Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 12.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24

Страница 20 из 136

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
951

Шустова Е. Н. «В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО...» (ПЬЕСА М. БУЛГАКОВА «ДОН КИХОТ» В СВЕТЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ). ЧАСТЬ ПЕРВАЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2001. Вып. 1 (26). С. 74-78

.

1396
952

Изуткин Д. А. Человек в системе взаимосвязи образа жизни и здоровья // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 2 (39). С. 90-92

Человек в системе взаимосвязи образа жизни и здоровья

1396
953

Чупахин Николай Петрович Смысл как основа формирования математической культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 2 (39). С. 127-131

Смысл как основа формирования математической культуры

1396
954

Феррер Е. Ж., Инсера В. Photons and fermions in spacetime with a compactified spatial dimension // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 7 (44). С. 88-94

-

1396
955

Агафонова Е. Г. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 9 (60). С. 75-81

Описание современных и будущих направлений в лингводидактическом тестировании начинается с обзора истории развития языкового тестирования, берущего своё начало и тесно связанного с психологическими и педагогическими тестами. Исследователи выделяют три периода (или, скорее, тенденции) в истории развития языкового тестирования в XX веке: донаучный, психометрически-структуралистский и психолингвистически-социолингвистический. Многие национальные и международные тестовые программы движутся в сторону компьютерного тестирования, которое рассматривается как более практичная альтернатива бланкового тестирования. Следующим поколением компьютерных тестов считаются компьютерные адаптивные тесты. Два крупных тестовых продукта представлены в качестве примеров применения адаптивного тестирования в крупномасштабных программах языкового тестирования.

1396
956

Тарасова Екатерина Сергеевна ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОМУ ПЕРЕВОДУ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ПАТЕНТОВ И РУКОВОДСТВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 10 (100). С. 71-75

В данной работе рассматриваются особенности обучения специалистов неязыкового вуза письменному переводу технической документации. Письменный перевод технической документации выступает как средство овладения иностранным языком, как прием развития умений и навыков чтения, как эффективный способ контроля понимания информации. При обучении переводу необходимо учитывать психологические особенности студентов старших курсов неязыкового вуза.

Ключевые слова: письменный перевод технической документации, специалисты неязыкового вуза, владение лексико-морфологическим навыком перевода, перевод патентных описаний и руководств по эксплуатации, психологические особенности взрослых студентов, семантические и норматив

1396
957

Семёнова Наталия Альбертовна АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСА ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ТВОРИ, ИССЛЕДУЙ, ПРОБУЙ») // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 115-118

Автором проанализирован опыт организации конкурса детских исследовательских работ; сформулированы проблемы организации исследовательской работы с детьми младшего возраста, выделены типичные недочеты в организации детского исследования.

Ключевые слова: продуктивная деятельность, исследовательская деятельность младших школьников, конкурс детских исследовательских работ, подготовка педагогов

1396
958

Соболева Екатерина Николаевна ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРИРОДУ КОРПОРАЦИЙ – СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 12 (127). С. 86-88

Рассмотрены сформировавшиеся в экономической литературе XX–XXI вв. направления исследований природы и сущности современных корпораций. Показаны ограничения «акционероцентрического» подхода и причины возникновения стейкхолдерской теории корпорации.

Ключевые слова: корпорации, неоинституционализм, стейкхолдерская теория фирмы

1396
959

Диамант Ирина Ивановна, Чуйко Ю. А. КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ЛФК // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 136-140

Представлен опыт разработки и внедрения в практику новых методик лечебной физической культуры для детей с детским церебральным параличом. Комплекс упражнений выполняется в специальном пневмокостюме «Аэрокомбинезон». Для иппотерапии впервые создана методика занятий в нейроортопедическом пневмокостюме «Иппо». Приведены данные эмпирических исследований, отражающие результаты коррекции двигательных нарушений у детей, страдающих спастической формой детского церебрального паралича.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, лечебная физическая культура, иппотерапия, нейроортопедический пневмокостюм «Аэрокомбинезон», нейроортопедический пневмокостюм «Иппо»

