№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
6751 | В повести А. Алексина «Очень страшная история» отражены, на наш взгляд, основные юмористические тенденции, характерные для периода 1960–1970-х гг. Использование в качестве перволичного повествователя Алика Деткина позволяет автору обыгрывать различные виды комического, такие как пародия, ирония, юмор. А. Алексин не столько иронизирует над своим героем, сколько высмеивает литературные клише и шаблоны, смеется над литературными эпигонами, создающими вторичные тексты с опорой на произведения классиков, жанры и целые направления. Той же цели служит и использование приема «текст в тексте», позволяющего разоблачить литературную продукцию сомнительного качества. Стилевые, лексические, логические несоответствия, получающиеся в результате эксплуатирования шаблонизированных форм, не только рождают комический эффект, но и служат средством активизации читательского восприятия, настраивая его на выработку навыков внимательного чтения, и, как следствие этого, получения удовольствия от интеллектуальной игры на узнавание претекстов. В повести обнаруживаются следующие приемы комического: тавтология, каламбур, игра прямыми и переносными смыслами устойчивых словосочетаний; употребление лексики, синтаксиса, не соответствующих ситуации; сравнение с героями классических произведений; неожиданные сравнения; несоответствие причины и следствия; парадоксы; превратное истолкование жестов, поведения; пародирование классических произведений (сонетов У. Шекспира, жанра унылой элегии, текстов реалистической литературы), приемы автоматизма. Использование повтора и механистического воспроизведения действий, характерное не только для А. Алексина, но и для юмористической литературы 1960–1970-х гг., свидетельствует об укоренившейся в массовом сознании фольклорной традиции, зачастую обнаруживающей себя в неожиданных жанровых формах, в том числе эстрадных выступлениях. Обращение к жанру детской/подростковой повести актуально для советской литературы 1950–1980 гг., своеобразие А. Алексина в том, что в своем произведении он использует всю палитру комических приемов, стремясь привлечь к чтению наиболее требовательную читательскую аудиторию. Ключевые слова: Анатолий Алексин, «Очень страшная история», подростковая литература, детективная повесть, приемы комического, юмор, ирония, пародия | 230 | |||||
6752 | Изучение медиадискурса публичных языковых личностей относится к актуальным направлениям современной лингвистики. Особый интерес представляет анализ интервью с участием писателя как творческой личности, обладающей особым мировидением и способностью ориентироваться на массового адресата. Цель статьи – выявление специфики коммуникативного стиля творческой медийной языковой личности писателя на основе его речевого поведения в интервью. Анализируется материал четырех интервью 2013–2023 гг. с участием члена Союза писателей России Татьяны Ефремовны Мейко. Исследование выполнено в русле коммуникативной стилистики с использованием разработанной в рамках данного направления теории регулятивности и применением методов дискурсивного анализа, семантико-стилистического, контекстуального анализа и эксперимента на основе опроса информантов. Установлено, что в интервью Т. Мейко раскрывает себя как личность творческая, эмоциональная, увлеченная, постоянно находящаяся в поиске, способная поддерживать юных писателей, делясь опытом. В интервью автор часто использует коммуникативные стратегии воздействия, самопрезентации, позитивного настроя, открытости, доверительности. Это нашло отражение в вербальном и невербальном поведении личности, включая фонационные особенности, жесты и мимику. Выявлено, что для писателя в публичной медиакоммуникации характерен образный метафорический стиль, который проявляется в использовании ярких регулятивных средств (метафор, эпитетов, сравнений), а также стилистических приемов повтора, контраста, риторических вопросов и восклицаний. Из регулятивных стратегий в дискурсе писателя преобладают сильные эксплицитные регулятивные стратегии смешанного последовательно-конвергентного типа с точки зрения однородности/неоднородности использованных регулятивных средств, выполняющих одну функцию. Эксперимент на узнаваемость писателя и восприятие его как личности и участника интервью показал, что Татьяну Мейко знает большинство участников эксперимента и оценивает ее как творческую личность, открытую для позитивного общения, способную эмоционально воздействовать на адресата. Теория регулятивности позволяет раскрыть индивидуально-авторские особенности коммуникативного стиля публичной языковой личности писателя, выявить характерные для нее стратегии общения, а также различные средства и способы эффективного воздействия на адресата. Ключевые слова: коммуникативный стиль, публичная языковая личность, интервью, коммуникативная стилистика, теория регулятивности | 225 | |||||
6753 | Проблема исследования состоит в том, что формально результаты обучения (универсальные компетенции) прописаны в программах рабочих дисциплин и фондах оценочных средств, но в процессе обучения одной или нескольким отдельным дисциплинам в вузе сложно определить сформированность данных компетенций. Назрела объективная необходимость поиска эффективных средств оценки гибких компетенций в процессе обучения дисциплинам языкового цикла, что и определило цель исследования – обоснование выбора средств диагностики и оценки гибких компетенций бакалавров-лингвистов. Применены результаты обучения по Основной профессиональной образовательной программе (ОПОП), Учебного плана направления 45.03.02 Лингвистика, в которых закреплены универсальные компетенции обучаемых, позволяющие студенту адаптироваться к быстроменяющимся условиям сферы профессиональной деятельности. Выявлено, что описанные трудовые функции Профессионального стандарта «Специалист в области перевода» раскрывают некоторые аспекты профессиональной деятельности, которые можно соотнести не только со сферой переводоведения, но и с любой другой. Представлены результаты исследования в области подготовки лингвистов профессорско-преподавательского состава Высшей школы иностранных языков и перевода (ВШИЯиП) Казанского федерального университета. Это позволило выделить востребованные гибкие компетенции на основе анализа запросов рынка труда и мнений экспертов в этой области: достижение целей и саморазвитие, самопрезентация и этикет, эффективная коммуникация, управление временем и самоорганизация, критическое и системное мышление, межличностное и межкультурное взаимодействие/командная работа, лидерство, принятие решений и ответственность, творчество и мотивация, управление стрессом. Приведены результаты опроса студентов и преподавателей Высшей школы по выявлению и определению важности тех или иных гибких компетенций для достижения успеха в профессиональной (переводческой или преподавательской) деятельности. Ключевые слова: компетенции, гибкие компетенции, оценка гибких компетенций, диагностика гибких компетенций, обучение иностранным языкам | 225 | |||||
6754 | Изменяющиеся условия жизнедеятельности школы и образовательных систем требуют изменения типа учителя, его личностно-профессиональных характеристик. Поколение обучающихся также меняет свои параметры. Поэтому цель данного исследования ‒ представление педагогическому сообществу результатов применения проективной методики для создания образа современного школьного педагога и обучающегося общего образования. Научная новизна эксперимента состоит в формировании образа школьного учителя на основе эмпирических данных от обучающихся с учетом их индивидуально-личностных особенностей, в частности модальности вывода информации. В результате исследования выявлено, что: образ современного учителя представляется следующими характеристиками: креативный, умный, терпеливый, ответственный, соблюдающий нормы педагогической этики (тактичный), понимающий своих учеников человек; образ современного ученика складывается из следующих параметров: любознательный, активный, креативный и творческий, владеющий IT-технологиями, внимательный, при этом зависимый от гаджетов, хитрый, ленивый, но саморазвивающийся, старательный, трудолюбивый, ответственный, коммуницирующий и независимый в поведении представитель Z-поколения. Основным инструментом сбора эмпирической базы данных является проективная методика «Пишу/Рисую»; использованы методы качественной обработки данных, ранжирование, построение графических объектов, анализ, синтез, моделирование образов учителя и ученика, интерпретационный метод. Теоретическая значимость исследования заключается в подтверждении/отрицании некоторых характерных черт современного учителя и обучающегося уровня среднего общего образования, выявлении трансформации представлений о главных и приоритетных характеристиках педагога и школьника, что может служить некоторой фактологической основой для подтверждения/уточнения теории поколений. Практическая значимость определяется созданием образов учителя и ученика, которые могут быть приняты за некоторые ориентиры в становлении личностных качеств данных субъектов. Полученные факты могут быть учтены при выстраивании стратегий обучения студентов в вузе, а также при реализации программ дополнительного профессионального образования для дипломированных педагогов. Ключевые слова: общеобразовательная школа, современный педагог, современный обучающийся, теория поколений, образ учителя, образ школьника, проективная методика исследования, модальность вывода информации | 220 | |||||
6755 | Рассматриваются технологии искусственного интеллекта, обладающие широкими возможностями для активизации различных аспектов иноязычного образовательного процесса, а также для оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка в высшей школе. Целью исследования является изучение дидактического потенциала, преимуществ, а также ограничений технологий искусственного интеллекта в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык» в высшей школе. Применялись методы теоретического анализа, включая обзор и изучение научно-методической литературы, а также интернет-материалов, связанных с исследуемой проблематикой. Кроме того, осуществлялась рефлексия педагогической деятельности автора исследования и использовался метод анкетирования. Выделены дидактические возможности технологий искусственного интеллекта в рамках обучения иностранному языку: создание персонализированных образовательных траекторий, обеспечение интерактивности учебно-образовательного процесса, фасилитация самостоятельной работы студентов, автоматизация контрольно-оценивающих процедур, повышение вовлеченности в учебный процесс. Описан опыт применения ряда платформ (платформы для генерации изображений, чат-боты, специализированные платформы для преподавателей иностранного языка), построенных на основе искусственного интеллекта, с помощью которых реализуется вышеописанный дидактический потенциал. Проведено анкетирование среди преподавателей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого с целью изучения их отношения и готовности к внедрению технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс. Использование инструментов и приложений на базе искусственного интеллекта в иноязычном образовании обеспечивает интерактивность учебного процесса, повышает вовлеченность студентов, автоматизирует работу преподавателя иностранного языка. При этом подчеркивается, что необходимо совершенствовать цифровые компетенции профессорско-преподавательского состава для обеспечения системной интеграции искусственного интеллекта в образовательную практику. Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросеть, чат-бот, иностранные языки, высшая школа | 220 | |||||
