№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5651 | Анализируются наиболее типичные произносительные ошибки монголов при овладении русским языком. Характерные фонетические расхождения обуславливаются разнотипным фонетическим строем двух языков (вокалический и консонантный), разницей артикуляционных баз, закономерностями позиционного распределения фонем и фонетических оппозиций, а также свойственными каждому языку особенностями на супрасегментном уровне. Наиболее критичные явления фонетической интерференции, затрудняющие взаимопонимание, оказываются связанными с нарушением слоговой структуры русского слова в результате действующего в монгольском языке закона сингармонизма и определяемых им фонетических процессов в отношении гласных звуков. Осуществленная в сопоставительном аспекте систематизация основных фонетических трудностей может быть использована в методических разработках и практических курсах обучения монголов русскому языку как иностранному. Ключевые слова: русский язык как иностранный, фонетическая интерференция, сопоставительная фонетика русского и монгольского языков, фонетические трудности, слухопроизносительные навыки | 842 | |||||
5652 | Художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач, стоящих перед современной школой. Освоение цвета как средства выразительности в изобразительном искусстве играет большую роль в развитии ребенка. Эмоциональные реакции на цвет, их повторяемость и положительная направленность становятся основой развития чувства цвета. Разнообразие используемых на уроках изобразительного искусства методов (мысленного путешествия, выбора словесных аналогов, составления цветовых комбинаций, анализа и интерпретации произведений искусства) и приемов («вхождение в картину», «оживление картины», «оживление предметов») способствует осознанию, переживанию цвета и умению выражать свое отношение к цвету графически, словесно, пластически. Ребенок, обладающий чувством цвета, эмоционально реагирует на цвет, выделяет и создает благоприятные цветовые сочетания и сознательно использует их в эстетической деятельности. Ключевые слова: цвет, чувство цвета, метод, прием, эмоциональная отзывчивость на цвет, изобразительная деятельность | 842 | |||||
5653 | Повесть «Невский проспект» Н. В. Гоголя, неоднократно становившаяся предметом рефлексии на протяжении двух веков, интересна исследователям своей многогранностью и неисчерпаемостью возможностей интерпретации. Ставится цель – систематизировать глагольную лексику повести по лексико-семантическим группам и на основе количественного показателя, а также элементов компонентного анализа семантики глаголов продемонстрировать типологические и ментальные различия между героями. Данные различия неоднократно становились предметом рефлексии гоголеведов, однако, на наш взгляд, они заложены не только на идейно-смысловом уровне произведения, но прежде всего на языковом. Ключевые слова: глагольная лексика, лексико-семантическая группа, романтизм, натуральная школа, зрелищный фольклор | 842 | |||||
5654 | Описывается стратегия профессиональной подготовки учителя-музыканта с использованием современных аудиовизуальных технологий. Дается характеристика как традиционных аудиовизуальных средств и технологий (различного вида презентативные, тренажерные, справочные, креативные компьютерные программы, использующие звук и изображение), так и современных средств, функционирующих в компьютерной мультимедийной среде (цифровые (электронные) образовательные ресурсы, музыкально-компьютерные обучающие программы). Описаны преимущества применения аудиовизуальных технологий в решении ряда методических задач урока: разработка разнообразного методического инструментария, дифференциация данных методических разработок на группы упражнений. Отмечаются важные технологические функции музыкально-компьютерных обучающих программ, а именно их полиинструментальный формат, возможность погружения ребенка в историко-художественную и эмоциональную среду музыкальной культуры за счет звукозрительного материала. Приведены примеры реализации в креативно-компьютерном формате системы творческих заданий. Ключевые слова: аудиовизуальные технологии, цифровые образовательные ресурсы, музыкально-компьютерные обучающие программы, интерактивные формы обучения, подготовка педагогов-музыкантов в вузе | 842 | |||||
