№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5601 | Обобщены результаты психолингвистических экспериментов, основанных на методиках шкалирования и дополнения предложений, анализе воздействия голоса и внешних данных публичной языковой личности при аудиовизуальной форме распространения созданного ею медиатекста, исследовании результатов моделирования информантами словесного портрета автора, включая его возраст, статус, образование, интересы, внешние особенности, характер. Выявлены лингвистические и экстралингвистические факторы, влияющие на взаимодействие публичной языковой личности и медиасреды. Полученные результаты представляют интерес для теории речевого воздействия, медиалингвистики, коммуникативной стилистики текста. Ключевые слова: медиатекст, медиадискурс, языковая личность, экспериментальная методика | 854 | |||||
5602 | Актуальность исследования обусловлена устойчивым вниманием лингвистов к дискурсу женской прозы и к особенностям использования составляющих функционально-семантических категорий, в том числе категории «компаративность», в языке художественных произведений. Рассматривается участие разноструктурных сравнений в описании женских героинь в романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого». Структурное разнообразие сравнений представлено в рамках функционально-семантического поля компаративности. Все формы компаративов присутствуют в языке романа, преобладают союзные сравнения по сходству. Из сравнений по различию встречаются формы степеней сравнения, отрицательные параллелизмы. Гендерный подход к описанию феминно-маркированных компаративов помогает выявлению идиостилевых черт писателя, а именно: тенденция к распространению и конкретизации образа сравнения; использование сравнений для сопоставления героинь; авторская смелость и откровенность компаративных образов и их аллюзивность; аксиологические различия между феминными сравнениями в речи героев и в речи автора. Обращено внимание на текстообразующую функцию компаративов в широком понимании в языке романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», а именно на прием «соотношение тропов и реалий». Ключевые слова: гендер, феминное сравнение, способы выражения семантической категории «компаративность», аллюзии, роман Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» | 854 | |||||
5603 | Введение. Актуальная проблема современной педагогики свяазана с недостаточной разработкой адекватных теоретико-методологических оснований включения в контекст дополнительного образования положений сетевого анализа. Цель статьи – актуализация сетевого подхода как ресурса развития дополнительного образования. Материал и методы. Использованы теоретико-методологические положения сетевого подхода (теория анализа социальных сетей (SNA), реляционная социология (relational sociology), акторно-сетевая теория (ANT)), теории социального воспитания (А. В. Мудрик). Результаты и обсуждение. Развитие современного дополнительного образования связано с осмыслением ресурса социального сотрудничества, который определяет практику сетевого партнерства. Партнерские сетевые отношения развиваются наиболее динамично при условии: а) открытости жизнедеятельности учреждения дополнительного образования; б) сформированного интереса учреждений дополнительного образования для партнеров; в) развитию «слабых связей» (М. Грановеттер). Заключение. Сетевой подход становится для дополнительного образования стратегией модернизации и развития в решении задач организации сетевого партнерства путем активизации «слабых связей», способствует формированию социальной и творческой самореализации. Ключевые слова: дополнительное образование, социальная сеть, сетевой подход | 854 | |||||
5604 | . | 853 | |||||
5605 | Рассматривается французский гастрономический дискурс как один из видов институционального дискурса, который представляет собой сложноорганизованное, многосоставное образование, взаимодействие, интеракцию законодательного (правового) (в области общественного питания и торговли продовольственными товарами), рекламно-гастрономического, ресторанного, научно-гастрономического, коммерческого дискурса, академического (учебного) дискурса кулинарного искусства, гастрономического медиадискурса. Ведущая роль при этом принадлежит собственно-гастрономическому экспертному дискурсу в сфере профессиональной коммуникации. Сложная дискурсивная природа гастрономического дискурса породила многообразие жанровых форм. Ключевые слова: гастрономия, гастрономический дискурс, речевой жанр, функциональный стиль, еда, кулинарное искусство, единица анализа | 853 | |||||
5606 | Рассматривается исторический процесс образования и дальнейшего развития статистического аппарата Уфимской губернии, который был создан в мае 1865 года на основе прежде функционировавшего Оренбургского губернского статистического комитета. Показано, что спектр содержания итоговых документов Уфимского губернского статистического комитета (ГСК) был весьма широкий и касался характеристики как экономической ситуации, так и положения социальных и этнических групп населения края. Автор приходит к выводу, что данное государственное учреждение внесло определенный вклад в учет населения, недвижимого и движимого имущества, который повлиял на укрепление хозяйства края. Ключевые слова: Уфимский губернский статистический комитет, статистические сведения, перепись населения, смета расходов, поземельная статистика, численность населения | 853 | |||||
5607 | Вводится понятие «вынужденного» искусственного билингвизма в связи с вхождением малопонятных заимствованных слов в русский язык. Анализируются современные подходы к овладению речью в онтогенезе и в случаях с билингвизмом. Билингвизм рассматривается как отягощающий фактор при обучении языку. Большое внимание уделяется связи языка с культурой. При помощи свободного ассоциативного эксперимента доказывается, что у представителей русского этноса отсутствуют ассоциативные связи на слово-стимул «омбудсмен» и понимания слова не происходит, что ведет к формированию лакун в отражении картины мира в языковом сознании индивида. Ключевые слова: языковое сознание, картина мира, заимствование, билингвизм, свободный ассоциативный эксперимент | 853 | |||||