6756 | В статье отмечаются подходы к интерпретации «попаданческой» литературы и признаки одной из ее разновидностей – фантастической школьной/каникулярной повести о «попаданцах» в советское прошлое. Проведенный обзор написанных в первые десятилетия XXI в. текстов (Тамара Крюкова, Андрей Жвалевский, Евгений Пастернак и др.) о перемещении детей в советское прошлое позволяет говорить о сложении определенной жанровой формулы, которой так или иначе следуют все авторы. Повесть А. Ремез «Кошка с Юпитера и позвоночные» анализируется с точки зрения воплощения выделенных жанровых признаков и авторского своеобразия. Писательница следует основной сюжетной канве жанра (внезапное перемещение ребенка из современности в прошлое, использование пограничного локуса, восприятие «попаданцем» советского быта как серого и унылого, отношений со взрослыми как более строгих, регламентированных, не учитывающих субъектность ребенка). Но, в отличие от других авторов, А. Ремез использует локус санатория, а не школы или пионерского лагеря для перемещения персонажа; она больше, чем другие писатели, уделяет внимание не только различию, но и сходству форм детской субкультуры советского периода и 2010-х гг., дает своеобразную энциклопедию жизни детей в условиях лечебного санатория 1980-х гг.: описывает правила уличных командных игр, закапывания «секретиков» на память, а также формы проведения времени в палате (плетение игрушек, рассказывание страшилок, чтение книг, обсуждение фильмов) и многое другое. Перемещение центральной героини Маруси в прошлое, а в финале – обратно в свое время укрепило связь поколений, сделало для современного ребенка мир родителей, их ценности и детские воспоминания более понятными, так как произошло приобщение к этому миру через погружение. Ключевые слова: советское прошлое, «попаданцы в СССР», погружение в мир прошлого, фантастическая школьная повесть, современная детская литература, А. Ремез | 219 | |||||
6757 | Цель статьи – проследить акт коммуникации стихотворного текста А. С. Пушкина в его прагматической направленности; акт эмотивного воздействия русского языка, русской культуры и проявления русского менталитета в творчестве Пушкина. Задачи – выяснить: 1) лингвистическую сущность текста; 2) экстралингвистические ориентации с учетом: автора; адресата (кто же они – «клеветники России»?); соотнесенности с историческим, социальным и культурологическим контекстом (отношение Пушкина к польско-русскому вопросу; русскофранцузскому контексту (в частности); отношения «Россия – Запад» (в целом); 3) провокационность текста по отношению к либерально настроенным соотечественникам. В статье представлен текст в лингводидактическом рассмотрении на занятиях по русскому языку как иностранному со студентами-филологами; разработан учебный материал для практического курса по межкультурной коммуникации, включающий соизучение русского языка, истории, литературы и культуры. Работа над текстом ведется в контексте коммуникативного подхода, выявляющего информативно-смысловую и прагматическую сущность художественного текста; изучается не только «техника языка», но и культура страны. В процессе работы над художественным текстом студенты знакомятся с историей России, менталитетом русского народа, размышляют над проблемными вопросами и коммуникативными заданиями, постепенно формируется желание и умение «думать самому» (критическое мышление), появляется необходимость поделиться мыслями по-русски. Студенты-филологи (3–4-го курсов), анализируя текст, размышляя на ним, учатся понимать процессы, происходящие и сегодня в современном обществе – в год 225-летия великого русского поэта. Гениальный пророческий текст Пушкина, проблемные вопросы, коммуникативные задания и построчный анализ оды «Клеветникам России» помогают иностранным студентам понять исторические реалии, учат их («пока сердца для чести живы») критически мыслить, а значит – предотвращать проблемы межкультурного общения. Материалами исследования послужили теоретические труды ученых (лингвистов, методистов, историков), рефлексия многолетнего опыта преподавания в вузе. Использовались методы комплексного анализа текста и дискурса, в результате которых выявлена прагматическая направленность оды А. С. Пушкина – «дух» великого пушкинского текста и «дух» (пусть неокрепший в знании истории, культуры России, но ищущий, думающий) читающего. Эмотивное воздействие на современников А. С. Пушкина и нас, читающих эти стихи в год 225-летия гения, одинаково сильно и провокационно. Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, ода «Клеветникам России» А. С. Пушкина, учебный материал для практического курса по межкультурной коммуникации, соизучение русского языка, истории, литературы и культуры | 202 | |||||
6758 | Изучение накопленного опыта функционирования национальных систем физического воспитания в контексте их патриотического значения для воспитания молодежи, анализ ошибок и наиболее эффективных практик организации спортивно-патриотического воспитания являются ключевым фактором в процессе решения задач, поставленных Президентом страны и Правительством. Актуальность исследования подчеркивается в ряде государственных документов и отражает объективный запрос государства на перестройку имеющейся системы патриотического воспитания молодежи. Рассматривается история становления спортивно-гимнастических обществ Германии в XIX – начале XX в., определены немецкие педагоги, стоящие у истоков использования физкультурно-спортивной деятельности в целях патриотического воспитания молодежи. Целью исследования является ретроспективный анализ становления спортивно-гимнастических обществ Германии и их роль в патриотическом воспитании немецкой молодежи в XIX – начале XX в. В процессе исследования были использованы теоретические методы: анализ и синтез, обобщение, абстрагирование. В качестве