СПОСОБЫ И ФОРМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СООБЩЕСТВ В СОБЫТИЙНЫХ СЕТЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-125-133
Введение. Неформальное (или неформализованное) образование рассматривается сегодня как сфера услуг, направленная на удовлетворение потребностей населения. Вместе с тем обращается внимание на потенциал неформализованного образования отвечать на запросы общества в трансляции ценностных ориентаций, идеалов, способов и форм социальной деятельности и, по сути, влиять на трансформацию современного гражданского общества, динамику личности сограждан. Необходимо отметить, что нормативно-правовая база сферы неформализованного образования, достаточная для интенсивного развития и активной подготовки его субъектов, отсутствует. Для продвижения образовательной деятельности структур неформализованного образования необходим поиск способов и форм подготовки субъектов, способных выстраивать событийные образовательные сети. Цель – представить характеристику способов и форм самоорганизации разновозрастных сообществ, реализуемых в развивающихся событийных сетях с активным использованием практик сферы неформального образования (они трактуются в литературе как динамическая совокупность взаимосвязанных друг с другом педагогических событий). Материал и методы. Выявление на основе анализа отечественных и зарубежных исследований научных работ, результаты которых можно трактовать как способы разрешения проблем, обозначенных в данной разработке, методы моделирования, анализа и обобщения педагогического опыта, педагогические опросы, интервьюирование, включенное наблюдение, общественно инициированная и организованная экспертиза. Результаты и обсуждение. Обосновано: если речь идет об образовательном учреждении, где активно развиваются событийные практики сферы неформального образования, важно создать условия, чтобы (само)организация разновозрастной (прежде всего с участием детей и взрослых) общности стала приоритетным процессом в образовательной организации. Результативные формы самоорганизации разновозрастных сообществ, активно использующих практики сферы неформального образования: школьные общности неформального общения (клубы, музыкальные группы, проч.), семья (семейное образование и досуг); читательские клубы по интересам; религиозные сообщества прихожан; группы путешественников и участников экскурсионных маршрутов. Способы самоорганизации разновозрастных сообществ, активно использующих образовательные практики сферы неформального образования: игровая и проектная деятельность, самостоятельная групповая творческая деятельность, краудсорсинг, участие в социальных сетевых сообществах. Заключение. Деятельность разновозрастных сообществ в сфере неформального образования по созданию событийных образовательных сетей требует изменений в деятельности руководителей системы формализованного образования, в том числе в создании условий для детей и взрослых и соответствующим образом организованной территории для неформального приложения творческих сил и фантазии.
Ключевые слова: разновозрастные сообщества, практики сферы неформального образования, событийные образовательные сети, (само)организация, самостоятельная деятельность, государства Евразии
Библиография:
1. Smith M. K. What is non-formal education? // Тhe encyclopedia of informal education. URL: http://infed.org/mobi/what-isnonformal-education (дата обращения: 10.03.2020).
2. Fordham P. E. Informal, non-formal and formal education programmes. L.: YMCA George Williams College, 1993.
3. Eraut M. Non-formal learning, implicit learning and tacit knowledge in professional work // The Necessity of Informal Learning. Bristol: The Policy Press, 2000. Vol. 4. Р. 12–31.
4. Carron G. Non-formal education: information and planning issues // IIEP Research Report. Paris: UNESCO, 1991. № 90.
5. Jeffs T., Smith M. K. Informal education and health promotion // Evidence Based Health Promotion. L.: John Wiley, 1999.
6. Kedrayate А. Non-Formal Education: Is It Relevant or Obsolete? // International Journal of Business, Humanities and Technology. 2012. Vol. 2. P. 11–15.
7. Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 230–259.
8. Змеев С. И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3. С. 94–101.
9. Писарева Л. И. Европейский проект lifelong learning и его реализация в немецкой модели Weiterbildung // Проблемы современного образования. 2016. № 3. URL: http://www.pmedu.ru/index.php/ru (дата обращения: 10.03.2020).
10. Rogers A. Non-formal education: flexible schooling or participatory education. N.Y., 2005. 103 р.
11. Асмолов А. Г. Гонки за будущим: и вот наступило потом. URL: http://www.firo.ru/?cat=17 (дата обращения: 10.03.2020).
12. Цирульников А. М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 260–275.
13. Aldrich H. E. The Environment as a Network of Organizations: Theoretical and Methodological Implications. Organization Studies. N.Y., 1979.
14. Иванова С. В., Иванов О. Б. Влияние социально-экономических условий на формирование образовательного пространства в постиндустриальном обществе // Коммуникология. 2015. Т. 3, № 4. С. 52–73.
15. Общественно активная школа как инструмент управления развитием детско-взрослой общности // Управление образованием: сб. ст. / отв. ред. Н. А. Заиченко. СПб.: Отдел оперативной полиграфии Санкт-Петербургского филиала Нац. иссл. ун-та «Высшая школа экономики», 2014. Вып. 3.116 с.
16. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации: учеб. пособие. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 2009. 612 с.
17. Амирова С. С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1995. 27 с.
18. Ashby W. R. Principles of the Self-Organizing Dynamic System // Journal of General Psychology. 1947. Vol. 37. Р. 125–128.
19. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: человек, конструирующий себя и свое будущее. 2-е изд., стереотип. М.: КомКнига, 2018. 264 с.
20. Von Ahn L. Games with a Purpose // Computer. 2006. № 39 (6). Р. 92–94. DOI: 10.1109/MC.2006.
21. Feiler D. C., Kleinbaum A. M. Popularity, similarity, and the network extraversion bias // Psychological Science. 2015. Vol. 26. Р. 593–603.
22. Концевая Г. М., Концевой М. П. Сетевой краудсорсинг в обучении иностранным языкам и переводу. URL: http://conf.tsu.tula.ru/discussion/viewtopic.php?f=21&t=13184 (дата обращения: 10.03.2020).
23. Соловейкина М. П. Краудсорсинг как эффективный инструмент коллективного взаимодействия // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по материалам XXIV Междунар. науч.-практ. конф. № 7 (17). Новосибирск: СибАК, 2019. С. 59–65.
24. Палей Т. Ф. Краудсорсинг как средство повышения эффективности системы управления вузом и инфраструктурного развития // Проблемы современной экономики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф., Челябинск, 20–23 октября 2012 г. Челябинск, 2012. С. 140–142.
25. Хиценко В. Е. Самоорганизация: элементы теории и социальные приложения. М.: Либроком, 2012. 224 с.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 125 — 133
Скачиваний: 658