О динамике русской публицистической картины мира и ее отражении в заголовочных комплексах томских газет 60-х гг. XX века и 2007 г. XXI века
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-2-138-145
Публицистическая картина мира быстро меняется, отражая динамику в жизни общества. Показана динамика публицистической картины мира на примере заголовочных комплексов различных текстов в томских газетах 60-х гг. XX в. и 2007 г. XXI в. Проанализировано 150 заголовочных комплексов текстов томских газет, разных по тематике, структуре, жанровым особенностям, функциям. Исследование выполнено на материале периодических изданий «Красное знамя» (1962), «Молодой Ленинец» (1965), «Правда Ильича» (1962), «Томские новости» (2007), «Томский Вестник» (2007). Сравнительно-сопоставительный анализ заглавий в публикациях томских газет разных лет и использование семантико-стилистического и контекстуального методов исследования позволяют судить о динамике публицистической картины мира. Анализ показал, что названия текстов в газетах советского времени всегда были связаны с пропагандой идеологии партии. Это отражало коммунистический пафос всех публикаций, независимо от тематики. Были исследованы заглавия с точки зрения их структуры, жанровых особенностей, тематики и функций. В первую очередь динамика наблюдается в тематике публикаций. Общественный строй, социальная среда, идеология, потребности аудитории не могут не влиять на содержание и форму газетно-публицистических текстов, что находит отражение и в заглавиях. Изменения особенно заметны на лексическом уровне. В прошлом активно использовались идеологемы, язык газет был стандартизован, нормирован, журналистами использовалась только литературная лексика. Публицистика 2007 г. характеризуется использованием окказионализмов, разговорной лексики, жаргонизмов, сленга и т. д. Динамика заметна и на функциональном уровне. В советское время основными функциями заголовков в газетных текстах были информация и пропаганда. Заглавия публикаций в полной мере выполняли свои функции. Идеология коммунистической партии не позволяла в полной мере реализовывать остальные. Они существовали, но были слабо представлены. Для публицистики начала XXI в. характерно доминирование рекламной функции. В заголовочных комплексах 2007 г. присутствует большое количество элементов, указывающих на рекламную функцию. Стоит отметить, что выделение функций заголовочных комплексов непосредственно связано с особенностями публицистического стиля, такими как информативность, открытая оценочность, экспрессивность, рекламность и пропаганда (в периодических изданиях советского времени).
Ключевые слова: публицистическая картина мира, дискурс, медиадискурс, заголовочный комплекс, томская пресса
Библиография:
1. Cook G. Discourse. Oxford: Oxford University Press, 1989. 165 р.
2. Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М.: Изд-во МГУ, 1992. 336 с.
3. Караулов Ю. Н. Что же такое «языковая личность»? // Этническое и языковое самосознание. М., 1995. С. 63–65.
4. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136 – 137.
5. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001. 270 с.
6. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. 2006. Сер. 10: Журналистика. Вып. № 2. С. 20–23.
7. Манаенко Г. Н. Информационно-дискурсивный подход к анализу осложненного предложения: дис. … д-ра фил. наук. Краснодар, 2004. 401 с.
8. Кардумян М. С. Дискурс массмедиа: основные признаки, характеристики и функции // Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / под ред. проф. Г. Н. Манаенко. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. Вып. 8. 582 с.
9. Солганик Г. Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики: сб. статей. М.: Флинта: Наука, 2007. 232 с.
10. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира, 2000. URL: https://gramota.ru/journal/stati/zhiznyazyka/sovremennaya-publitsisticheskaya-kartina-mira (дата обращения: 23.09.2023).
11. Ляпун С. В. Газетная публицистика в парадигме лингвистических исследований XXI века // Вестник Адыгейского госуниверситета. Серия: Филология и искусствоведение. 2011. Вып. 1. С. 117–123.
12. Крым И. А. К вопросу о публицистической картине мира телеутов (по материалам региональных СМИ) // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 128–139.
13. Пушкарева И. А. Заголовок в информационно-оценочном пространстве городской газеты // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 3 (105). С. 69–75.
14. Богомолова Ю. А. Функции заголовочных комплексов в томских газетах 60-х гг. XX века // Вестник Томского г государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 3 (105). С. 65–68.
15. Богомолова Ю. А. К вопросу о динамике названий томской периодики (1960 гг. XX в. – 2008 г. XXI в.) // Русская речевая культура и текст: материалы VI Междунар. науч. конф. «Русская речевая культура и текст» ТГПУ (25–27 марта 2010 г.) / под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ. 2010. С. 310–315.
16. Богомолова Ю. А. Функции заголовочных комплексов в томских газетах // Актуальные проблемы русской речевой культуры и теории текста: научные труды Лаборатории русской речевой культуры и теории текста ТГПУ / под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ. 2009. С. 68–73.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 138 — 145
Скачиваний: 266