основных материалов исследования выступили оцифрованные труды создателей немецкой гимнастической системы, труды основоположников отечественной истории физической культуры, научные публикации, рассматривающие особенности милитаризации подрастающего поколения в Германии в конце XIX – начале XX в. В качестве результатов исследования было выделено четыре этапа в истории спортивно-гимнастических обществ Германии XIX–XX вв. и их функций в патриотическом воспитании молодежи: период зарождения гимнастических школ, связанный с деятельностью Фита и Гутс-Мутса, внедрений гимнастической подготовки в общеобразовательных организациях, предпосылки использования воспитательной функции физической культуры; период укрепления, связанный с деятельностью Ф. Яна, развитием гимнастического движения и прочной взаимосвязью между физической подготовкой и патриотическим воспитанием; период борьбы, связанный с насаждением государственного контроля в вопросах националистического воспитания немецкой молодежи и ответной реакцией общества, в виде организаций «Перелетных птиц»; период национализации, полного подчинения государству спортивно-гимнастических обществ, осуществление с их помощью идеологической обработки населения. Ключевые слова: патриотическое воспитание, милитаризация физического воспитания, молодежь, спортивно-гимнастические общества, туркунст | 199 | |||||
6759 | Детально исследуются вопросы разработки и научного обоснования военно-педагогической системы адаптивной физической культуры, ориентированной на реабилитацию, профессиональную подготовку и эффективную интеграцию военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в профессиональную деятельность в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. В условиях современных вызовов и требований, предъявляемых к системе обороны и безопасности, акцент сделан на необходимость модернизации профессионального образования, повышения квалификации кадров и совершенствования подготовки специалистов, работающих с военнослужащими с ОВЗ. Исследование включает всесторонний анализ научно-теоретических основ и практических подходов к построению педагогических систем, что позволяет учитывать специфику военной службы и особые потребности военнослужащих с ОВЗ. Особое внимание уделено интеграции инновационных технологий, таких как системы мониторинга функционального состояния, виртуальные тренажеры, цифровые платформы и программное обеспечение, способствующее адаптации и развитию военнослужащих с ограниченными возможностями. Важным элементом разработки является учет нормативно-правовых требований и внедрение индивидуализированных методов подготовки, соответствующих современным образовательным стандартам и международным рекомендациям. Основной целью исследования является формирование комплексной педагогической системы, направленной на повышение физической, психологической и профессиональной готовности военнослужащих с ОВЗ к выполнению поставленных служебных задач, включая их успешную интеграцию в коллективы воинских подразделений. Анализ выявленных противоречий в теории и практике позволил определить ключевые проблемы, связанные с необходимостью интеграции реабилитационных и образовательных компонентов, а также разработать персонализированные траектории профессионального роста. Предлагаемые методологические подходы основаны на принципах системности, личностной ориентации, инновационного развития и аксиологического обоснования. Применение данных принципов способствует созданию многофункциональной педагогической системы, которая гармонично объединяет цели боевой подготовки и реабилитации, адаптируя военнослужащих с ОВЗ к выполнению служебных обязанностей, что в свою очередь обеспечивает повышение уровня боеспособности ВС РФ. Ключевые слова: профессиональное образование, адаптивная физическая культура, военнослужащие с ОВЗ, профессиональная подготовка, реабилитация, военно-педагогическая система | 195 | |||||
6760 | Рассматриваются возможности применения методического конструктора в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка в вузе. Делается обзор существующих определений понятия «профессиональная компетентность», раскрывается его структура, выделяются три основных компонента: лингвистический, педагогический и методический. Методическая компетенция понимается как способность эффективного планирования, организации и реализации образовательного процесса, включает в себя умение учителя выбирать и применять различные подходы и методы обучения, а также оценивать и корректировать свою деятельность с учетом целей и потребностей обучающихся. Делается попытка применить такой инструмент, как методический конструктор, для организации работы по формированию методической компетенции студентов-бакалавров. Именно методический конструктор как система, предназначенная для создания и организации образовательных материалов, учебных программ, позволяет планировать и моделировать учебный процесс по формированию методической компетенции и приблизить его к потребностям реальной профессиональной деятельности будущих учителей. Предлагаемый методический конструктор включает два блока: аудиторной и внеаудиторной деятельности. Первый блок содержит следующие компоненты: интерактивные лекции; семинарские занятия; проектную практику; производственную практику и научно-исследовательскую работу. Блок методического конструктора, связанный с внеаудиторной деятельностью студентов, включает в себя: участие студентов в методических конкурсах; участие в межвузовских и всероссийских олимпиадах по педагогике и теории обучения иностранным языкам (ИЯ); участие в студенческих научно-практических конференциях. При реализации всех блоков методического конструктора рекомендуется применять интерактивные и цифровые ресурсы для того, чтобы обучение носило активный деятельностный характер. Приводятся примеры использования