ИДЕАЛ УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И СОЧИНЕНИЯХ ШКОЛЬНИКОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-3-102-108
На основе анализа современных историко-педагогических исследований даны трактовки, сформулированные учеными, таких понятий, как «идеал учителя», «миссия учителя», что помогает представить педагогический идеал как образ-образец. Показано, что вторая половина XIX – начало XX в. в истории отечественного образования представляет особый интерес, поскольку именно в данный период шло интенсивное развитие педагогических идей, высказывались важные для осмысления суждения об идеале, миссии, роли учителя, не утратившие своей значимости. Излагаются взгляды современных ученых об идеале и миссии учителя, которые являются актуальными сегодня и останутся таковыми в перспективе. Особое внимание сосредоточено на исследовании, проведенном в начале XX в., в котором имеются обобщенные данные о том, каким должен быть идеальный учитель с точки зрения самих учеников. Приводятся размышления школьников об идеале учителя, указываются черты характера, личностные и профессиональные качества педагога, которые оказывают, с их точки зрения, наиболее благоприятное влияние на молодежь.
Ключевые слова: идеал, миссия, учитель, образование, школьник, вторая половина XIX – начало XX в
Библиография:
1. Бушуева Т. С. Педагогический идеал как профессионально стимулирующий ориентир деятельности учителя в трактовке классиков педагогики // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2015. № 4. С. 54–57.
2. Уткин А. В. Идеал учителя как источник формирования представлений об образовательной миссии российского педагога последней трети XIX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 35–44.
3. Школьное образование и образ учителя в России (вторая половина ХIХ – начало ХХ века): учеб. пособие / И. Д. Лельчицкий, В. М. Лобзаров, Т. А. Журавлева, Н. С. Марков; под ред. И. Д. Лельчицкого, В. М. Лобзарова. Тверь, 2014. 156 с.
4. Лельчицкий И. Д., Лукацкий М. А. «Идеал учителя» как научное понятие: историко-педагогический аспект // Педагогика. 2005. № 1. С. 79–85.
5. Уткин А. В. Социальная миссия учителя: взгляд из прошлого в будущее // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2015. № 5 (66). С. 128–135.
6. Уткин А. В. Миссия учителя в междисциплинарной проблематике исследований // Преподаватель XXI век. 2012. № 1. С. 46–56.
7. Уткин А. В. «Учительский вопрос» на рубеже XIX–XX веков // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2011. № 6. С. 154–167.
8. Лельчицкий И. Д. Педагогическое наследие М. М. Рубинштейна: к проблеме идеала учителя // Непрерывное образование. 2014. № 4 (10). С. 56–59.
9. Шиков К. М., Дворникова Е. И. Становление профессионального идеала учителя русского языка на рубеже XIX – начала XX вв. // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 168–175.
10. Репринцев А. В. Образ идеального учителя в философско-педагогической концепции В. А. Сухомлинского: диалектика идеального и реального // Известия Воронежского гос. пед. ун-та. 2013. № 2 (261). С. 14–19.
11. Астапенко Е. В. Поиски идеала школьного учителя в трудах известных педагогов, философов и психологов XIX–XX веков // Вестн. Тверского гос. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 1. С. 67–81.
12. Белявский Е. В. Педагогические воспоминания. 1861–1902 гг. М., 1905.
13. Учителя средних школ с точки зрения учащихся старших классов // Вестник воспитания. 1906. № 1. С. 124–132.
14. Воюшина М. П. Способность к диалогу – основа профессионализма учителя // Вестн. Герценовского ун-та. 2010. № 1 (75). С. 99–102.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Страницы: 102 — 108
Скачиваний: 837