5608 | Рассматриваются некоторые вопросы методики преподавания дисциплины «Методология и информационные технологии управления проектами». Изучены основные понятия предметной области «Управление проектами», представлены фрагменты разработанных автором фондов оценочных средств по дисциплинам. Выделены основные направления дальнейшего исследования. В первую очередь планируется продолжить модернизацию разработанных материалов электронного курса, предназначенного для оказания поддержки самостоятельной работы студентов в ходе изучения дисциплины. Обобщается авторский опыт преподавания данной дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Прикладная информатика». Ключевые слова: компетентностный подход, область профессиональной деятельности, MS Project, управление проектами, проектный подход | 853 | |||||
5609 | На основе анализа современных историко-педагогических исследований даны трактовки, сформулированные учеными, таких понятий, как «идеал учителя», «миссия учителя», что помогает представить педагогический идеал как образ-образец. Показано, что вторая половина XIX – начало XX в. в истории отечественного образования представляет особый интерес, поскольку именно в данный период шло интенсивное развитие педагогических идей, высказывались важные для осмысления суждения об идеале, миссии, роли учителя, не утратившие своей значимости. Излагаются взгляды современных ученых об идеале и миссии учителя, которые являются актуальными сегодня и останутся таковыми в перспективе. Особое внимание сосредоточено на исследовании, проведенном в начале XX в., в котором имеются обобщенные данные о том, каким должен быть идеальный учитель с точки зрения самих учеников. Приводятся размышления школьников об идеале учителя, указываются черты характера, личностные и профессиональные качества педагога, которые оказывают, с их точки зрения, наиболее благоприятное влияние на молодежь. Ключевые слова: идеал, миссия, учитель, образование, школьник, вторая половина XIX – начало XX в | 853 | |||||
5610 | Введение. Описывается специфика соматического кода культуры как одного из наиболее древних. Обосновывается исследовательский интерес к его вербальной репрезентации. Цель статьи – выявить дискурсивно-жанровую специфику реализации кодовой функции соматизмов в русской народной лирической песне. Материал и методы исследования. Анализ выполнен на материале 317 текстов исследуемого жанра, выбранных из фольклорных сборников. Методы исследования определяются спецификой фольклорного дискурса, особенностями частушки и лирической песни как фольклорных жанров, обладающих выраженным лирическим началом, в также собственно жанровой спецификой лирической песни. В качестве методологического обоснования исследования приведено сопоставление лирической песни и частушки в аспекте выявления черт, значимых для выявления специфики реализации кодовой функции соматизмов. Основные результаты. Количественный анализ соматизмов в лирической песне показал, что их состав соответствует составу аналогичных единиц в частушке, что обосновывается структурой общекультурного соматического кода и близостью сопоставляемых жанров. Перечень высокочастотных единиц в лирической песне шире, что указывает на жанровую специфику, отличающую лирическую песню от частушки в аспекте репертуара транслируемых эмоций и чувств. Специфика принципов организации и содержания соматического кода в лирической песне в сопоставлении с частушкой проиллюстрирована анализом использования соматизма «рука». Подтверждено предположение о жанрово обусловленной направленности лирической песни на более детальную, чем в частушке, прописанность соматических реакций и ощущений, отражающих установку на прямое описание эмоций и чувств. Заключение. Проведенный анализ показал, что содержание и принципы организации соматического кода в лирической песне, во-первых, основаны на его обращенности к общенациональным ценностям, символически представленных в номинациях частей тела человека, что характерно для фольклорного дискурса в целом. Во вторых, в лирической песне исследованный код приобретает жанровую специфику, наиболее выпукло проявляющуюся при ее сопоставлении с частушкой. В результате их сопоставления выявлено, что и в частушке, и в лирической песне соматизмы участвуют в трансляции эмоций и чувств, которые передаются через описание соматических реакций и ощущений персонажей. В отличие от частушки, в лирической песне репертуар эмоций и чувств, реализуемых при посредстве соматизмов, оказывается шире. При этом данные эмоции предстают как более обобщенные – с одной стороны, но более детально описанные – с другой. Ключевые слова: фольклорный дискурс, лирическая песня, соматизм, соматический код, дискурсивно-жанровая специфика | 853 | |||||
5611 | Введение. Синтаксис селькупского языка долгое время оставался «белым пятном» на лингвистической карте самодийского языкознания. Фонология, морфология и лексический состав селькупских диалектов не раз становились предметом научных изысканий представителей различных научных лингвистических школ. Исследованию синтаксических особенностей селькупского языка посвящено гораздо меньше научных трудов, а большинство из этого небольшого количества базируются на материале северных диалектов, в то время как центральные и южные диалекты селькупского языка долгое время оставались вне поля зрения лингвистов. Данные факторы обусловливают актуальность предпринятого исследования. Материал и методы. Материалом исследования послужили 26 частушек на нарымском диалекте селькупского языка. Основными методами исследования выступили общенаучные (анализ, синтез, обобщение) и частнонаучные (лингвистические) методы: сравнительно-сопоставительный, описательный, метод анализа непосредственно составляющих. Результаты и обсуждение. Представлен краткий обзор исследований синтаксиса различных диалектов селькупского языка, осуществлен структурный анализ текстов частушек нарымских селькупов, проанализирован порядок слов, рассмотрен повтор как один из основных фольклорных приемов. По своей структуре 60,9 % проанализированных предложений представляют собой двусоставные предложения, 39,1 % – односоставные предложения. Самым частотным порядком слов в двусоставных предложениях является SVO (16,66 %), на втором месте SOV (7 %), на третьем OSV (4,7 %), единичны предложения с порядком слов OVS (2,38 %). Самыми частотными повторами, выявленными в ходе исследования, явились концентрирующие повторы. Заключение. Частушка как особый фольклорный жанр, заимствованный у русских, получила широкое распространение среди нарымских селькупов. Данный жанр предполагает наличие рифмы и накладывает отпечаток на структурную и синтаксическую организацию предложения. Повторы выполняют функцию структурной организации частушечного текста, выделяя наиболее значимые компоненты содержания, и в меньшей степени участвуют в его синтаксической организации. Ключевые слова: селькупский язык, частушка, порядок слов, повтор | 853 | |||||