различных цифровых материалов на лекциях и семинарах по дисциплине «Методика преподавания ИЯ»; описан проект, выполненный второкурсниками в рамках проектной практики; кратко охарактеризован всероссийский конкурс видеоуроков по методике преподавания ИЯ; проанализированы результаты всероссийской студенческой научно-практической конференции «Новые технологии в обучении иностранным языкам», которая ежегодно проводится преподавателями кафедры теории и методики обучения ИЯ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Делается вывод, что методический конструктор позволяет преподавателям комплексно и гибко подходить к реализации всех требований, предъявляемых к профессиональному стандарту будущего учителя иностранного языка. Ключевые слова: профессиональная компетентность, методическая компетенция, методический конструктор, профессиональный стандарт будущего учителя иностранного языка, методика преподавания иностранного языка | 194 | |||||
6761 | Математическая деятельность – это обмен информацией и ее обработка. Обычно основное внимание уделяется обучению обработке информации. Например, мы выделяем обработку информации на уровне типовых алгоритмов, типовых стратегий деятельности, методологии. Но работа с информацией начинается с ее предъявления, которое характеризуется используемым языком, темпом и стилем передачи информации и т. д. Но влияние уровня фиксации порядка предъявления единиц информации изучено недостаточно. Цель состоит в изучении различных моделей предъявления единиц информации и их влиянии на процесс обучения математике. Построены и изучены разные модели представления и первичного восприятия информационных единиц и создана аксиоматическая теория, которая помогла систематизировать и изучить влияние различных подходов к представлению информации на обучение математике. Представлен новый подход к изучению влияния порядка предъявления информации на обучение математике. Это имеет как теоретическую, так и практическую значимость, поскольку результаты исследования могут быть использованы для разработки более эффективных методов обучения математике, а также для улучшения образовательных программ. Выявлены три варианта предъявления и первичного восприятия информационных единиц: последовательное предъявление (примером является устная речь), единовременное предъявление всех единиц информации с фиксированным приоритетным порядком их анализа (например, текстовое сообщение), единовременное предъявление информации с произвольным порядком анализа информационных единиц (например, чертеж, график, таблица). Это важно для повышения эффективности обучения математике, в частности развития у обучающихся мыслительных операций анализа и синтеза. Сделан вывод о важности учета порядка предъявления информации при разработке образовательных программ и методик обучения математике. Это позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Ключевые слова: обучение математике, информация, предъявление информации, аксиоматическая теория | 184 | |||||
6762 | Современный рынок труда требует от выпускников профессиональных образовательных учреждений наличия определенных компетенций в области своей специализации. Развитие музыкального мышления, включающего в себя целый комплекс профессиональных компетенций в области музыкального искусства, в том числе сферы музыкально-компьютерных технологий, становится приоритетной целью в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов. Музыкальное мышление как вид специфического мышления педагога-музыканта позволяет оперативно решать различные профессиональные задачи, понимать музыкальные процессы. Педагог с высоким уровнем развитости музыкального мышления способен адаптировать методы обучения под индивидуальные особенности обучающихся, своевременно определять и реагировать на их потребности и возможности в процессе учебной музыкальной деятельности, наполнять образовательный процесс творческим содержанием, тем самым вызывая интерес и поддерживая высокий уровень мотивации обучающихся к освоению образовательной программы, способствуя дальнейшей профессиональной самореализации. Очевидна потребность во внедрении инновационных методов обучения, способствующих эффективному и доступному получению необходимого образовательного материала в процессе обучения. В связи с тем что музыкальное мышление имеет множество проявлений, способы активизации, а также оценка уровня его развитости у студентов создают проблемную ситуацию в процессе обучения. В качестве одного из таких методов в исследовании будет рассматриваться применение мультимедийных лекций, направленных на развитие музыкального мышления у будущих педагогов-музыкантов, так как именно данная способность объединяет сразу несколько компетентностных характеристик специалиста в области музыкально-компьютерных технологий. В этой связи одним из первых будет представлен опыт применения в профессиональном музыкальном образовании мультимедийных лекций для развития музыкального мышления студентов, а также результаты, подтверждающие эффективность данной цифровой дидактической технологии. В рамках исследования определены критерии и показатели наличия музыкального мышления у будущих педагогов-музыкантов. Проведена оценка уровня развитости музыкального мышления у студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (n = 28). Представлены результаты исследования эффективности применения мультимедийной лекции в процессе подготовки будущих педагогов-музыкантов. Ключевые слова: цифровые технологии, мультимедийная лекция, музыкальное мышление, профессиональные компетенции, педагоги-музыканты | 179 | |||||