1396
960

Косицкая Фаина Леонидовна, Матюхина Мария Викторовна АНГЛИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ДИСКУРС В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 6 (183). С. 44-48

Объектом исследования данной статьи является английский медицинский дискурс, предметом исследования – его жанровая дифференциация. В современной отечественной и зарубежной лингвистике существует большое разнообразие подходов к пониманию термина «дискурс». Английский медицинский дискурс относится к институциональным дискурсам. Список институциональных дискурсов достаточно обширен: политический, дипломатический, административный, юридический, военный, педагогический, религиозный, мистический, медицинский, деловой, рекламный, дискурс Моды, почтовый, фармацевтический, косметологический, парфюмерный, гастрономический, газетно-публицистический и др. Английский медицинский дискурс представляет собой взаимодействие, переплетение собственно врачебного медицинского, научно-медицинского и рекламно-медицинского, а также медиадискурса, законодательного (правового), коммерческого, академического дискурсов в области медицины. Ведущая роль при этом принадлежит собственно врачебному медицинскому дискурсу. Для медицинского дискурса характерны полифонические включения исторического, энциклопедического, социального, фармацевтического дискурсов. Сложная природа английского медицинского дискурса породила его жанровую дифференциацию.

Ключевые слова: медицина, дискурс, медицинский дискурс, здоровье, речевой жанр

1396
961

Ганцалез-Диаз П. Ф. On tachyon and sub-quan-tum phantom cosmologies // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 7 (44). С. 36-40

-

1395
962

Карпухина Тамара Петровна Отношения антонимии между словами, связанными морфемным повтором в английской художественной прозе. // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 4 (55). С. 110-118

Объект рассмотрения статьи составили текстовые цепочки слов, связанные общностью морфемы. На морфемную корреляцию нередко накладывается корреляция семантическая. Важную роль в объединении одноморфемных слов играют отношения антонимии. Анализ выявляет значительное разнообразие рассматриваемых текстовых цепочек. Их конституентами могут быть как узуальные, так и окказиональные антонимы. В состав цепочек входят внутричастеречные и межчастеречные оппозиты. Одноморфемные слова могут быть связаны по типу контрадикторной, контрарной, конверсивной, векторной антонимии.

1395
963

Медведева Людмила Дмитриевна О подготовке специалистов экономического профиля в условиях глобализации // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 76-79

Экономическая деятельность в условиях глобализации связана с высокой конкуренцией, требующей от специалистов экономического профиля профессиональных компетентностей. Ориентацией профессиональной подготовки является модель специалиста в ключе профессиональных компетентностей. Их формированию способствуют интегрированная технология обучения и авторская интеграционная дидактическая игра.

Ключевые слова: профессиональное образование; экономическая глобализация; модель специалиста; профессиональные компетенции; интеграционная дидактическая игра; интегральный коэффициент готовности

1395
964

Малякова Наталия Сергеевна РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ НАРОДНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 32-37

Одной из значимых идей в отечественном образовании является идея народности. Сформировавшись в середине XIX в., она сохраняет актуальность и по сей день. Обращение к идее народности призвано воспитать личность, уважающую культурные особенности разных народов, способной жить в динамично развивающемся многоликом мире. Предлагаемая статья раскрывает исторические особенности формирования идеи народности и опыт ее реализации в современной школе.

Ключевые слова: Одной из значимых идей в отечественном образовании является идея народности. Сформировавшись в се- редине XIX в., она сохраняет актуальность и по сей день. Обращение к идее народности призвано воспитать личность, уважающую культурные особенности разных на

1395
965

Пескова Евгения Сергеевна УСИЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 38-41

Статья является результатом исследования по разработке и внедрению в учебный процесс информационных технологий для организации самостоятельной работы школьников. В ней содержатся результаты экспериментального исследования обучающей системы с положительной обратной связью для аудиторных занятий и самостоятельной работы школьников.

Ключевые слова: обучающая система, самостоятельная работа, тестирование, контроль

1395
966

Петрик В. В. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ СИБИРИ (1980-е ГОДЫ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 4 (20). С. 23-28

.

