Отношение вьетнамских студентов к развитию навыков устной и письменной речи русского языка при помощи социальных сетей: количественное исследование
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-1-106-113
Технологическое развитие не только объединяет людей во всем мире, но и открывает путь в образовательной сфере. В качестве вспомогательного средства социальные сети обеспечивают естественное общение и обмен информацией, предоставляют обучающим и ученикам образовательные ресурсы, услуги по разработке материалов и организации обучения, а также создают образовательную среду в форме виртуальных сообществ для взаимодействия, где учителя и ученики активно участвуют в процессе обучения, где обучающие одновременно выступают в роли консультантов и участников коммуникации. Целью исследования является изучение отношения студентов бакалавриата вьетнамских университетов к развитию навыков устной и письменной речи русского языка с помощью социальных сетей вне стен классной комнаты. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении способности использования социальных сетей в качестве вспомогательного инструмента по изучению русского языка во Вьетнаме. Теоретической основой послужили научно-педагогические труды по проблеме исследования. В процессе работы использовались следующие методы: анализ, синтез, систематизация, кейс-стади, анкетирование. Результаты исследования показали положительные взгляды вьетнамских студентов на развитие навыков устной и письменной речи русского языка через социальные сети вне аудитории. Было также замечено, что необходимо изменить сознание и отношение обучающих к использованию платформ социальных сетей в качестве вспомогательных средств при обучении навыкам устной и письменной речи русского языка. Кроме того, ожидается эффективное использование социальных сетей в обучении другим навыкам русского языка. С другой стороны, в виртуальной среде учащиеся могут наблюдать за реальностью использования языка в повседневной жизни, что невозможно для изучающих язык в неязыковой среде. Сделанные выводы способны послужить основой для раскрывания возможностей создать интерактивные упражнения и внедрить их в отработку навыков устной и письменной речи русского языка посредством социальных сетей во Вьетнаме. К будущим исследованиям может относиться изучение функций социальных сетей и их использование в создании системы упражнений для развития навыков русского языка; проведение глубинного интервью для оценки достижений речевых умений с помощью различных видов упражнений в социальных сетях.
Ключевые слова: русский язык, методика преподавания русского языка вне аудитории, социальные сети в обучении русскому языку, обучение русскому языку вне аудитории во Вьетнаме
Библиография:
1. Datareportal. Digital 2022: Vietnam. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-vietnam (дата обращения: 10.12.2022).
2. Salomon G., Perkins D. Individual and social aspects of learning // Review of research in education. 2018. Vol. 23. P. 1–24.
3. Harrison R., Thomas M. Identity in online communities: social networking sites and language learning // International Journal of Emerging Technologies and Society. 2009. № 7 (2). P. 109–124.
4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. 448 с.
5. Ostanina-Olszewska J. Modern technology in language learning and teaching // Linguodidactica. 2018. № 22. Р. 153–164. doi: 10.15290/lingdid.2018.22.10
6. Тихонова Е. В., Цзе Г., Акулина К. В. Применение цифровых образовательных платформ в процессе подготовки студентов-переводчиков: обзор цифровых решений Китая // Язык и культура. 2022. № 59. С. 286–297.
7. Наволочная Ю. В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, вып. 2. С. 267–272.
8. Белихина Е. Н. Использование социальных сетей как обучающей среды в преподавании РКИ // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Открытая образовательная среда для изучающих русский язык в странах Европы: лучшие практики и перспективы развития». 2018. С. 103–107.
9. Жевнерович Е. Э., Сергиенко О. О. Использование социальных сетей при обучении иностранному языку. 2015. 336 с.
10. Пласкина М. В. Использование блога учебной группы в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. 2016. Т. 21, вып. 10 (162). С. 56–61.
11. Barcelos G. T., Batista S. C. F. Use of social networks in teacher training programs: A case study // International Journal on New Trends in Education and Their Implications. 2013. Vol. 4, is. 1. Р. 1–14.
12. Fabian M., Stoika O., Maksymova O., Shalyhina N., Kochmar D., Zhvava O. The process of teaching a foreign language with the use of social internet applications // Systematic Reviews in Pharmacy. 2022. Vol. 11, is. 10. Р. 156–159.
13. Наволочная Ю. В., Кочнева В. А. Обучение иностранному языку с использованием социальных сетей студентов радиотехнических направлений подготовки. 2019. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/78028 (дата обращения: 15.2.2023).
14. Нестерова Н. Г., Туманова Д. А. Лингвометодические возможности социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному // Язык и культура. 2021. № 54. С. 262–282. doi: 10.17223/19996195/54/15
15. Онорин Д. Е. Влияние социальных сетей на преподавание иностранного языка // Вестник ПГГПУ. Серия № 1: Психологические и педагогические науки. 2016. № 2–2. С. 168–175.
16. Родионова Н. В., Яранская М. Н. Потенциальные возможности использования социальных сетей в качестве образовательного ресурса // Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: проблемы художественного и музыкального образования». 2017. С. 66–69.
17. Beach R., Doerr-Stevens C. Using Social Networking for Online Role-Plays to Develop Students’ Argumentative Strategies // Journal of Educational Computing Research. 2011. № 45. P. 165–181. doi: 10.2190/EC.45.2.c
18. Mc Dermott G. The role of social media in foreign language teaching: A case study for French // Quelle place pour l’thique dans l’enseignement des langues de specialité? 2013. Vol. XXXII, № 2. P. 141–157. doi: 10.4000/apliut.4234
19. Solmaz O. Pre-service language teachers’ use of social networking sites for language learning: A quantitative investigation // Eurasian Journal of Applied Linguistics. 2019. № 5 (3). P. 423–439. doi: 10.32601/ejal.651394
20. Solmaz O. A Critical Review of Research on Social Networking Sites in Language Teaching and Learning // Contemporary educational technology. 2018. № 9 (3). P. 315–330 (дата обращения: 15.2.2023). doi: 10.30935/cet.444120
21. Omar H., Embi M. A., Yunus M. Md. ESL Learners’ Interaction in an Online Discussion via Facebook // Asian Social Science. 2012. Vol. 8, № 11. P. 67–74.
22. Фещенко А. В., Зильберман Н. Н., Куликов И. А., Можаева Г. В. Использование социальных сетей и систем дистанционного обучения в учебном процессе: мнение преподавателей и студентов // Гуманитарная информатика. 2015. Вып. 9. С. 128–140.
23. Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 62–68. doi: 10.24411/1813-145X-2019-10417
24. Gamble C., Wilkins M. Student Attitudes and Perceptions of Using Facebook for Language Learning // Dimension. 2014. № 49. P. 49–72.
25. DePew K. E. Social Media at Academia’s Periphery: Studying Multilingual Developmental Writers’ Facebook Composing Strategies // The Reading Matrix. 2011. № 11 (1). P. 54–75.
26. Dizon G. A comparative study of Facebook vs. paper-and-pencil writing to improve L2 writing skills // Computer Assisted Language Learning. 2016. № 29 (8). P. 1249–1258.
27. Fouz-González J. Pronunciation instruction through Twitter: the case of commonly mispronounced words // Computer Assisted Language Learning. 2017. № 30 (7). P. 631–663.
28. Harting A. Using Facebook to improve L2 German students’ socio-pragmatic skills // The EUROCALL Review. 2017. № 25 (1). P. 26–35.
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Страницы: 106 — 113
Скачиваний: 307