6763 | Переход к индустриализации 2,0 – современному технологическому укладу в условиях острого дефицита кадров, низкого уровня их квалификации, отрицательной конкуренции меняет парадигму занятости и актуализирует профессиональную идентичность личности с ориентацией на высокотехнологические сферы, прежде всего индустриального производства, поддерживаемого искусственным интеллектом, цифровизацией и автоматизацией. В этих условиях повышается запрос на новую номенклатуру и содержание компетенций, что представляет ориентиры методологической инновации и определяет исходные принципы такой работы – системность, индивидуальный подход, геймификация, проектирование образовательного и профессионального маршрута оптанта. На примере Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ) показаны возможности системы профессионального ориентирования. Анализ, синтез и обобщение теоретических исследований в области профессионального определения и ориентирования, Доктрины индустрии, Единой модели профессиональной ориентации населения, ведущие положения антропологического и конвергентного подходов позволили сформулировать противоречия между современным состоянием рынка труда и возможностями образования осуществлять воспроизводство кадров необходимой квалификации и номенклатуры. Выявлены институциональные возможности для преодоления аксиологической неоднородности представителей индивидуалистической и коллективистской России в управлении сотрудниками, сформированы принципы человеконцентрического социума, представляющего акмеологический и цивилизационный поворот в общественном сознании, который может быть реализован на основе ментальной концепции профессионального ориентирования на допрофессиональном, профессиональном и послепрофессиональном уровнях. Выявлен актуальный механизм профессионального определения, релевантный запросам рынка труда и представляющий договор между гражданами и государством как взаимные обязательства в отношении занятости и удовлетворения иерархии потребностей личности. Определено содержательное наполнение процессов профессиональной идентификации, имманентно представляющей количественную и качественную трансформацию личности как переход из социальности в профессиональность и в измененном виде вновь в социальность. Указаны целевые ориентиры на индивидуальном и общественном уровне, представляющие кластеры задач, имплементированные в стратегемы социально-экономического развития страны, сущностно являющиеся цивилизационным поворотом в ментальности. Определены исходные основания ментальной концептуализации. Ключевые слова: профессиональная идентичность, индустриализация, человекоцентрическое общество, парадигма занятости, механизм профессионального определения, индивидуализация, проектный подход, системный подход | 173 | |||||
6764 | Актуальность данного исследования определяется необходимостью осмысления проблемы восполнения выявленных дефицитов профессиональной деятельности у начинающих педагогов учреждений среднего профессионального образования (СПО) в условиях тьюторского сопровождения, обеспечивающих выполнение требований федерального проекта «Профессионалитет». Цель – рассмотреть содержание компонентов профессионального развития начинающих педагогов учреждений СПО и формирования в условиях реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет» посредством технологии тьюторского сопровождения. Методология исследования строится на анализе концепции новой образовательной технологии «Профессионалитет», основание которой представлено деятельностным подходом, обеспечивающим формирование высококвалифицированного специалиста, отвечающего требованиям соответствующей отрасли производства. Применены следующие методы исследования: анализ затруднений профессиональной деятельности начинающих педагогов на основе наблюдения, метод экспертных оценок, диагностическая беседа, анкетирование. Предлагаются следующие компоненты профессионального развития начинающего педагога: мотивационноценностный, рефлексивно-оценочный, методический и компонент развивающего взаимодействия педагога и обучающихся. Содержание данных компонентов рассматривается с опорой на компетенции, необходимые для выполнения профессиональной педагогической деятельности: предметные, коммуникативные, методические, психолого-педагогические. Их наполнение сопряжено с выполнением требований федеральных государственных образовательных стандартов СПО и новой образовательной технологии «Профессионалитет». Формирование компонентов профессионального развития происходит в процессе тьюторского сопровождения разных категорий начинающих педагогов: специалистов различных производственных отраслей, молодых специалистов с педагогическим образованием и без него. Описаны профессиональные дефициты разных групп начинающих педагогов и формы их тьюторского сопровождения. Практическая значимость настоящего исследования связана с возможностью восполнения дефицитов профессиональной деятельности неоднородных групп начинающих педагогов учреждений СПО посредством тьюторского сопровождения их профессионального развития. Представленные результаты раскрывают возможности тьюторского сопровождения как механизма, обеспечивающего не только переход педагогов на качественно более высокий уровень профессионального развития, но и как общий технологический инструментарий новой образовательной технологии «Профессионалитет». Ключевые слова: Федеральный проект «Профессионалитет», новая образовательная технология «Профессионалитет», компоненты профессионального развития, начинающие педагоги учреждения СПО, тьюторское сопровождение | 173 | |||||