5612 | . | 852 | |||||
5613 | Рассматривается деятельность региональных властей по созданию училищных советов в Западно-Сибирском учебном округе. Выделяются первые организационные мероприятия по определению состава и функций училищных советов. Ключевые слова: история образования, Западно-Сибирский учебный округ, училищный совет, реформы | 852 | |||||
5614 | Исследуется динамика процесса развития медиаарта в практике авангардного искусства второй половины ХХ в. Предметом исследования являются произведения, созданные на основе телевизионной технологии в Западной Европе и Америке в период с 1950 по 1990 г. Выводы, излагаемые в статье, дают возможность поновому взглянуть на историю искусства ХХ в., на генезис феномена New media art. Автором анализируются примеры использования телевидения в контексте культурно-исторических предпосылок, обусловивших изменение понимания роли и места медиа в культуре, отношение к телевидению в обществе. Ключевые слова: телевизионное искусство, видеоарт, медиаарт, экранное искусство, new media art | 852 | |||||
5615 | Представлено исследование проблемы современных подходов к преподаванию творчества Ф. М. Достоевского в современной школе, учитывающих как актуальные стратегические задачи предметной области «Филология», так и необходимость ценностно-смыслового развития личности обучающегося. Ценностный опыт Достоевского оказывается значимым для современной «постапокалиптической» эпохи, для которой путь восстановления духовных первооснов равнозначен пути сохранения человечества и человеческой культуры. Творчество Достоевского необходимо включать в урочную и внеурочную деятельность не только как объект литературоведческого анализа, а как важный элемент системы ценностно ориентированного обучения и воспитания. Эффективными при изучении произведений Достоевского являются следующие мотивирующие факторы: полезность и применимость полученных знаний на практике, вовлеченность обучающихся в творческий процесс, использование активных методов обучения, участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах по литературе, моральное поощрение и стимулирующий контроль, личность педагога и манера преподавании. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, автор, читатель, духовные императивы, русская культура, художественное произведение, аксиология, нравственность, публицистика, «Дневник писателя», ценностно ориентированное обучение, мотивация, воспитание | 852 | |||||
5616 | Отражена конкретизация понятия «готовность будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами»; выделены пять компонентов готовности будущего педагога по физической культуре к работе с детьми-сиротами: мотивационный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный, определены показатели сформированности каждого компонента и уровни сформированности готовности к работе с детьми-сиротами; проведено диагностирование исходного уровня готовности к работе с детьми-сиротами; теоретически описана деятельность, позитивно влияющая на увеличение уровня готовности к работе с детьми-сиротами. Ключевые слова: формирование, готовность, будущий педагог по физической культуре, дети-сироты, компоненты, уровень, исходный уровень | 852 | |||||
5617 | Раскрываются возможные направления мониторинга методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов с позиций реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования. Проведен анализ исследований в отношении определения сути понятия «мониторинг», на основе чего охарактеризованы специфические особенности педагогического мониторинга. Раскрыто содержание мониторинговой деятельности через призму профессиональных компетенций, формируемых в процессе методико-математической подготовки студентов. Представлена компонентная структура данных компетенций, выделены критерии их сформированности у будущих учителей начальных классов в процессе освоения дисциплины «Методика преподавания математики», а также указаны виды оценочных средств, применяемых для осуществления мониторинговой деятельности. Ключевые слова: педагогический мониторинг, методико-математическая подготовка, профессиональные компетенции, будущий учитель начальных классов | 851 | |||||
5618 | «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь» (2004) Л. Улицкой – произведение, изданное в формате детской книги, но обнаруживающее в подтексте адресацию взрослому читателю. Интертекстуальный код «Истории…» позволяет обнаружить отсылки к космогоническому мифу. Главная героиня выступает в ипостаси: демиурга, пытающегося создать собственный космос (упорядоченное бытие); одинокой женщины, пытающейся преодолеть свое одиночество; наконец, узнаваемого героя фольклорной сказки, не обладающего необходимыми для культурного героя способностями, что приводит к катастрофе. Рукотворный демиургизм Мыши подвергается осмеянию, а сама «История…» прочитывается как произведение о преодолении одиночества и обретении семьи. В основе авторской концепции лежит идея о мудром мироустройстве, при котором даже досадные случайности способствуют установлению гармонии и счастья. Ключевые слова: сказки Л. Улицкой, литература с двойной адресацией, современная детская литература | 851 | |||||
