Организация содействия профессиональному самоопределению студенческой молодежи посредством реализации программы дополнительного образования
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-2-95-100
Ставится проблема, связанная с низкими показателями трудоустройства молодежи по причине несформированности профессиональных ориентаций и профессионального самоопределения для самостоятельного карьеропостроения, в том числе у молодежи, получающей профессиональное образование. В связи с этим необходимо внедрение актуальных для современной студенческой молодежи механизмов содействия профессиональному самоопределению, построения карьеры и трудоустройству. В качестве одного из таких механизмов предлагается программа дополнительного образования. Цель – разработка, апробация и анализ результатов дополнительной общеразвивающей программы по карьеропостроению и подготовке к выходу на рынок труда студентов, затрудняющихся в профессиональном самоопределении и не сформировавших представления о своей карьерной траектории. Были проведены теоретический анализ понятий «молодежь» и «студенческая молодежь»; анкетирование студентов Томского государственного педагогического университета выпускного курса (2020–2022 гг.), выделение основной целевой группы – «затрудняющиеся» студенты, разработка и реализация программы. Представлена главная содержательная идея и отличительные особенности программы дополнительного образования (общеразвивающей) «Основы эффективного трудоустройства в сфере образования». На базе сравнительного анализа входного и итогового анкетирования «затрудняющихся» студентов – участников программы зафиксирована положительная динамика по показателям «планируют трудоустройство в сфере образования» и «идентифицируют себя с профессионально-педагогической деятельностью». По результатам мониторинга трудоустройства участников программы зафиксировано, что в среднем 67 % из них трудоустроились по профилю полученного педагогического образования. Выявлено, что реализация дополнительной общеразвивающей программы «Основы эффективного трудоустройства в сфере образования» мотивирует студентов к построению профессионально-педагогической карьеры, оказывает положительное влияние на формирование профессионально-педагогической идентичности и может использоваться как механизм содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов в региональную систему образования.
Ключевые слова: занятость, трудоустройство, содействие, студенческая молодежь, программа дополнительного образования
Библиография:
1. Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/727589199 (дата обращения: 20.09.2022).
2. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1. URL: https://docs.cntd.ru/document/9005389 (дата обращения: 20.04.2022).
3. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/103544/paragraph/10920:0 (дата обращения: 05.01.2022).
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы: постановление от 15 апреля 2014 г. № 295. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70643472/paragraph/247719:0 (дата обращения: 04.01.2022).
5. Об утверждении основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: распоряжение от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 03.01.2022).
6. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/573248507 (дата обращения: 21.05.2022).
7. Социология молодежи: электронная энциклопедия / под ред. В. А. Лукова. URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/281-vozrastnye-granicy.html (дата обращения: 06.01.2022).
8. Лисовский В. T. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Мысль, 1990. 216 с.
9. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. URL: https://psylib.org.ua/books/konis01/index.htm (дата обращения: 26.12.2022).
10. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. 1998. № 5. С. 90–98. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/781/692/1217/014.RUTCHKIN.pdf (дата обращения: 06.01.2022).
11. Чередниченко Г. А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. № 7. Июль. C. 119–125. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/459/728/1224/Cherednichenko.pdf (дата обращения: 03.01.2022).
12. Чирун С. Н. Есть ли будущее у молодежи? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3 (9): в 3 ч. Ч. 2. C. 230–233. URL: https://www.gramota.net/materials/3/2011/3-2/53.html (дата обращения: 03.01.2022).
13. Лисовский В. Т. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. 460 с.
14. Поздеева С. И., Шаляпина С. В. Составляющие профессионального самоопределения студента педагогического вуза // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 3 (31). С. 36–47. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-36-47
15. Программа дисциплины «Эффективное трудоустройство». Казань, 2020. 24 с. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1ii_OXqvJ7jhVmXCDFfbXFrfLjFsDenBz (дата обращения: 20.03.2022).
16. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2012 года № 273 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 26.03.2022).
17. Шаляпина С. В. Содержание организационно-педагогических условий процесса содействия профессиональному самоопределению студентов (на примере педагогического вуза) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. Вып. 2 (214). С. 17–23. DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-17-23
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
Страницы: 95 — 100
Скачиваний: 448