Интеллект-шоу как гибридный жанр дискурса массмедиа
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-4-110-118
Медиадискурс занимает особое место в современной коммуникации, являясь гибридным по своей природе. Это свойство обусловлено функционированием в рамках данного дискурса субдискурсов, соответствующих всем сферам человеческой деятельности. В настоящее время вследствие тенденций медиасферы к развлекательности происходит активизация процесса гибридизации дискурса массмедиа. В связи с этим особую актуальность получает многоаспектное изучение медиажанров, в частности проблема жанровой гибридизации дискурса массмедиа. Наблюдается процесс изменения жанров медиадискурса в результате соединения в них характерных признаков различных жанров и типов дискурса. Цель исследования состоит в выявлении и описании типов гибридности, характеризующих жанр интеллект-шоу. Материалом послужили выпуски российских телевизионных интеллектуальных игр «Умницы и умники» и «Что? Где? Когда?» (Первый канал). Исследование проводилось на основе метода дискурс-анализа и метода лингвопрагматического анализа, предполагающих рассмотрение речевого поведения партнеров коммуникации, включая особенности ситуативно-ролевого варьирования речи. С целью сбора материала использовался метод транскрибирования звучащей речи. Сделанные наблюдения позволяют заключить, что жанр интеллект-шоу характеризуется наличием четырех основных типов гибридности: жанровой, дискурсивной, поликодовой и политекстовой. Жанровая гибридность обусловлена гипержанровой природой интеллект-шоу, предполагающей включение в его состав ряда субжанров. Дискурсивная гибридность является результатом соединения признаков спортивного, судебного, дидактического и развлекательного дискурса. Политекстовая гибридность определяется использованием приемов стилизации, а также включением прецедентных текстов. Поликодовая гибридность характеризуется взаимодействием различных знаковых систем. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что гибридность жанра интеллект-шоу обусловливает появление в нем новых свойств, таких как симметричность коммуникации и интимизация; тенденция к использованию полилога; тенденция к ролевому варьированию речи ведущего; тенденция к стилизации. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в подходе к описанию жанра интеллект-шоу, основанном на выявлении особенностей его реализации в контексте коммуникативного события интеллектуальной игры. Научную новизну данной работы определяет расширение понятийного аппарата в рамках теории речевых жанров: предлагается к использованию термин «дискурсивная гибридность».
Ключевые слова: дискурс-анализ, медиадискурс, речевой жанр, гибридный жанр, интеллект-шоу
Библиография:
1. Анисимова Е. Е. О гетерогенности религиозного дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 675. С. 9–22.
2. Щипицина Л. Ю. Виды гибридности в компьютерно-опосредованной коммуникации // Изв. Сарат. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 30–35.
3. Карасик В. И. Высказывание, жанр, дискурс: семиотическое моделирование // Жанры речи. 2020. Вып. 2 (26). С. 90–99.
4. Панкратова О. А. Лингвосемиотическая характеристика спортивного дискурса: автореф. дис. … канд. наук. Волгоград, 2005. 24 с.
5. Дубровская Т. В. Интервью с судьями как гибридный тип дискурса // Юрислингвистика. 2010. С. 25–35.
6. Войтак М. О. О жанрах речи и их печатных конкретизациях // Медиалингвистика. 2014. Вып. 1 (4). С. 53–62.
7. Колосова А. А. О трудностях жанрового анализа новостных медиатекстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. Вып. 3 (46). С. 112–114.
8. Марьянчик В. А. Медиа-политический текст: сценарии, нормы, стереотипы. Архангельск: Поморский университет, 2011. 282 с.
9. Борисова С. С. Персуазивные стратегии в аналитических жанрах медиатекста: автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2016. 22 с.
10. Шмелева Т. В. «Уплотнение жанров» как тенденция медиасферы // Жанры речи. 2018. № 4 (20). С. 270–276.
11. Тырыгина В. А. Проблема жанра в массово-информационном дискурсе: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2008. 47 с.
12. «Умницы и умники». URL: https://www.1tv.ru/shows/umnicy-i-umniki (дата обращения: 15.02.2022).
13. «Что? Где? Когда?». URL: https://www.1tv.ru/shows/chto-gde-kogda (дата обращения: 15.02.2022).
14. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М., 2009. 320 с.
15. Дементьев В. В. Социопрагматический аспект теории речевых жанров: учеб. пособие. Саратов: Изд-во Саратов. пед. ин-та, 1998. 107 с.
16. Тарасова А. Н. Архитекстуальность: дискурс – речевой жанр – текст (на материале французской прессы) // Вестник МГЛУ. 2016. Вып. 12 (751). С. 190–198.
17. Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики // Медиалингвистика. 2015. Вып. 1 (6). С. 45–56.
18. Хотног А. В. Природа гибридного дискурса (на материале французского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Вып.8. С. 190–194.
Выпуск: 4, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 110 — 118
Скачиваний: 340