1394
967

Попов Т. Н. Подготовка специалистов по физической культуре к работе с детьми, имиющими нарушения здоровья и физические недостатки // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 64-69

Подготовка специалистов по физической культуре к работе с детьми, имиющими нарушения здоровья и физические недостатки

1394
968

Сами М., Дедич Н. Unifying brane world inflation with quintessence // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 7 (44). С. 25-36

-

1394
969

Захарченко А. В. Естественное восстановление антропогенно-изменных почв // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 7 (51). С. 115-122

Естественное восстановление антропогенно-изменных почв

1394
970

Шепель Т. В., Балашов П. П. Проблема ограниченной дееспособности психически больных в гражданском праве // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 2 (53). С. 89-91

Исследование литературы, в том числе судебно-психиатрической и уголовно-правовой, об ограниченной дееспособности и вменяемости позволило автору высказать негативное отношение к отсутствию в Гражданском кодексе РФ статьи об ограниченной дееспособности вследствие психического расстройства. Он характеризует основные критерии: медицинский, психологический и юридический, и предлагает ее легальное определение.

1394
971

Румбешта Елена Анатольевна, Трофимова Н. В. Новые подходы к эксперементальной подготовки учителя физики // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 3 (54). С. 69-74

Новые подходы к эксперементальной подготовки учителя физики

1394
972

Андреева Т. Л. Религиозная составляющая национального самосознания. // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 4 (55). С. 105-110

В статье проводится анализ языкового выражения религиозной составляющей национального самосознания англичан на основе фразеологической единицы High Church. Контекстная сочетаемость данной единицы выявляет ее новые, не зафиксированные в словарях, значения.

1394
973

Просвирова Ирина Геннадьевна Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся младшего подросткового возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 61-64

В статье анализируется проблема снижения мотивации учебной деятельности у школьников 5–6 классов. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены признаки внешней и внутренней мотивации и факторы, мотивирующие познавательную деятельность учащихся. Для реализации этих факторов, предлагается система заданий по теме «Проценты», которая была апробирована в 2000–2005 гг. в школах г. Томска, г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа.

1394
974

Борщевский А. А. БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 96-99

Анализируется процесс развития физкультурного образования в нашей стране, определяется его цель и задачи с учетом тех реформ образования, которые проводятся в настоящее время. Физическая культура принадлежит к числу гуманитарных наук и знаний и ее основной целью является формирование всесторонне развитой личности. Выделена система приоритетов, определяющих развитие физкультурного образования, которые в первую очередь были бы направлены на овладение гуманистическими ценностями физической культуры и учитывали интересы и индивидуальные особенности личности человека.

Ключевые слова: мотивационная сфера личности, мировоззрение, система ценностей

1394
975

Лазарева Л. В. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 154-159

Представлена оценка состояния проблемы формирования коммуникативной компетентности у студентов вузов в психологической литературе, авторская интерпретация понятия «коммуникативная компетентность», анализ результатов сформированности коммуникативной компетентности у студентов – будущих менеджеров.

Ключевые слова: будущий менеджер, коммуникативная компетентность, модель.

1394
976

Мухин Олег Николаевич «ОТ ВЕЛИКОГО ДО СМЕШНОГО…»: НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ POPULUS RIDICULAM ПРИ ДВОРЕ ПЕТРА I // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 209-215

С привлечением ранее не публиковавшихся архивных материалов исследуются некоторые стороны повседневной жизни профессиональных участников увеселений при дворе Петра I – шутов и карликов.

Ключевые слова: петровская эпоха, двор монарха, смеховая культура, шуты

1394
977

Борисова Татьяна Сергеевна ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ – СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 4 (181). С. 28-33

Понятие «социальный потенциал молодежи» рассматривается как совокупность взаимообусловленных характеристик молодежи, отражающих ее личностные созидательные творческие социальные ресурсы, которые данная социальная группа и каждая личность стремится развивать и реализовывать в социальной практике с целью воплощения в ней гуманистических ценностей и идеалов. Социальный потенциал молодежи включает в себя готовность молодых людей к выполнению социальных ролей и функций, социокультурный опыт социальной группы и каждой личности, ее социальную компетентность, потребность и готовность к самореализации в социальной практике, инициативность, ответственность, гражданскую позицию, нравственные идеалы и ценности, социальную субъектность. Воспитание осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества. Основным критерием его осуществления, реализации служит степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни. Развитие потенциала молодежи предполагает создание благоприятных условий для развития способностей молодых людей, улучшение условий жизни и качества социальной среды, повышение конкурентоспособности потенциала молодежи за счет развития социальных секторов экономики. В качестве инструментария, способного решить проблему формирования социального потенциала молодежи, выступает социальная педагогика.