5619 | Рассматриваются вопросы организации краеведческой работы в дошкольной образовательной организации. Раскрывается потенциал краеведческого материала для всестороннего развития ребенка, формирования патриотизма и основы его активной жизненной позиции. Представлена схема взаимодействия дошкольной образовательной организации с учреждениями культуры и образования, деятельность которых направлена на трансляцию краеведческих знаний детям дошкольного и младшего школьного возраста. При этом сделан акцент на возможности сотрудничества с краеведческим музеем через организацию совместных познавательных мероприятий, экскурсий, музейных уроков. Представлена авторская разработка проведения краеведческих занятий в детских садах города Тары Омской области. Предлагаемый тематический план рассчитан на два года обучения. Его содержание охватывает все вехи истории города. Новизна исследования заключается в том, что авторская разработка выполнена с учетом принципа системности, что позволяет исключить фрагментарность в организации краеведческой деятельности и сделать эту работу комплексной. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в дошкольной образовательной организации конкретного субъекта РФ, а также использование в качестве модели для организации краеведческой деятельности в других регионах. Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, краеведческая работа, патриотическое воспитание, региональный компонент | 851 | |||||
5620 | Рассматривается роль психолингвистики в изучении русского языка как иностранного в условиях отсутствия языковой среды. Подчеркивается важность владения русским языком наряду с фундаментальными основами русского языка и науки о нем, психологическими особенностями и коммуникативной культурой его носителей. На основе сопоставительного анализа фактов иранской и русской лингвокультур приводятся примеры учета психолингвистических факторов при обучении русскому языку иранских студентов. Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, психолингвистика, коммуникативная культура, персидский язык | 851 | |||||
5621 | Введение. Представлена методологическая рефлексия изучения ценностно-смысловых аспектов репрезентации агиографической традиции в творчестве Достоевского. Анализ художественной антропологии писателя, идейных поисков и духовных коллизий, определяющих особенности проблематики и поэтики его произведений, позволяет увидеть глубинную связь с агиографической традицией в ее понимании мира и человека. Духовный опыт, запечатленный в житиях, для писателя является не просто жанровым или изобразительным инструментом, а глубинным смысловым вектором, антропологической и аксиологической доминантой. Материал и методы. Материалом исследования являются художественные и публицистические произведения позднего творчества Ф. М. Достоевского, эго-документы писателя, воспоминания современников. Методологической основой исследования является аксиологический подход, который носит комплексный характер и включает в себя культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-типологический и биографический аспекты. Результаты и обсуждение. Репрезентация агиографической традиции неразрывно связана с мировоззрением писателя, его системой ценностей. В системе воззрений Ф. М. Достоевского вопросы о человеке, его духовном и нравственном развитии, ценностных установках и идеалах имеют большое значение, находят отражение в художественном творчестве, в особенности в романе «Братья Карамазовы» и «Житии Великого грешника», берут основу среди жизненных установок писателя, его религиозном воспитании и религиозно-философском мировосприятии. Заключение. Влияние агиографической традиции на творчество Достоевского – комплексная проблема как с точки зрения аспекта исследования, так и с точки зрения методологии. В исследовании необходимо учитывать глубинную связь русской литературы с христианской религиозной традицией. В процессе смены литературных формаций творчество Достоевского позволяет увидеть то духовное ядро, которое сохраняет русская классическая литература и транслирует из эпохи в эпоху в качестве культурообразующей и смыслообразующей доминанты. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», «Житие Великого грешника», «Дневник писателя», эго-документы, автор, агиографическая традиция, аксиология, ценности, ценностно-мировоззренческая позиция, христианство, православие, русская культура, нравственность, духовность, святость, аксиологический подход | 851 | |||||
5622 | Рассматривается языковая картина мира, представленная в ойконимах Квебека. Делается попытка выявления той информации (исторической и культурной), которую несет в себе внутренняя форма ойконимов. Рассматриваются периоды формирования названий и особенности их происхождения. Ключевые слова: Квебек, языковая картина мира, ойконим | 850 | |||||
5623 | Приведены основные проблемы, препятствующие развитию стратегии инновационного развития экономики России, анализируются основные факторы, мешающие развитию инноваций. Рассмотрена и предложена в качестве примера модель инновационной стратегии Китая, которая показала свою эффективность даже в условиях мирового экономического кризиса, развернув последовательную, масштабную, комплексную программу, став мировой фабрикой и мировой лабораторией по производству инноваций. Стратегическое направление поможет умножить конкурентоспособность нашей страны и перейти от экономики использования природных богатств к экономике, основанной на инновационном развитии. Ключевые слова: инновационная стратегия, технологические инновации, инновационная активность, организационно-управленческие инновации, консультативная демократия, глобальная трансформация, точечная коммерциализация, обгоняющее развитие | 850 | |||||
5624 | Рассматриваются основные проблемы, связанные с превращением иноязычной образовательной потребности обучающихся в ценность через образовательную технологию. Это достигается двумя факторами: совершенствованием нравственных качеств обучающегося и подбором определенного иноязычного содержания (контента) дидактического материала, на котором организуется учебный процесс. В качестве инструментария процесса преобразования, позволяющего организовать целенаправленное совершенствование нравственных качеств обучающихся и содержания учебного контента, авторы разработали потребностно-контентную технологию превращения образовательной потребности в личностную ценность, включающую определенную структуру, акцентуации и алгоритм реализации в образовательной практике. Ключевые слова: иноязычное образование, образовательная технология, образовательная потребность, личностные ценности, духовные потребности личности, духовность, нравственность, полóсный текстовый контент, образовательный контент | 850 | |||||
