущие силы и практики развития: материалы 17-й Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск: ККИПК, 2011. С. 148–154.
14. Юдина Ю. Г. О профессиональном становлении педагога – практика развития // Практика развития: современные вызовы: материалы 20-й науч.-практ. конф. Красноярск: ККИПК, 2014. 328 с.
15. Зинченко В. П. Идея практики и практичности в традиции Г. П. Щедровицкого. М.: Московская Интернет Компания, 2007. URL: http://www.fondgp.ru/lib/mmk/47 (дата обращения: 28.09.2016).
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 48 — 54
Скачиваний: 722