ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-86-93
Введение. Рассматривается технология смешанного обучения, объединяющая в себе преимущества традиционного аудиторного и электронного обучения, обеспечивающая развитие студента как субъекта самообразовательной деятельности и формирующая его готовность к саморазвитию в будущем. Целью исследования является рассмотрение и анализ особенностей, ключевых характеристик технологии смешанного обучения, исследование моделей ее внедрения в учебный процесс, а также описание опыта применения данной технологии в ходе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в вузе. Материал и методы. Использовались методы теоретического анализа: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы и интернет-ресурсов по проблеме исследования, изучение зарубежного опыта использования смешанного обучения в образовательном процессе, а также рефлексия педагогической деятельности автора данной статьи. Результаты и обсуждение. Описаны модели и подходы внедрения смешанного обучения в учебный процесс. Выделены ключевые характеристики смешанного обучения: индивидуализация образовательного процесса, продуктивная самостоятельная работа, рациональное использование аудиторного времени, активное использование современных информационно-коммуникационных технологий и т. д. Дана характеристика взаимодействия субъектов (преподаватель, студенты, электронные образовательные ресурсы) и реализуемых ими ролей в модели смешанного обучения. Рассмотрены электронные ресурсы для внедрения смешанного обучения в образовательную практику (системы управления обучением, массовые открытые онлайн-курсы, облачные сервисы Google for Education). Описан опыт применения технологии смешанного обучения в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык». Учебный процесс строился в соответствии с технологией Flipped Classroom, которая реализуется в виде трехступенчатой образовательной модели – самостоятельная доаудиторная работа (просмотр видеолекций с целью ознакомления с теоретическим материалом до занятия, выполнение заданий для проверки понимания просмотренного материала), аудиторная работа (активные/творческие виды учебной деятельности) и постаудиторная работа (самостоятельное обобщение изученного учебного материала). Заключение. Сделан вывод о том, что результатом использования модели смешанного обучения является повышение качества знаний студентов и развитие их способности учиться самостоятельно.
Ключевые слова: смешанное обучение, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа, Google for Education, перевернутый класс
Библиография:
1. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8–13.
2. Bonk C., Graham C. Handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2005. 624 p.
3. Cennamo K. Real world instructional design. Belmont, CA: Thomas Wadsworth, 2005. 54 p.
4. Куркан Н. В. Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 488–491. URL: https://moluch.ru/archive/85/16008/ (дата обращения: 10.05.2019).
5. Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 40 с.
6. Twigg C. A. Improving Learning and Reducing Costs: New Models for Online Learning // EDUCAUSE Review. 2003. Vol. 38 (5). P. 29–38.
7. Horn M. B., Staker H. Blended: Using Disruptive Innovation to Improve Schools. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2015. 304 p.
8. Alammary A., Sheard J., Caebone A. Blended learning in higher education: Three different design approaches // Australasian Journal of Educational Technology. 2014. Vol. 30 (4). P. 440–454.
9. Евсеева А. М. Смешанное обучение как форма организации учебного процесса по иностранному языку в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 955.
10. Крылова Е. А. К вопросу о смешанном обучении // Герценовские чтения. Иностранные языки: cб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 405–408.
11. Products and ideas to drive impact for students and educators. URL: https://support.google.com/a/answer/139019?hl=ru (дата обращения: 10.05.2019).
12. Гладких Д. С. Использование технологии Flipped Classroom при обучении иноязычной письменной речи в старшей школе. URL: http://vkr.pspu.ru/uploads/268/Gladkih_vkr.pdf (дата обращения: 10.05.2019).
13. Штерензон В. А., Худякова С. А. Применение технологии Flipped Classroom в информационно-математической подготовке специалистов и бакалавров пожарной и техносферной безопасности // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. 2015. № 4 (19). С. 189–196.
14. Berrett D. How ‘flipping’ the classroom can improve the traditional lecture. URL: http://chronicle.com/article/How-Flipping-the-Classroom/130857/ (дата обращения: 10.05.2019).
15. Яковлева А. Г. Организация смешанного обучения в преподавании педагогических дисциплин // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. № 4 (181). С. 96–99.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 86 — 93
Скачиваний: 1094