5625 | Рассматривается развитие теории и практики взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также описываются основные направления исследований в данной сфере в истории образования России. Основным мотивом проведения данного исследования является необходимость улучшить подготовку по специальностям ремесленного профиля в России по предметам общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом опыта предыдущих поколений. Результаты исследования могут быть использованы для повышения качества подготовки специалистов для малых предприятий, в том числе предприятий ремесленного профиля. Внедрение компетентностного подхода в систему профессионального образования страны открывает новые перспективы для исследования вопросов осуществления взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки. Ключевые слова: общее образование, общеобразовательная подготовка, профессиональное образование, профессиональная подготовка, взаимосвязь | 850 | |||||
5626 | Освещены вопросы истории русско-немецких литературных связей. В центре внимания поэтические фигуры Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова и Р. М. Рильке. Выявляется характер связи творчества поэтов, и на примере лирического произведения Гейне «Der Tod, das ist die kühle Nacht» раскрываются особенности переосмысления темы неразделенной любви творческим сознанием Лермонтова, воплощенным в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», а также их «возвращение» через перевод Рильке «Einsam tret’ ich auf den Weg, den leeren…» в немецкоязычное культурное пространство в качестве нового поэтического шедевра. Ключевые слова: литературные связи, поэзия, художественный перевод | 850 | |||||
5627 | Речь идет о лингводидактическом потенциале жаргонизмов, реализуемом на занятиях по преподаванию русского языка как иностранного в китайской аудитории. Основное внимание уделено разным вариантам использования жаргонизмов для осуществления лингводидактической цели обучения иностранца разговорному русскому языку, посредством которого осуществляется межличностное общение в условиях повседневного взаимодействия. Актуальность темы обусловлена наблюдающимся ростом значимости поликультурной коммуникации и укреплением русско-китайских контактов, в том числе языковых. Научная новизна представленной проблематики состоит в возможности рассмотрения внелитературных языковых фактов (в данном исследовании – жаргонизмов) с точки зрения лингводидактических и лингвокультурных единиц, применяемых на занятиях по русскому языку как иностранному в китайской аудитории. Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, лингводидактика, жаргонизмы, русский язык как иностранный, иностранные студенты, китайская аудитория | 850 | |||||
5628 | Современное положение дел в протестантском движении определяется в тесной связи с экуменическим движением, процессом глобализации, секуляризации общества. Центральное место в исследовании занимает анализ взаимосвязи сфер деятельности протестантских общин с политической и экономической ситуацией в жизни западного общества рубежа XIX–XX вв., ставшим периодом формирования западного экуменизма. Ключевые слова: империя глобального капитализма, религиозный рационализм, религиозное свободомыслие, либеральная культура, протестантское миссионерство, экуменическое движение, конфессиональный экуменизм, практическое христианство | 849 | |||||
5629 | Рассматривается принцип креативности сквозь призму готовности студента к креативной деятельности на начальном этапе изучения иностранного языка (ИЯ). Представлены цели, содержание и результаты анкетирования, которое позволяет получить разностороннюю информацию о степени готовности студентов к креативной деятельности, то есть о наличии у студентов определенных навыков, умений, знаний и способностей для креативной деятельности. Ключевые слова: принцип креативности, готовность студента к креативной деятельности, факторы неготовности студента к креативной деятельности | 849 | |||||
5630 | Рассматривается проблема изучения дополнительной литературы при освоении содержания специальных дисциплин в рамках подготовки бакалавра педагогического образования профиля «Музыка» в соответствии с особенностями современной художественной и образовательной практики в области музыкального искусства, требующими максимальной актуализации рефлексивно-смыслового аспекта личности. Определены значимые позиции работы с дополнительной литературой в области музыкального искусства и образования. В процессе сравнения примеров текстов из списков основной и дополнительной литературы выявляется значение последней в формировании собственного отношения студентов к профессионально значимой информации на основе творческой работы по их освоению и интерпретации. Ключевые слова: самосознание педагога-музыканта, профессиональная литература, интерпретация текстов, познавательная активность | 849 | |||||
5631 | Художественная рефлексия юного поэта описывается как регулятивная стратегия воплощения результатов самоанализа явлений внутреннего мира, социокультурных, языковых и исторических феноменов в эстетической форме. Данная регулятивная стратегия является эксплицированной и однородной по типу доминирующих регулятивных средств, к которым можно отнести интертекст и метатекст, а также формы эстетического воплощения метаисторического и метапоэтического сознания лингвокреативной личности, находящейся в стадии становления творческой индивидуальности. Ключевые слова: эстетическая рефлексия, регулятивная стратегия, творческая языковая личность, начинающий поэт | 849 | |||||