Ключевые слова: молодежь, социальный потенциал, обучение, воспитание, личностный подход, виды деятельности

1394
978

Ольховская Александра Игоревна КОРПУСНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 2 (199). С. 98-107

Введение. Возникнув как инструмент лингвистического анализа, корпус сегодня активно осмысляется в плоскости обучения языку, что позволяет говорить о становлении нового направления в гуманитарном образовании – корпусного преподавания. Материал и методы. Статья посвящена раскрытию методического потенциала корпуса в области организации учебно-исследовательской работы учащихся. Представлены проблемные и проектные задания, которые могут быть использованы в практике преподавания русского языка и дисциплин цикла «Современный русский язык» (орфографии, морфологии, лексикологии, ортологии и др.). Источником для предложенных в статье заданий послужил Национальный корпус русского языка. Основной целевой аудиторией предложенных заданий выступают студенты-филологи, однако при некоторой адаптации они могут быть применены в школьном курсе русского языка. Результаты и обсуждение. Упражнения направлены на анализ таких явлений, как изменение рода существительных, многозначность, заимствованная лексика, неологизмы, установление авторства слов и времени их появления в языке, устаревшая лексика, тематические группы. В ходе выполнения упражнений перечисленные явления предстают перед учащимися в трех аспектах – в аспекте языковой вариативности (орфографической, морфологической, семантической), частотности и исторической динамики. Для решения поставленных задач ученикам необходимо воспользоваться такими инструментами Национального корпуса русского языка, как лексико-грамматический поиск, поиск по семантической разметке, упорядочение результатов выдачи по дате создания, задание подкорпуса и показ статистической информации. В некоторых заданиях использование корпуса сочетается с обращением к традиционному средству обучения – словарю. Сопоставление словарной и корпусной информации позволяет объединить нормативный и узуальный подходы к изучению языка и существенно расширить представления о нем учеников. Каждое упражнение сопровождается описанием поисковой механики, а также методическим комментарием относительно результатов учащихся и действий преподавателя. Комментарий построен таким образом, чтобы читателю был очевиден дискуссионный потенциал учебного материала. Заключение. Сделаны некоторые выводы относительно специфики корпуса как средства обучения. По мнению авторов, корпус является эффективной базой для реализации метода проблемного обучения и метода проектов, а его использование позволяет учащимся взглянуть на язык как на живой, подвижный организм.

Ключевые слова: корпусная лингвистика, корпусное преподавание, корпус, Национальный корпус русского языка, преподавание русского языка, электронные ресурсы обучения

1394
979

Кашенов А. Т. Нормативный договор как источник конституционного права Российской Федерации // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 3 (12). С. 17-20

.

1393
980

Румбешта Елена Анатольевна, Мидуков В. З. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся при обучении физике и оценка ее сформированности // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 103-109

Авторы обосновывают необходимость нового способа оценки результатов обучения школьников, выбравших физический профиль, через сформированность у них ряда компетенций, предлагая считать основной предметной компетенцией, формируемой в профиле - проектно-исследовательскую. В статье дается авторское определение проектно-исследовательской компетенции, показаны способы ее формирования на элективных курсах, а также способ качественной и количественной оценки степени сформированности данной компетенции

1393
981

Погодаева Маргарита Викторовна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 92-96

Рассматривается программа создания психологически безопасной среды на начальном этапе пребывания детей в ДОУ. Создание психологически безопасной образовательной среды необходимо для успешной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Критериями психологической безопасности среды дошкольного учреждения являются эмоциональное благополучие ребенка, удовлетворенность средой, доверительное общение, отсутствие психологического насилия. Показана эффективность программы для повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: психологическая безопасность, дошкольный возраст, адаптация в ДОУ