5655 | Актуальность данного исследования обусловлена социокультурными аспектами, связанными с развитием визуальных коммуникаций в современном городском пространстве. Визуальный ландшафт города предполагает обилие рекламной информации в разных сферах человеческой деятельности. Это приводит к повышению требований для людей разных специальностей в области навыков визуальной коммуникации. Проблема в противоречии: с одной стороны, визуальный уровень городской среды постоянно растет, с другой стороны, подходы в образовании по данному направлению представлены не так широко и не соответствуют требованиям времени. На данный момент существует множество технологий решения творческих задач в изобразительном искусстве и дизайне – это целый спектр исследователей, которые уделяют внимание вопросам полноценного образовательного цикла, но проблема состоит в том, чтобы правильно выбрать и интегрировать их в ускоренный образовательный процесс (курсы повышения квалификации). В этой связи рассматривается вопрос создания методики преподавания монтажной композиции и работы с ней в рамках курсов повышения квалификации «Графический дизайн. Базовый уровень». Целью было поставлено создание максимально краткого и эффективного способа обучения работы с монтажной композицией и принципам работы с пятном в рамках данной композиции. Уделяется внимание вопросу обработки визуальных образов в виртуальной среде посредством редактора растровой графики Adobe Photoshop CC для достижения максимальной скорости по обработке визуальных данных. Описываются подходы по созданию монтажной композиции с заранее заготовленными библиотеками изображений. Статья будет полезна преподавателям творческих специальностей, дизайнерам, художникам, исследователям в области визуальной культуры. Ключевые слова: монтажная композиция, формообразование, теория композиции, дизайн визуальных коммуникаций, визуальный городской ландшафт | 842 | |||||
5656 | Описывается один из значимых концептов немецкой народной лингвокультуры – концепт «Dorf». Излагаются результаты полевого исследования современной устно-разговорной речи российских немцев Томской области: обобщение лексической объективации основных признаков указанного концепта. Ключевые слова: вторичный немецкий говор, концепт и его признаки | 841 | |||||
5657 | Статья посвящена исследованию моделей организации образовательного процесса в сельской школе как идеальному представлению о совокупности видов управленческой деятельности в области дидактической и воспитательной систем, ресурсного обеспечения и управления качеством образования. Был проведен анализ исторического контекста развития образования на селе, выявлены основные этапы развития организации образовательного процесса в рамках становления сельских ОУ России в XIX–XX вв. и соответствующих им моделей. Автором представлены историко-педагогические этапы становления моделей организации образовательного процесса в сельских школах России: 1) дореволюционный этап (конец XVIII – начало XX в.) – период зарождения, становления и развития образования на селе; 2) советский этап (1917–1991 гг.) – период унификации моделей организации образовательного процесса в сельских школах; 3) российский этап (1991 гг. – по настоящее время) – период становления типового и видового разнообразия сельских ОУ. В рамках выделенных историко-педагогических этапов был выявлен контекст развития сельской дореволюционной школы России, основу которого составляла совокупность авторских педагогических концепций, способствующих формированию различных исторических моделей организации образовательного процесса: идея народности (К. Д. Ушинский), свободного воспитания (Л. Н. Толстой), автономности педагогического процесса (П. Ф. Каптерев), бессословности, преемственности образовательного процесса (Н. И. Пирогов), функционирования современных сельских образовательных учреждений. Это позволило выявить и охарактеризовать вариативные модели организации образовательного процесса на селе: инвариантная модель (XIX в.), унификационная модель (XX в.); специфика вариативных моделей организации образовательного процесса и их эволюция в рамках исторических этапов становления образования на селе в России в ХIХ–ХХ вв. Ключевые слова: модель организации, образовательный процесс, сельская школа, исторические этапы, социокультурный контекст, инвариантные компоненты | 841 | |||||
5658 | Рассмотриваются особенности структурной организации префиксальных цепочек в двухприставочных именах и глаголах. Противоположение имени и глагола проявляется не только семантически и грамматически, не только в звуковой организации целых слов определенной частеречной принадлежности, но и на уровне фонологического строения морфем одного класса, а именно префиксов, входящих в состав слов разных частей речи. Эти различия обнаружены в наборе тех или иных фонологических моделей префиксов, в инвентаре используемых фонем, в комбинаторных свойствах и дистрибуции фонем. Ключевые слова: префикс, префиксальная цепочка, фонологическая модель, имя, глагол | 841 | |||||