5632 | Обсуждается проведенное исследование по выявлению педагогических и психологических условий формирования образовательной идентичности в профессионализации и стабилизации психического здоровья выпускников-педагогов, а также экзистенциального диалога как психологического критерия готовности к саморазвитию и инновационной деятельности в современной ситуации образования. Самомониторинг в контексте проведенного исследования рассматривается как начало рефлексии над экзистенциальным смыслом профессии педагога. Формирование экзистенциального диалога в структуре образовательной идентичности может быть организовано в условиях проектирования образовательной среды средствами педагогического тренинга с элементами балинтовский сессий и гештальта. Ключевые слова: образование, экзистенциальная педагогика, управление, качество обучения, самомониторинг, рефлексия, педагогический тренинг | 849 | |||||
5633 | Статья посвящена теоретическому обоснованию процесса воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности. Уточнены понятия «закономерность» и «принцип» в педагогике, обоснована связь принципов обучения и воспитания. Сформулированы следующие закономерности и вытекающие из них принципы воспитания ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности будет тем эффективнее, чем больше ученик будет являться субъектом обучения и воспитания (принцип сознательности и активности, принцип активизации процессов самореализации и самовыражения), чем глубже и качественней будет раскрыт аксиологический потенциал учебного предмета (принцип опоры на содержание учебного предмета в воспитании, принцип связи обучения с жизнью и принцип научности обучения), чем больше будут учитываться индивидуальные особенности, интересы и потребности учащихся (принцип персонификации и принцип эмоциональности обучения). Ключевые слова: закономерность, принцип, воспитание ценностных ориентаций личности школьника, содержание учебного предмета | 849 | |||||
5634 | Рассматриваются лексические проблемы агульского языка. Показано значение синонимов в агульском языке, даются варианты употребления синонимов в речевой деятельности. Даны примеры употребления синонимов и антонимов в агульском языке. Важность и значимость исследования синонимов и антонимов агульского языка определяются парадигматикой и системой отдельных славянских рукописных источников. На сегодняшнем этапе перевода текста Библии на агульский язык дается возможность исследовать однородный памятник рукописных источников. Дискуссионность проблем синтаксической синонимики агульского и русского языков позволяет обнаружить типологические сходства. Статистический анализ определяет формы и варианты из текста памятника в синонимичных разновидностях агульского языка. Вариативность языковых единиц агульского и русского языков развивает семантические эквиваленты коммуникативно-когнитивных механизмов в процессе речевого общения и определяет их недостаточную изученность. Ключевые слова: агульский язык, общие значения, синонимы и языковые проблемы, вариативность, синтаксическая синонимика, семантика языковых единиц | 849 | |||||
5635 | Рассматривается дискурсивная, в том числе речевая, деятельность эпистолярно-медийной языковой личности в условиях интернет-взаимодействия в аспекте реализации коммуникативной стратегии «уход от рисков», соответствующих тактик и текстовых единиц репрезентации последних. Риски, которым потенциально подвергает себя носитель языка в сетевой интеракции, оцениваются с этико-правовых позиций. Акцент делается на специфике эпистолярных электронно-медийных текстов, посредством которых решается задача полной/частичной блокировки адресантами опасностей, связанных с нарушением действующего законодательства и существующих морально-этических норм. Реализация тактик ухода от рисков изучается на примере текстов открытых писем, online-петиций и обращений граждан на сайт городской администрации. Ключевые слова: эпистолярные электронно-медийные тексты, эпистолярно-медийная языковая личность, правовые риски в вербальной коммуникации, коммуникативная стратегия «уход от рисков», коммуникативные тактики ухода от рисков, легевфемизм, легевфемизация | 849 | |||||
5636 | Представлен топос Италии в поэзии Николая Оцупа. В первых эмигрантских стихотворениях дана критическая оценка Италии. Оцуп надеялся увидеть страну великой культуры, но увидел страну обывателей. Лишь постепенно негативные впечатления сменяются описанием особого художнического эстетического пространства Италии. Этому послужило знакомство в Италии с будущей женой. Анализ топоса Италии показывает путь героя от отчаяния – к постижению любви и веры. Ключевые слова: литература русского зарубежья, поэзия Н. Оцупа, Италия | 849 | |||||
5637 | Предлагается подход интенсификации научно-исследовательской подготовки педагогов на основе разработанной системы знаний, способствующей оптимальному выбору, эффективному использованию и адекватной презентации научных методов исследования. Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научные методы, подготовка кадров, интенсификация, типология, модель, презентация | 848 | |||||
5638 | Описывается один из значимых концептов немецкой народной лингвокультуры – концепт «Dorf». Излагаются результаты полевого исследования современной устно-разговорной речи российских немцев Томской области: обобщение лексической объективации основных признаков указанного концепта. Ключевые слова: вторичный немецкий говор, концепт и его признаки | 848 | |||||
5639 | Изучены основные теоретические представления педагогов 20–30-х гг. XX в. о такой форме контроля качества знаний студентов, как дневники, приводится их классификация. Анализируется опыт практического использования дневников в учебном процессе высшей школы в рассматриваемый период. Ключевые слова: качество знаний, оценка качества знаний студентов, формы контроля, дневники | 848 | |||||
5640 | Анализируется возможность упорядочивания психологических теорий восприятия визуальной информации для определения их границ применимости. Восприятие понимается как часть информационного процесса, интерпретируемого в рамках постнеклассической парадигмы. Это находит отражение в методологии информационно-синергетического подхода, разработанного И. В. Мелик-Гайказян. Поэтому главные положения и модели информационно-синергетического подхода выбраны в качестве основания для классификации психологических теорий восприятия визуальной информации. Изложены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 14-06-00440; проекта № 155 «Методология моделирования семиотических механизмов управления нелинейной динамики образовательных систем» государственного задания для ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Ключевые слова: визуальная информация, восприятие визуальной информации, постнеклассическая парадигма, синергетика, информационно-синергетический подход | 848 | |||||