1393
982

Игна Ольга Николаевна ОБУЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 7 (196). С. 66-72

Планирование, в том числе поурочное, − неотъемлемый содержательный компонент профессиональной методической подготовки учителя. В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе общего образования обучение будущих учителей поурочному планированию существенно актуализируется. Данная статья посвящена обучению планированию урока иностранного языка в контексте ФГОС как научно-методической проблеме. Названы отдельные критические замечания, касающиеся ФГОС; обобщены результаты методических исследований по реализации иноязычного образования в контексте ФГОС, охарактеризованы научно-методические проблемы обучения планированию урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС в рамках методической подготовки, сформулированы задачи данной подготовки по обеспечению качества обучения планированию урока.

Ключевые слова: урок иностранного языка, планирование урока, обучение планированию, методическая подготовка учителей, федеральные государственные образовательные стандарты

1393
983

Доманский Валерий Анатольевич, Кафанова Ольга Бодовна И. С. ТУРГЕНЕВ – РУССКИЙ ЕВРОПЕЕЦ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ И ФРАНЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 6 (203). С. 7-19

Введение. Показана многогранная деятельность И. С. Тургенева как русского европейца, которая рассматривается с разных позиций: биографической, социальной, политической, философской, культурологической. Цель – истолкование генезиса понятия «русский европеец» и его бытования в русской культуре, исследование роли писателя в российско-европейском культурном трансфере с привлечением его биографии, общественной, переводческой деятельности и художественного творчества. Материал и методы. Исследование осуществлялось посредством использования комплексного подхода к анализу социально-культурных явлений и обеспечивалось системой методов: биографический, историко-литературный, историко-функциональный, культурно-исторический и сравнительно-типологический. Результаты и обсуждение. Системный подход к рассмотрению заявленной проблемы позволил исследовать ее в синхронии и диахронии, при этом использовались принципы диалогичности, дискурсивности и контекстуальности. Представлен длительный путь Тургенева от западника к русскому европейцу. Первые его попытки «внедриться» в европейское общество были не вполне удачными и принесли ему разочарование. Зато успешной была его переводческая деятельность с целью продвижения русской литературы во Францию. И только после публикации «Записок охотника» и романа «Рудин» на французском и немецком языках Тургенев приобретает на Западе известность. Участие писателя в обедах «освистанных драматургов» явилось признанием его русскости и европеизма одновременно: он органично вливался в круг французской литературной элиты, сохраняя при этом свою особую позицию, обусловленную русской ментальностью. Постепенно Тургенев становится все более «своим» как для Флобера, так и для поколения «детей» (Э. Золя, А. Доде, Ги де Мопассана), которые видели в нем друга, литературного наставника, даже учителя. В заключительной части исследования представлены анализ художественных произведений Тургенева, типологии героев, соотносимых с понятиями «западник» и «русский европеец» (повесть «Ася», романы «Рудин», «Накануне», «Дым»). Таким образом, Тургенев является классическим русским европейцем: он соединяет всей своей деятельностью и творчеством две культуры, стремится к включению России в общеевропейскую семью, а с другой стороны, способствует знакомству Европы с достижениями русской культуры. Заключение. Материал статьи может быть использован в деятельности ученых (филологов и культурологов), преподавателей и школьных учителей для расширения представления о русском писателе и его вкладе во взаимодействие, взаимопроникновение и взаимообогащение двух культур – России и Европы.

Ключевые слова: И. С. Тургенев, западник, русский европеец, межкультурный трансфер, переводческая и общественная деятельность, французские литераторы, художественное творчество, типы русских европейцев

1393
984

Мухин Олег Николаевич Гендерные образы российских монархов XVIII веке: петровский "эксперимент" и его последствия // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 3 (66). С. 5-11

В статье анализируются изменения гендерных ролей российских правителей в результате петровских преобразований с акцентом на образе самого царя-реформатора. Автор также стремится выявить истоки длительного периода женского правления в России XVIII в.

