Приемы комического в «Повести Алика Деткина. Очень страшная история» А. Алексина в контексте культуры 1960–1970-х гг.
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-1-92-102
В повести А. Алексина «Очень страшная история» отражены, на наш взгляд, основные юмористические тенденции, характерные для периода 1960–1970-х гг. Использование в качестве перволичного повествователя Алика Деткина позволяет автору обыгрывать различные виды комического, такие как пародия, ирония, юмор. А. Алексин не столько иронизирует над своим героем, сколько высмеивает литературные клише и шаблоны, смеется над литературными эпигонами, создающими вторичные тексты с опорой на произведения классиков, жанры и целые направления. Той же цели служит и использование приема «текст в тексте», позволяющего разоблачить литературную продукцию сомнительного качества. Стилевые, лексические, логические несоответствия, получающиеся в результате эксплуатирования шаблонизированных форм, не только рождают комический эффект, но и служат средством активизации читательского восприятия, настраивая его на выработку навыков внимательного чтения, и, как следствие этого, получения удовольствия от интеллектуальной игры на узнавание претекстов. В повести обнаруживаются следующие приемы комического: тавтология, каламбур, игра прямыми и переносными смыслами устойчивых словосочетаний; употребление лексики, синтаксиса, не соответствующих ситуации; сравнение с героями классических произведений; неожиданные сравнения; несоответствие причины и следствия; парадоксы; превратное истолкование жестов, поведения; пародирование классических произведений (сонетов У. Шекспира, жанра унылой элегии, текстов реалистической литературы), приемы автоматизма. Использование повтора и механистического воспроизведения действий, характерное не только для А. Алексина, но и для юмористической литературы 1960–1970-х гг., свидетельствует об укоренившейся в массовом сознании фольклорной традиции, зачастую обнаруживающей себя в неожиданных жанровых формах, в том числе эстрадных выступлениях. Обращение к жанру детской/подростковой повести актуально для советской литературы 1950–1980 гг., своеобразие А. Алексина в том, что в своем произведении он использует всю палитру комических приемов, стремясь привлечь к чтению наиболее требовательную читательскую аудиторию.
Ключевые слова: Анатолий Алексин, «Очень страшная история», подростковая литература, детективная повесть, приемы комического, юмор, ирония, пародия
Библиография:
1. Бочаров А. Сообщительность иронии // Вопросы литературы. 1980. № 12. С. 74–114.
2. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 368 с.
3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
4. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. 127 с.
5. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.: Алетейя, 1998. 309 с.
6. Тынянов Ю. Н. О пародии / Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 284–309.
7. Пивоев В. М. Ирония как феномен культуры. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. 106 с.
8. Дземидок Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974. 224 с.
9. Лойтер С. М. Русский детский фольклор и детская мифология: исследование и тексты. Петрозаводск: КГПУ, 2001. 296 с.
10. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Флинта: Наука, 2002. 320 с.
11. Полева Е. А., Писаренко А. Е. Приемы психологизма в повести А. Алексина «Безумная Евдокия» / Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950–2010). Томск: ЦНТИ, 2016. С. 97–106.
12. Новикова Е. В. Средства и приемы психологизма в изображении героя-подростка (на примере зрелого творчества А. Г. Алексина) // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: материалы XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции: сб. ст. / отв. ред. А. В. Коричко. 2018. С. 447–451.
13. Анатолий Алексин. URL: http://anatolyaleksin.com/aa1.htm (дата обращения: 08.07.2024).
14. Лотман Ю. М. Текст в тексте / Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. С. 62–73.
15. Алексин А. Г. Повесть Алика Деткина. Очень страшная история / Собрание сочинений: в 3 т. М.: Детская литература, 1979. Т. 1: Повести. С. 106–214.
16. Гаспаров М. Л., Автономова Н. С. Сонеты Шекспира – переводы Маршака / О русской поэзии. СПб.: Азбука, 2001. С. 389–409.
17. Серов В. В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: Локид-пресс, 2005. 677 с.
18. Алексин А. Биография. ПроДетЛит. Всероссийская энциклопедия детской литературы. URL: https://prodetlit.ru/index.php/Алексин_Анатолий_Георгиевич (дата обращения: 08.07.2024).
19. Половец А. Пока не поздно… Разговоры с А. Алексиным // ЛитБук. URL: https://litbook.ru/article/10297/?ysclid=lzz954zv8y651375292 (дата обращения: 10.06.2024).
20. Гаспаров М. Л. Сонет // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.
21. Шекспир В. Полное собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. М.: Искусство, 1960. 687 с.
22. Аникст А. Поэмы, сонеты и стихотворения В. Шекспира // Шекспир В. Полное собрание сочинений: в 8 т. М.: Искусство, 1960. Т. 8. С. 559–591.
23. Аникст А. А., Мотылева Т. Л. Реализм // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 318–321.
24. Сазоненко М. А. Атрибуты советского детства: история трансформации (на примере иллюстративного материала детских журналов 1920–1990-х годов) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 6. С. 85–95.
25. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь: к теории пародии / Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 198-226.
Выпуск: 1, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ
Страницы: 92 — 102
Скачиваний: 1