ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ НАСТАВНИЧЕСТВА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-61-70
Введение. Интеграционные процессы в образовании – явление достаточно сложное, требующее анализа психологической и педагогической позиций. В условиях интеграционных процессов профессиональная подготовка медицинских специалистов среднего звена нуждается в совершенствовании и модернизации. Наиболее актуальными направлениями в этой области являются ориентир на достижение международных стандартов качества образования (стандарты профессионального движения «WorldSkills Россия» («Ворлдскиллс Россия»)) и актуализация роли предприятий в обучении студентов компетенциям, отвечающим требованиям рынка труда, вовлечение работодателей и других возможных партнеров в разработку квалифицированных требований к молодому специалисту. В настоящее время изучение вопросов интеграции образования, его видов и форм имеет актуальное значение для развития как всей системы образования, так и его части – профессионального образования. Цель интеграции в системе профессионального образования – достижение международных стандартов подготовки специалистов в соответствии со стандартами WorldSkills. Для системы профессионального образования интеграция и наставничество, по сути, являются реальными механизмами, которые приведут систему профессионального образования к достижению запланированных в национальном проекте целевых результатов. Как показывает многолетний опыт реализации, огромную пользу это приносит для таких профессий средних медицинских работников, как медицинская сестра, фельдшер и акушерка. Ведь медицинский работник должен обладать не только профессиональными навыками, уметь выполнять медицинские манипуляции, но и обладать профессионально важными качествами личности. Материал и методы. Представлен теоретический анализ поставленной научной проблемы, обобщены данные экспериментальной деятельности по модернизации системы наставничества и использование ее для интеграции деятельности Томского базового медицинского колледжа и ряда предприятий, заинтересованных в высококвалифицированных выпускниках. Заключение. Возрождение и развитие института наставничества в условиях интеграционных процессов позволяют логически завершить процесс формирования профессиональной идентичности медицинского специалиста среднего звена и закрепить его на рабочем месте. Интеграция профессионального образования и производства позволяет разнообразить виды образовательной, производственной и исследовательской деятельности студентов, вследствие чего человек получает разностороннюю подготовку как индивид, как личность и как субъект.
Ключевые слова: интеграционные процессы в образовании, профессиональная подготовка, качество образования, система наставничества
Библиография:
1. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 гг.». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70783150/#ixzz5ksS60epC (дата обращения: 05.06.2019).
2. Брызгалина Е. В., Миронов В. В. Управление образованием как ответ на вызовы системе образования современной России: социально-философские основания // Пространство и время. 2015. Т. 9, № 2. URL: http://j-spacetime.com/actual%20content/t9v2/2227-9490eaprovr_e-ast9ß2.2015.54.php (дата обращения: 05.06.2019).
3. Петрусевич А. А., Джамбулова Ш. Ж. Современные вызовы развитию образования // Омский науч. вестн. 2015. № 2 (136). С. 114–117.
4. Есенина Е. Ю., Блинов В. И., Сергеев И. С. Базовые ценности профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1. С. 4–15.
5. Скоробогатов А. В., Иуков Е. А. История становления и развития профессионального образования в России (XVIII–XX вв.) // История образования. 2017. № 2. С. 181–186.
6. Никитина В. В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). С. 50–56.
7. Головнев А. В. Дефиниции к наставничеству в условиях среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28084 (дата обращения: 26.08.2019).
8. Безрукова В. С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск: СИПИ, 1990. 188 с.
9. Посталюк Н. Ю. Интеграционные процессы в российской системе профессионального образования // Интеграция образования. 2014. № 4 (77). С. 6–10.
10. Нурутдинова А. Р. Модернизация профессионального образования: педагогическая интеграция (ретроспективный анализ) // Вестн. Пермского национ. исслед. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 3. С. 130–138.
11. Остапенко Т. И. Процессы интеграции в учреждениях среднего профессионального образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14, № 2-2. С. 334–336.
12. Чапаев Н. К. Акмеологическая миссия профессионального образования в условиях интеграции образования, производства и науки // Научный диалог. 2014. № 2 (26): Педагогика. С. 126–145.
13. Указ президента РФ от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия “За наставничество”». URL: https://base.garant.ru/71891182/ (дата обращения: 05.04.2019).
14. Омельченко С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе // Вестн. ЮУрГУ. 2006. № 16. С. 14–17.
15. Филатова Е. В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования // Вестн. КемГУКИ. 2012. № 18. С. 196–201.
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 61 — 70
Скачиваний: 745