1392
985

Качалов Николай Александрович, Житкова Елена Викторовна Особенности обучения иноязычному общению на основе использования средств музыкальной наглядности // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 2 (76). С. 9-12

В статье рассматривается структура модели темацентрированного взаимодействия в обучении общению на немецком языке с использованием средств музыкальной наглядности.

Ключевые слова: Иноязычное общение, музыкальная наглядность, аутентичные тексты, аспектные навыки, модель темацентрированного взаимодействия, принципы отбора музыкальных произведений, аспекты иноязычной культуры

1392
986

Торопова Надежда Вячеславовна ОТРАЖЕНИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, СОВЕРШИВШЕГО НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, В ЕГО ПОСТПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЯХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 178-181

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятия «криминалистическая характе- ристика личности несовершеннолетнего преступника». Рассмотрены криминалистически значимые формы проявления индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетних преступников в способе отдельных действий относительно события насильственного преступления: сокрытия следов и постпреступном по- ведении.

Ключевые слова: криминалистическая характеристика личности преступника, влияние индивидуально-личностных особенностей преступника на способ совершения преступления, личность несовершеннолетнего преступника, насильственное преступление

1392
987

Лемская Валерия Михайловна ГРАММАТИКАЛИЗАЦИЯ ПОЛИВЕРБАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЧУЛЫМСКО-ТЮРКСКОМ ЯЗЫКЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 1 (116). С. 60-63

Рассматриваются основные пути грамматикализации поливербальных конструкций в чулымско-тюркском языке: видовременные формы, аспектуально-акциональные формы, сложные сказуемые фразеологизированного типа, многокомпонентные конструкции.

Ключевые слова: акциональность, видовременные формы, грамматикализация, поливербальные конструкции, сложные сказуемые фразеологизированного типа

1392
988

Коломина Анастасия Анатольевна КОРЕЙСКАЯ ПРОБЛЕМА В РАБОТАХ СОВЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 87-90

Анализируются труды отечественных исследователей, изданные в советский период и посвященные политическим процессам на Корейском полуострове 2-й половины ХХ в. Рассмотрены основные вопросы, связанные с корейской проблемой.

Ключевые слова: Корейский полуостров, раскол Кореи, Корейская война 1950–1953 гг., интересы СССР и США, объединение

1392
989

Черенёва Елена Александровна ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 122-126

Проводится теоретический анализ проблемы изучения защитных механизмов личности в отечественной и зарубежной психологии и анализ влияния психологических защит на формирование адаптивного поведения личности.

Ключевые слова: защитные механизмы поведения, психологическая защита, адаптация, поведение, личность, бессознательное

1392
990

Алиев Э. В. НОВЫЕ «ЯЗЫКИ» КУЛЬТУРЫ: ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ И КИНО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 2 (143). С. 56-58

Изучается взаимовлияние интернет-технологий, телевидения и кино. Языки этих видов искусства все больше обогащаются средствами выразительности из Интернета. Во-первых, модифицирование композиционного решения делает экран многослойным. Во-вторых, использование полупрозрачных изображений и текстов углубляют сцену. Сегодня происходит активный процесс взаимодействия между Интернетом и аудиовизуальной продукцией. Размещенное в Интернете произведение представляет собой не законченный продукт, а продолжающийся процесс интерактивного общения.

Ключевые слова: Интернет, информационные технологии, искусство, телевидение, кино, виртуальное пространство, постмодернизм

1392
991

Коненкова Римма Александровна, Корытова Галина Степановна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В КОНТЕКСТЕ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 92-98

Представлен аналитический обзор теоретических подходов к изучению эмоциональных нарушений в детском возрасте в контексте защитно-совладающего поведения. Отмечается существенное влияние эмоциональных нарушений на защитно-совладающее поведение и их препятствие достижению индивидом психологического здоровья и эмоциональной зрелости.

Ключевые слова: научный подход, эмоциональные нарушения, эмоции, эмоциональные состояния, защитно-совладающее поведение, психологическая защита, копинг, совладание, детский возраст

1392
992

Сафонова Т. А. ПРИЕМ И РАЗМЕЩЕНИЕ ЭВАКУИРОВАННОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1941-1342 ГОДАХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 4 (20). С. 122-125

.