5641 | Рассматривается проблема формирования функционально-грамматической специфики несобственно модальных глаголов в немецком языке; влияние предграмматической (исторической и этимологической) семантики в процессе грамматикализации единиц поля модальности. Исторические изменения в предмодальной семантике глаголов с модальным значением (lassen, brauchen, haben/sein zu, wissen, pflegen) обусловили их функционально-грамматическую специфику. Эти глаголы выражают один вид модальности и демонстрируют функциональную однозначность. Ключевые слова: немецкие глаголы с модальным значением, функционально-грамматическая специфика | 848 | |||||
5642 | Развиваются суперполевые методы для построения классических действий различных моделей с глобальной суперсимметрией на S^2 и S^3. Вводятся суперпространства, основанные на факторпространствах вида SU(2|1)/U(1) и SU(2|1)/[U(1) × U(1)]. Показывается, что модели с расширенной суперсимметрией на S^3 имеют различные неэквивалентные версии, обладающие одинаковым числом суперсимметрий, но основанные на различных супералгебрах. В частности, построены классические действия для N = 4 и N = 8 суперсимметричных моделей Янга-Миллса, а также теории Гайотто-Виттена и ABJM на S^3. Для всех этих случаев рассмотрены аналогичные модели на S^2. Ключевые слова: суперпространство, суперполе Янга-Миллса | 848 | |||||
5643 | Установлен групповой состав органического вещества торфов ряда физико-географических провинций Алтайской горной области. Дана сравнительная характеристика количественных показателей органических компонентов исследуемых горных торфов с западносибирскими торфами и торфами европейской территории России. Выявлены сходства и различия в количественном отношении отдельных групп органического вещества торфов различного генезиса в условиях гумидного и аридного климата северо-восточной, восточной и юго-восточной алтайских провинций. В групповом составе органического вещества регионального торфа нашли отражение особенности, определяемые своеобразными условиями горного торфообразования. Ключевые слова: торф, Горный Алтай, органическое вещество, битумы, легкогидролизуемые вещества, гуминовые кислоты, негидролизуемый остаток | 848 | |||||
5644 | Представлены данные, полученные в ходе изучения особенностей внимания сотрудников, обеспечивающих государственную защиту (ОГЗ). С помощью АППДК «Мультипсихометр» изучены особенности устойчивости внимания у сотрудников ОГЗ и ОВД. Устойчивость внимания исследовали с помощью методики «Готовность к экстренному действию» (ГЭД), проанализированы следующие показатели: эффективность, латентность реакции, точность, стабильность. В ходе исследований установлено, что латентность реакции и показатели объема двигательной активности не имеют статистически значимых межгрупповых различий, в то время как в экспериментальной группе (ОГЗ) показатели «эффективность» и «стабильность» статистически значимо выше, чем результаты, показанные контрольной группой. Можно предположить, что процессы внимания у сотрудников ОГЗ (готовность к экстренному действию) протекают более эффективно нежели, чем у рядовых сотрудников ОВД. Вероятнее всего, на становление личности сотрудников ОГЗ оказывают воздействие несколько факторов: профессиональная деятельность в условиях экстремальных ситуаций, личностные трудности в решении профессиональных задач, которые сказываются на успешности действий и требуют от сотрудников высокой профессиональной устойчивости, особой психологической подготовленности, умения слаженно действовать в особых условиях. Ключевые слова: внимание, личная охрана, сотрудники, обеспечивающие госзащиту | 848 | |||||
5645 | Раскрывается понятие локативности. Анализируются имена существительные как одно из основных лексических средств выражения данной категории в эрзянском и финском языках. В результате исследования в двух родственных языках выявлено 5 групп имен существительных с локативным значением: 1) топонимическая лексика, включающая названия типов поверхности, частей света, континентов, типов ландшафта; 2) существительные, называющие административно-территориальное деление (названия стран, городов, регионов, областей, улиц, площадей); 3) существительные, обозначающие сооружения; 4) предметные существительные (названия мебели, посуды); 5) названия вместилищ, емкостей, транспортных средств. В каждой группе существительных приводятся примеры из эрзянской и финской художественной литературы. Собранный языковой материал указывает на то, что имя существительное в исследуемых языках является одним из наиболее распространенных лексических способов выражения локативности. Ключевые слова: семантика, пространство, категория локативности, имя существительное | 848 | |||||
5646 | Повесть «Невский проспект» Н. В. Гоголя, неоднократно становившаяся предметом рефлексии на протяжении двух веков, интересна исследователям своей многогранностью и неисчерпаемостью возможностей интерпретации. Ставится цель – систематизировать глагольную лексику повести по лексико-семантическим группам и на основе количественного показателя, а также элементов компонентного анализа семантики глаголов продемонстрировать типологические и ментальные различия между героями. Данные различия неоднократно становились предметом рефлексии гоголеведов, однако, на наш взгляд, они заложены не только на идейно-смысловом уровне произведения, но прежде всего на языковом. Ключевые слова: глагольная лексика, лексико-семантическая группа, романтизм, натуральная школа, зрелищный фольклор | 848 | |||||