6765 | Представлено одно из ключевых направлений современного образования – проектная и исследовательская деятельность школьников. Отмечается, что в современной педагогике исследовательская работа определяется и как метод познания, и как уровень освоения учебного материала учащимися. Как следствие – изменение места и роли проектно-исследовательской деятельности в системе российского образования от элемента внеурочной деятельности к неотъемлемому компоненту учебного процесса. В связи с этим обращено внимание на немалый опыт, накопленный школами, различного типа образовательными организациями в вопросах разработки и реализации проектной и исследовательской деятельности. Он требует осмысления и анализа. Предпринята попытка дать взвешенную оценку имеющегося опыта исследовательской и проектной деятельности. Прежде всего уделено внимание причинам актуализации проектно-исследовательской деятельности в российском образовании и обилию работ, посвященных различным аспектам проектно-исследовательской деятельности школьников на разных этапах образования (от начального этапа школьного образования к старшей школе). Вместе с тем определен ряд важнейших работ, которые оказали наибольшее влияние на решение проблем постановки проектно-исследовательской деятельности учащихся. Центром внимания стали типичные ошибки, которые допускают учащиеся при выполнении исследовательских и проектных работ. На основе анализа 437 работ учащихся из разных регионов России представлен разбор типичных ошибок, дана классификация и выявлены их причины. В процессе анализа обращено внимание на разработанные авторские критерии оценки исследовательских и проектных работ. Предложенная классификация ошибок отражает ключевые дефициты в постановке и реализации проектной и исследовательской деятельности. Выявленные типичные ошибки, которые допускаются не только учащимися, но и педагогами как руководителями работ, – это возможность выявления дефицитов самой системы образования. Представленная классификация ошибок может помочь выстроить систему работы как с учащимися, так и с учителями по устранению наиболее типичных ошибок. Ключевые слова: учебное исследование, учебный проект, критерии оценивания, классификация ошибок, ключевые дефициты, система работы | 170 | |||||
6766 | В современном образовательном процессе проблема недостаточной обучаемости при изучении иностранных языков, особенно английского, становится все более актуальной. Несмотря на значительное количество исследований в области педагогики и психологии, комплексное понимание причин и механизмов, приводящих к затруднениям в освоении второго языка, до сих пор требует детального изучения. Студенты высших технических учебных заведений часто сталкиваются с трудностями в изучении английского языка, что существенно ограничивает их профессиональные и академические перспективы. Эти трудности могут быть обусловлены различными факторами, такими как когнитивные особенности, межполушарное взаимодействие, культурные различия, недостаток мотивации и времени, а также влияние традиционных образовательных методик, которые не всегда учитывают индивидуальные потребности учащихся. Латерализация языковой функции у взрослых оказывает существенное влияние на процессы восприятия и обработки языковой информации. Изменения в биоэлектрической активности мозга студентов в процессе обучения иностранным языкам отражают разделение активности полушарий. Культурные барьеры, разница в стилях обучения и восприятие социальных взаимодействий между культурами выступают в качестве глубинных аспектов, оказывающих влияние на успешное обучение. Отсутствие целостного подхода к выявлению и устранению причин недостаточной обучаемости ведет к снижению качества образования, потере интереса к изучению языка и, как следствие, к ограничению возможностей студентов в профессиональной сфере. В условиях глобализации и увеличивающейся роли английского языка в международном профессиональном общении решение этой проблемы становится критически важным. Настоящее исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на недостаточную обучаемость, и разработку рекомендаций по адаптации образовательных программ, что позволит повысить успешность студентов в изучении английского языка и укрепить их конкурентоспособность на международной арене. Ключевые слова: трудности обучения, недостаточная обучаемость, успешность, психофизиологические особенности, межполушарное взаимодействие, культурные различия | 169 | |||||
6767 | Исследуется проблема моделирования процесса развития готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве. Цель анализа заключается в разработке и презентации концептуальной модели развития готовности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования к принятию стратегических решений с учетом особенностей моделирования в системе высшего образования. В исследовании использованы системный, информационный, аксиологический, деятельностный, процессный, когнитивный, культурологический, нейро-сетевой подходы. Обобщены философские, социологические, педагогические и психологические теоретические идеи согласно объекту исследования. Для решения исследовательской задачи были использованы методы теоретического анализа, синтеза, сравнения, обобщения, индукции, дедукции, анализа схематических представлений моделей в образовании, моделирование. На основе анализа научных исследований показано, что процесс развития готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве на данном этапе развития высшей школы практически не исследован, хотя является важной психолого-педагогической и социальной проблемой. С учетом инновационных тенденций в высшем образовании определены цели моделирования − согласование экспертных данных и фиксация внутренних представлений об объекте исследования, на который воздействует поток информации, раскрываемый через изменяющееся культурно-образовательное пространство. Важно, что благодаря данным целям будет представлено измеряемое и измеренное поведение личности. Высказано предположение, что уровень готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве качественно улучшится вследствие внедрения психолого-педагогических условий (развитие мотивации студентов к накоплению фонда знаний о стратегических решениях для профессиональной и личной сфер жизни, использование воспитательных воздействий, направленных на гармонизацию личности в достижении успешности, накопление первоначального опыта принятия стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве). Практическое применение данной модели для студентов-бакалавров психолого-педагогического образования возможно в центрах личностного развития, организации воспитательной работы университетов. Обобщено содержание модели развития готовности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве с учетом особенностей ее формализованного описания. Модель представлена в схематическом виде. Ключевые слова: стратегические решения, содержание воспитания, формы и методы воспитания, социальные процессы, моделирование в системе высшего образования, культурно-образовательное пространство | 168 | |||||