5659 | Анализируется специфика функционирования так называемых вербативных синлексов (аналитических аналогов глаголов) в публицистических текстах, размещенных в Национальном корпусе русского языка. Объектом статистического анализа послужили следующие единицы: «брать (взять) в аренду что-либо», «брать (взять) за образец что-либо», «брать (взять) за правило что-либо, что делать»; «брать (взять) под контроль кого-либо (что-либо)». Рассматриваются также некоторые общие особенности употребления вербативных синлексов, дается их иллюстрация в публицистических текстах. Ключевые слова: вербативные синлексы, функционирование, публицистические тексты, Национальный корпус русского языка | 841 | |||||
5660 | Представлена постановка проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов. Для этого анализируются федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, объектно-предметная область диссертационных исследований, представления преподавателей педагогических вузов о подготовке студентов к педагогической деятельности. В качестве критерия анализа выделены задачи, содержание и результат подготовки к педагогической деятельности. Проблемный анализ включает и предварительную постановку проблемы на основе феноменологического анализа практики. Ключевые слова: подготовка студентов, педагогическая деятельность, становление, проблема, профессиональное педагогическое образование, профессиональная подготовка | 841 | |||||
5661 | Статья посвящена анализу классификаций персонажей в отечественном литературоведении, адаптации их к системе персонажей в шотландской эмиграционной поэзии и изучению характеристик образа «старой» и «новой» Родины. В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, выделены следующие группы персонажей: 1) унипатриды, экспатрианты, апатриды; 2) религиозные лица, исторические лица, жители отдельных регионов Шотландии/США, семейно-бытовые персонажи, природные реалии Шотландии/США. Ключевые слова: Родина, Шотландия, США, эмиграция, персонаж, поэзия | 841 | |||||
5662 | Анализируется возможность упорядочивания психологических теорий восприятия визуальной информации для определения их границ применимости. Восприятие понимается как часть информационного процесса, интерпретируемого в рамках постнеклассической парадигмы. Это находит отражение в методологии информационно-синергетического подхода, разработанного И. В. Мелик-Гайказян. Поэтому главные положения и модели информационно-синергетического подхода выбраны в качестве основания для классификации психологических теорий восприятия визуальной информации. Изложены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 14-06-00440; проекта № 155 «Методология моделирования семиотических механизмов управления нелинейной динамики образовательных систем» государственного задания для ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Ключевые слова: визуальная информация, восприятие визуальной информации, постнеклассическая парадигма, синергетика, информационно-синергетический подход | 840 | |||||
5663 | Рассматривается новая формирующаяся область науки о языке – семантическая лингвоперсонология, объектом изучения которой является семантический уровень языковой личности, в первую очередь – семантика слов и предложений. Развивается мысль о том, что анализ семантики слова – эффективный инструмент описания авторской картины мира. Анализируется семантика слова женщина в дискурсе В. П. Астафьева: в произведениях «Последний поклон», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты», «Пастух и пастушка», «Ода русскому огороду». Показывается, как в значении этого слова отражается мировидение писателя, его высокая оценка естественной жизни. Индивидуальные особенности авторской картины мира проявляются в прагматическом компоненте значения слова женщина, которое в произведениях В. П. Астафьева обладает положительными коннотациями, связанными с мужским взглядом на мир. Отношение к женщине становится критерием оценки персонажей-мужчин. Ключевые слова: семантика, семантическая лингвоперсонология, языковая личность, авторская картина мира, женщина, В. П. Астафьев | 840 | |||||
5664 | Представлен краткий обзор малоисследованной части творческого наследия Ильи Эренбурга – цикла новелл «Условные страдания завсегдатая кафе» – в связи с феноменом условности, заявленным в заглавии. Выявляется место данного цикла в творчестве автора 20-х гг. XX в. Анализируется идейно-тематическое содержание цикла, его эстетическая и жанровая природа. Прослеживается связь художественного приема условности в цикле с другими видами искусства, составлявшими предмет внимания Эренбурга. Ключевые слова: Илья Эренбург, прозаический цикл, условность в литературе, 20-е гг. XX в | 840 | |||||
5665 | Получены новые соотношения для энтропии черной дыры со множественными горизонтами, включая произведение энтропий, частичное произведение и их сумму. Мы также обсуждаем их различные и общие свойства с целью дальнейших исследований и с надеждой на понимание происхождения энтропии черной дыры на микроскопическом уровне. Ключевые слова: черные дыры, энтропия, суммарная энтропия, частичное произведение энтропий | 840 | |||||