1391
993

Несмелова Н. И. Динамика функционального состояния человека при адаптации к информационной нагрузке // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 7 (51). С. 158-164

Динамика функционального состояния человека при адаптации к информационной нагрузке

1391
994

Прокопьев Николай Яковлевич, Марьинских Светлана Георгиевна ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ Г. ТЮМЕНИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 3 (81). С. 31-35

Вопросы, касающиеся состояния здоровья учащихся при переходе из общеобразовательной школы в ВУЗ с разным уровнем двигательной активности (ДА) изучены не достаточно. Проведенное исследование показало, что физическая работоспособность и функциональное состояние учащихся соответствуют возрастно-половым показателям, однако зависят от уровня ДА.

Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, сердечно-сосудистая система, физическая работоспособность, учащиеся общеобразовательной школы и ВУЗа

1391
995

Зеличенко Владимир Михайлович, Ларионов Виталий Васильевич ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ И ВУЗА: РОЛЬ ФИЗИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ И ЭКОЛОГИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 102-106

Рассматриваются примеры деятельностного подхода в преподавании курса физики и концепции современного естествознания на основе научных достижений в области производства радиофармпрепаратов для диагностики населения, что позволяет в определенной степени разрешать основные противоречия несоответствия, сознания и ресурсов в педагогической науке.

Ключевые слова: проблемно-ориентированный подход, информационно-коммуникационные технологии обучения физике, интернет-ресурсы в обучении физике

1391
996

Гусев Валентин Юрьевич О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГОВОРКИ (РУССКОГО ТАЙМЫРСКОГО ПИДЖИНА) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 1 (116). С. 106-109

Рассматривается вопрос о происхождении двух послелогов говорки (таймырского пиджина на русской лексической основе) – мера и место. Показывается, что своим возникновением они обязаны долганскому влиянию и, следовательно, свидетельствуют о долганском этапе в истории говорки.

Ключевые слова: говорка (русский таймырский пиджин), долганский язык, нганасанский язык, контактные языки, история Таймыра, послелоги

1391
997

Русанова Оксана Николаевна КОНТЕКСТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ПЬЕСЫ А. ВАМПИЛОВА «ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ» (ЧАСТЬ 2) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 2 (191). С. 204-210

Представленная публикация является второй частью исследования пьесы А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» в аспектах выявления в ней известных тем, проблем, мотивов. В предлагаемой статье речь идет о творческой переработке Вампиловым компонентов поэтики пьесы М. Горького «На дне». Основное внимание уделено приемам раскрытия семантического потенциала образов центральных героев – Луки и Еремеева, определению их места в системе персонажей, функций в полифонической структуре действия. Отмечены системные смещения акцентов в решении «чужого» сюжета, которые позволяют Вампилову выстроить оригинальную авторскую концепцию человека и мира.

Ключевые слова: отечественная драматургия 1970-х годов, литературный контекст, смыслопорождающие структуры текста, образная система, функции героев

1391
998

Галкина Татьяна Васильевна Жизнеописание Александра Волкова: принципы научной биографики // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 2 (39). С. 162-167

Жизнеописание Александра Волкова: принципы научной биографики

1390
999

Тазина Клариса Александровна Программа педагогической компетенции в образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 70-72

Программа педагогической компетенции в образовательной среде

1390
1000

Скрипко Зоя. Алексеевна Роль процесса наблюдения в изучении естественнонаучных законов природы // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 6 (43). С. 100-105

Роль процессов наблюдения в познании естественнонаучных законов природы теоретически исследовалась широким кругом современных психологов и педагогов. Автор статьи, опираясь на теоретические разработки данного вопроса, экспериментально осуществляет данный процесс при изучении курса «Естествознание» в классах гуманитарного профиля. Анализ результатов, приводимых в статье, показывает, что правильно организованное наблюдение естественнонаучных процессов, повышает качество знаний о строении окружающего мира

1390
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24

Страница 20 из 136

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