АНДРОГИННЫЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ ЛЕНЫ ЭЛТАНГ «КАМЕННЫЕ КЛЕНЫ»
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-6-135-143
Введение. Образ андрогина, начиная с «Пира» Платона, служит осмыслению темы любви, проблемы поиска антропологической цельности. Широкую палитру вариантов осмысления андрогинности дает модернистская литература рубежа ХIX–ХХ вв., в традиции которой вписывается творчество современного писателя Лены Элтанг. Цель – проанализировать воплощение мотива андрогина в романе Л. Элтанг «Каменные клены». Материал и методы. Работа М. Элиаде «Мефистофель и Андрогин, или Тайна целостности», исследования образа андрогина в литературе Серебряного века и философии И. А. Едошиной, Е. С. Турутиной, Н. А. Копыловой, труды Б. М. Гаспарова и И. В. Силантьева о мотивном анализе. Результаты и обсуждение. В «Каменных кленах» андрогинные мотивы проявлены в коллизиях взаимоотношений центральных персонажей Саши Сонли и Луэллина Элдерберри, сводных сестер Саши и Эдны, представлены в нескольких вариантах, включая «интерсексуальные переодевания» (М. Элиаде), жертвоприношение. Обретение любви, обеспечивающее антропологическую и онтологическую полноту бытия, сопряжено с преодолением трудностей (мотивы прохождения испытаний, разгадывания загадок, выбор суженого). Соединение двух людей в гармоничное целое передано через метафорические образы женщины и мужчины: «автор – читатель», «хозяйка гостиницы – постоялец». Л. Элтанг принципиально дистанцируется от телесной семантики мотива андрогина, актуализируя его символический смысл: соединение со второй половиной трактуется как встреча автора со своим читателем, готовым стать соавтором. Заключение. Роман Лены Элтанг «Каменные клены» вписывается в традиционную, начиная с Античности, интерпретацию образа андрогина, выражающего идею «реинтеграции противоположностей» (М. Элиаде), преодоления одиночества, обретения антропологической и онтологической полноты и целостности личности. Андрогинные мотивы раскрывают в романе темы любви и творчества. Обретение Другого и соединение с ним, подобное по сути андрогинности, дает центральным персонажам романа смысл существования.
Ключевые слова: Л. Элтанг, модернизм, литература русской эмиграции, мотив, андрогин
Библиография:
1. Михайлова Г., Самойленко А. Художественная картина мира в романе Лены Элтанг «Каменные клены» // Литература. Вильнюс. 2013. № 55(2). URL: https://www.researchgate.net/publication/296687077_HUDOZESTVENNAA_KARTINA_MIRA_V_ROMANE_LENY_ELTANG_KAMENNYE_KLENY (дата обращения: 3.02.2021).
2. Едошина И. А. Онтология модернизма: фрагментарность и целостность // Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы. М.: РГГУ; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. С. 52–159.
3. Копылова Н. А. Идея андрогинности в античной культуре // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». 2014. Т. 27 (66), № 1. С. 97–104.
4. Турутина Е. С. Андрогинность как выражение антропологического смысла любви в гендерной деконструкции отечественного философско-культурологического дискурса // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. № 7. С. 98–105.
5. Элиаде М. Мефистофель и Андрогин, или Тайна целостности: пер. с фр. / науч. ред. С. С. Тавашерния. СПб.: Алетейя: Университетская книга, 1998. URL: http://askrsvarte.org/pub/downloads/mefisto.pdf (дата обращения: 13.02.2020).
6. Шишлова Е. Э. Психологическая и философская рефлексия феномена андрогина как постгендера // Вестник МГИМО-Университета. 2014 № 1 (34). С. 244–253.
7. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М.: Наука, 1994. 303 [1] c.
8. Силантьев И. В. Мотив как проблема нарратологии // Критика и семиотика. Вып. 5. Новосибирск: Ин-т филологии СО РАН, 2002. С. 32–60.
9. Элтанг Л. Каменные клены: роман. М.: АСТ: Астрель, 2009. 414 с.
10. «Писателю не стоит обижаться на страну, где живут его читатели»: Интервью Лены Элтанг Ольге Бубич // Белорусский журнал. 10.08.2015. URL: http://journalby.com/news/lena-eltang-pisatelyu-na-stoit-obizhatsya-na-stranu-gde-zhivut-egochitateli-438 (дата обращения: 12.02.2020).
11. Платон. Сочинения в четырех томах: пер. с древнегреч. Т. 2 / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. 528 с.
12. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава. 1888. № 10. С. 96–107.
13. Полева Е. А., Величко О. П. Сказочный интертекст в романе Лены Элтанг «Каменные клены» (часть первая) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2020. Вып. 3. С. 53–62.
14. Никанорова Е. К. Буря на море, или Буран в степи (к вопросу о типологии мотивов). Статья первая // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Вып. 5 / под. ред. Т. И. Печерской. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002. С. 3–36.
15. Нагина К. А. «Метельный» мир в творчестве А. Блока, А. Белого, В. Брюсова на фоне литературной традиции // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2011. № 3. C. 47–55.
16. Турышева О. Н. Метафоры чтения в творчестве Владимира Сорокина // Текст. Книга. Книгоиздание. 2020. № 22. С. 89–109.
17. Полева Е. А. Андрогинные мотивы в романе Лены Элтанг «Побег куманики» // Сибирский филол. журнал. 2021. № 2. С. 148–160.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Страницы: 135 — 143
Скачиваний: 603