5647 | Рассматривается концепт «друг» и способы его актуализации в молодежном узусе английского языка. Представлены результаты дефиниционного анализа лексемы bro и ее производных, входящих в поле концепта «друг». Выявлены семь семантических полей лексем с корнем bro, характеризующие концепт «друг» в английском языке. Подробно описано каждое из семантических полей и его лексем, в результате сделан вывод об увеличении номинативной способности репрезентации bro. Дана характеристика молодежи как социально-возрастной группы, обоснован выбор молодежного узуса, по причине его динамичного развития, отвечающего требованиям современного общества. Ключевые слова: концепт «друг», семантическое поле, узус, bro, репрезентация концепта, американский сленг | 848 | |||||
5648 | Актуальность данного исследования обусловлена социокультурными аспектами, связанными с развитием визуальных коммуникаций в современном городском пространстве. Визуальный ландшафт города предполагает обилие рекламной информации в разных сферах человеческой деятельности. Это приводит к повышению требований для людей разных специальностей в области навыков визуальной коммуникации. Проблема в противоречии: с одной стороны, визуальный уровень городской среды постоянно растет, с другой стороны, подходы в образовании по данному направлению представлены не так широко и не соответствуют требованиям времени. На данный момент существует множество технологий решения творческих задач в изобразительном искусстве и дизайне – это целый спектр исследователей, которые уделяют внимание вопросам полноценного образовательного цикла, но проблема состоит в том, чтобы правильно выбрать и интегрировать их в ускоренный образовательный процесс (курсы повышения квалификации). В этой связи рассматривается вопрос создания методики преподавания монтажной композиции и работы с ней в рамках курсов повышения квалификации «Графический дизайн. Базовый уровень». Целью было поставлено создание максимально краткого и эффективного способа обучения работы с монтажной композицией и принципам работы с пятном в рамках данной композиции. Уделяется внимание вопросу обработки визуальных образов в виртуальной среде посредством редактора растровой графики Adobe Photoshop CC для достижения максимальной скорости по обработке визуальных данных. Описываются подходы по созданию монтажной композиции с заранее заготовленными библиотеками изображений. Статья будет полезна преподавателям творческих специальностей, дизайнерам, художникам, исследователям в области визуальной культуры. Ключевые слова: монтажная композиция, формообразование, теория композиции, дизайн визуальных коммуникаций, визуальный городской ландшафт | 848 | |||||
5649 | Введение. Представлен опыт речевого портретирования одного из представителей русской восточной эмиграции в Австралии в ХХ в. Австралия была одной из стран, куда реэмигрировали русские эмигранты из Китая, в частности из Харбина – центра русского восточного зарубежья в 60-е гг. ХХ в. Исследование выполнено в русле лингвоперсонологии – современного направления в лингвистике, изучающего индивидуальные речевые особенности языковой личности. Целью данной статьи является анализ особенностей речи представителя восточной ветви русской эмиграции в Австралии в совокупности как собственно лингвистических, так и социолингвистических характеристик. Актуальность темы исследования связана с интересом современной лингвистики, характеризующейся антропоцентризмом, вниманием к феномену языковой личности и интересом к языку представителей русского зарубежья, находившихся в ХХ в. в особых языковых условиях. Материалы и методы. Основной метод, используемый в статье, – метод речевого портретирования. Материалом исследования послужили аудиозаписи устной речи представителя русского зарубежья в Австралии, являющиеся ценным историческим и языковым источником о русской восточной эмиграции в ХХ – начале ХХI в. Результаты и обсуждение. Речь представителя русской восточной эмиграции рассмотрена в совокупности как собственно лингвистических, так и социолингвистических характеристик. Особенности его русской речи проанализированы на разных уровнях языковой системы: фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом. Анализ речи русского реэмигранта их Китая в Австралию демонстрирует возможность хорошего сохранения родного русского языка на разных уровнях языковой системы вопреки условиям существования языковой личности в условиях чужой языковой среды в течение всей жизни. В его речи не наблюдается интерференции под влиянием китайского языка, в среде которого он существовал 20 лет и которого он не знал, также не наблюдаем выраженной интерференции под влиянием английского языка, в окружении которого он находится более 50 лет и которым свободно владеет, за исключением немногочисленных англоязычных вкраплений. Заключение. Высокий уровень сохранности родного русского языка в речи русских реэмигрантов из Харбина в Австралию в значительной степени зависит от факторов субъективных и представляет собой удивительный языковой феномен, демонстрирующий сохранение родного – русского – языка как средства национальной и культурной идентификации и главного атрибута национальной идентичности. Ключевые слова: русский язык, русский язык зарубежья, восточная ветвь русского зарубежья, лингвоперсонология, языковая личность, речевой портрет, языковые особенности, интерференция | 848 | |||||
5650 | Работа посвящена рассмотрению понятия художественного пространства как условной модели и анализу реализации авторской модели пространства у Ремизова в романе «Пруд» (1905). Подробному анализу подвергаются основные локусы романа – «двор братьев Огорелышевых» и «улица». Двор братьев Огорелышевых представлен в тексте претендующим на всеохватность, но при этом окружен высоким забором. Локус «улица» несет семантику греховности во всех ее проявлениях. Особое внимание уделено взаимодействию внешнего пространства и внутреннего пространства сознания главного героя произведения Николая Финогенова. При отсутствии событий во внешнем пространстве актуализируется внутреннее, преломляя действительность в соответствии с онейрической логикой. «Замыкание» героя в собственном сознании, возникающее под наваждением дьявольских сил, неизбежно ведет к трагическим последствиям. Ключевые слова: Алексей Михайлович Ремизов, пространственная организация текста, топос, локус | 847 |