Миромоделирующие функции топоса сада в пьесе Н. Садур «Доктор сада» (2011)
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-6-152-161
В статье рассматривается пьеса современного русского драматурга Н. Садур «Доктор сада» (2011), в которой на первый план выходит описание пространства сознания героев. Пьеса, практически не попадающая в поле зрения исследователей, представляет собой интересный пример реализации художественных возможностей категории пространства. В статье анализируются миромоделирующие возможности топоса сада в пьесе Н. Садур. Доказывается, что образ сада в пьесе многослоен и реализуется на разных уровнях: культурно-символическом, реальном, социально-бытовом, природно-биологическом, на уровне пространства сознания героев. Пьеса прочитывается с двух точек зрения: как реалистическая, с социально-психологическим конфликтом, и как неомодернистская, с изображением внутреннего конфликта сознания героев. Реалистический план представляет собой описание социально-бытовой драмы героев-интеллигентов Олега Павловича и Ларисы Нежиных, оставшихся в новой стране (после 1990-х гг.) на «обочине» жизни. Они остро переживают как свой новый маргинальный статус, так и внутренние проблемы, связанные с принятием себя, своего возраста и своих отношений. Однако в «Докторе сада» автор сосредоточивается в большей степени на изучении пространства сознания героев. Введение героя-двойника, высвечивающего психологическое состояние Олега Павловича и Ларисы, является в пьесе главным средством создания модернистского мирообраза. Подчеркивается также принципиально важное значение топоса сада, представляющего собой больше, чем место действия. На основании анализа пространственной структуры пьесы делается вывод о том, что сад, являющийся одновременно и реальным пространством, в котором происходит действие, и действующим лицом, и символическим культурным топосом, становится для автора миромоделирующим средством. В заключении делается вывод о том, что неомодернистская игра с пространством позволяет выстроить художественный мир, в логике которого внешнее пространство отражает внутреннее.
Ключевые слова: современная драматургия, творчество Н. Садур, топос сада, игровое пространство
Библиография:
1. Вольтер. Кандид, или Оптимизм // Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги. М.: Академия, 1932. Т. 1. С. 135–269.
2. Хачатрян А. Б. Пространственный образ сада как центральный образ пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» // Язык и репрезентация культурных кодов, 2019. Ч. 2. С. 124–126.
3. Лихачев Д. С. Поэзия садов. М.: Согласие, 1998. 472 с.
4. Богданова О. А. Усадьба и дача в русской литературе XIX–XXI вв.: топика, динамика, мифология. М., 2019. 288 с.
5. Дмитриева Е. Е. Русская усадьба: семантика, топос и хронос // Имагология и компаративистика. 2019. № 11. С. 140–173.
6. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М.: РОССПЭН, 2004. 376 с.
7. Доманский В. А. Русская усадьба в художественной литературе ХIХ века: культурологические аспекты изучения поэтики // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 291. С. 56–60.
8. Летягин Л. Н. Усадебный металандшафт России // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. М.: Жираф, 2004. № 10. С. 9–18.
9. Громова М. И. Русская драматургия конца XX – начала XXI века. М.: Флинта, 2017. 364 с.
10. Садур Н. Н. Доктор сада // Ехай. М.: Культурная революция, 2014. С. 501–531.
11. Кудрина (Старченко) Е. В. Образ сада в пьесах Нины Садур // Семантика сада и леса в русской литературе и фольклоре. М.: ИМЛИ. С. 267–275.
12. Дмитриева Е. Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. 2-е изд. М.: ОГИ, 2008. 524 с.
13. Синицкая А. В. Ваши шесть соток (Дачная «мифология» в российском культурном контексте) // Коды русской классики: «дом», «домашнее» как смысл, ценность и код: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 19–20 нояб. 2009): в 2 ч. Самара, 2010. Ч. 2. С. 217–221.
14. Розов В. С. Пьесы Нины Садур // Н. Садур. Чудная баба: пьесы. М.: В/О «Союзтеатр» СТД, СССР, 1989. С. 314–318.
15. Кудрина (Старченко) Е. В. «Магический реализм» драматургии Н. Садур // Текст, контекст, интертекст: сборник научных статей по материалам международной научной конференции «XV Виноградовские чтения»: в 3 т. М.: Книгодел, 2019. Т. 2. С. 290–296.
16. Заболотняя М. Искусство – дело волчье // Петербургский театральный журнал. 1993. № 3. С. 11–15.
17. Славянские древности: этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2009. 656 с.
18. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: образ мира и миры образов. М., 1996. 415 с.
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РФ
Страницы: 152 — 161
Скачиваний: 257