6768 | Рассматривается проблема формирования у современного учителя математики и физики профессиональных компетенций, относящихся к прикладным и функциональным аспектам соответствующих дисциплин. Приводятся обоснования необходимости учета взаимосвязи между математикой и физикой. Выделяя логико-содержательные линии межпредметных связей между физикой и математикой, предлагается решать и методические задачи, которые проиллюстрированы на примере рассмотрения таких понятий, как «функция» и «движение». В соответствии с теоретическим анализом логико-содержательных межпредметных линий между математикой и физикой обосновывается необходимость согласованного формирования математических и физических понятий в процессе обучения студентов в соответствии со специально разработанными организационно-методическими условиями, а также представляется разработанная программная модель по механике и уровни ее реализации в практике обучения студентов педагогического вуза. При этом логико-содержательные межпредметные линии определяются прежде всего наличием общих фундаментальных и прикладных областей. Разработка логико-содержательных линий межпредметных связей математики и физики осуществлялась на основе методологии системного обзора, который позволяет исключить субъективный подход при интерпретации данных по взаимосвязи математики и физики, выявить тенденции развития исследуемой проблемы и определить ее значимые теоретические и прикладные аспекты. Данная методология предполагает использование совокупности взаимодополняющих методов: качественного и количественного анализа с целью выявления взаимосвязи программного содержания математики и физики; системного анализа с целью определения структурно-функциональных элементов при описании взаимосвязи математики и физики; аналитической группировки программного учебного материала и качественных и количественных характеристик разделов математики и физики. Реализация дизайна логико-содержательных линий межпредметных связей математики и физики осуществлялась на базе логического подхода. На первом этапе на основе практики обучения студентов педагогического вуза был сформулирован доказательный подход к исследуемой проблеме. Отбор программного материала осуществлялся на основе специальной модели, для реализации которой разрабатывались логико-содержательные линии межпредметных связей математики и физики. Системно-структурный подход позволил разработать уровни реализации программной модели и систему индивидуальных расчетно-графических заданий для подготовки будущих учителей в современном педагогическом вузе. Ключевые слова: учитель, математика, физика, профессиональная подготовка, логико-содержательные линии, межпредметные связи, программная модель, организационно-методические условия, уравнения движения точки | 166 | |||||
6769 | Анализируется современное состояние и существующие прогрессивные тенденции развития системы обучения русскому языку в Исламской Республике Иран. Обращение к данной теме определяется необходимостью всестороннего анализа потребностей Ирана в изучении русского языка и в получении молодежью образования на русском языке. Цель исследования – проанализировать современное состояние изучения русского языка, условия для дальнейшего его продвижения и на этой основе предложить методику изучения начального курса русского языка (содержательный и методический контент) в рамках общеразвивающей программы «Начинаем изучать русский язык». Использовались следующие методы исследования: анализ и синтез научных источников по проблеме исследования для определения его исходных положений; систематизация данных для анализа и разработки организационных и содержательных условий изучения русского языка в учебных учреждениях Ирана; прямое наблюдение; сбор информации путем целенаправленного восприятия и регистрации организационных форм изучения русского языка; анализ и обобщение педагогического опыта преподавателей Центра открытого образования в г. Тегеран. Материалом для исследования послужили аналитические отчеты по результатам проведенных мероприятий в Иране, а также опыт обучения русскому языку в рамках общеразвивающей программы «Начинаем изучать русский язык». Проведенный анализ изучения русского языка в Иране показал, что наиболее востребованными организационными формами являются курсовой и вузовский форматы. В системе школьного образования изучение русского языка еще не получило официального статуса, однако благодаря взаимодействию и совместным усилиям русистов Ирана и России в этом направлении ведется подготовительная работа, в частности, школьникам, интересующимся русским языком, предлагаются факультативные дисциплины и общеразвивающие программы. Представляется перспективным продолжение изучения практики преподавания русского языка в Центре открытого образования в г. Тегеран и трансляция этого опыта в образовательные организации Исламской Республики Иран. Ключевые слова: Исламская Республика Иран, русский язык как иностранный, организационные формы изучения РКИ, содержательная специфика изучения РКИ, вводный фонетико-грамматический курс, начальный этап | 166 |