5666 | К одним из патогенетически обоснованных способов реабилитации пациентов при гипертонической болезни относятся физические упражнения, которые реализуются в виде лечебной физической культуры. Изучена возможность оптимизации физической нагрузки у больных гипертонической болезнью в стационаре при занятиях лечебной физической культурой с помощью электромагнитного излучения оптического диапазона. С этой целью применялось воздействие излучения длиной волны 420–480 нм (синий свет) перед занятием лечебной физической культурой, что позволило гармонизировать межсистемные связи, снизить риск патологической реакции на дополнительную физическую нагрузку. Показано, что комплексное применение этих методов позволяет повысить эффективность процесса реабилитации. Ключевые слова: средства физической реабилитации, лечебная физическая культура, электромагнитное излучение оптического диапазона, гипертоническая болезнь | 840 | |||||
5667 | Статья посвящена анализу реализации конфронтационной и кооперативной стратегий на материале политического интервью межкультурного уровня. Дается определение жанра политической коммуникации, функционирующего в рамках конфликтного и кооперативного типов дискурса. Конфронтационная и кооперативная стратегии представлены двумя группами тактик: принадлежащих интервьюеру и интервьюируемому. Выделенные тактики признаются отражением жанровой интенции политического интервью межкультурного уровня. Последнее является той жанровой формой политической коммуникации, особенности которой рассматриваются в качестве экстралингвистических и лингвопрагматических факторов, влияющих на согласованность/несогласованность речевого общения. Ключевые слова: политическое интервью межкультурного уровня, конфронтационная стратегия, кооперативная стратегия, конфликтный дискурс, кооперативный дискурс | 840 | |||||
5668 | На материале приложения «АиФ в Томске» за 2008–2010 гг. рассмотрены разные типы регулятивных стратегий, характерные не только для художественных текстов, что было выявлено ранее, но и для регионального медиадискурса. Исследование выполнено в русле коммуникативной стилистики, ориентированной на анализ диалога автора и читателя газетно-публицистического текстов благодаря их особой организации и отбору языковых средств. Анализ разных текстов, посвященных одной теме, позволил установить некоторые особенности текстовой деятельности журналистов на уровне использования ими регулятивных средств, структур и регулятивных стратегий. Наибольший коммуникативный эффект, судя по данным опроса информантов, вызывает регулятивная стратегия парадоксально-контрастивного типа благодаря приемам контраста и иронии, а так-же различным регулятивным средствам. Ключевые слова: коммуникативная стилистика текста, региональный медиадискурс, коммуникативная стратегия, регулятивная стратегия, стратегия парадоксально-контрастивного типа | 840 | |||||
5669 | Раскрывается понятие локативности. Анализируются имена существительные как одно из основных лексических средств выражения данной категории в эрзянском и финском языках. В результате исследования в двух родственных языках выявлено 5 групп имен существительных с локативным значением: 1) топонимическая лексика, включающая названия типов поверхности, частей света, континентов, типов ландшафта; 2) существительные, называющие административно-территориальное деление (названия стран, городов, регионов, областей, улиц, площадей); 3) существительные, обозначающие сооружения; 4) предметные существительные (названия мебели, посуды); 5) названия вместилищ, емкостей, транспортных средств. В каждой группе существительных приводятся примеры из эрзянской и финской художественной литературы. Собранный языковой материал указывает на то, что имя существительное в исследуемых языках является одним из наиболее распространенных лексических способов выражения локативности. Ключевые слова: семантика, пространство, категория локативности, имя существительное | 840 | |||||
5670 | В рамках аспектной системы преподавания иностранных языков на лингвистических отделениях и факультетах вузов практическая грамматика является отдельной дисциплиной. Однако занятия по практической грамматике могут и должны способствовать развитию дискурсивной компетенции как важнейшей составляющей коммуникативной компетенции. Рассматриваются приемы работы над неличными формами глагола в английском языке, нацеленные на развитие дискурсивных умений и ознакомление студентов с разными типами дискурсов. Ключевые слова: дискурс, компетенция, дискурсивная компетенция, английский язык, грамматика, обучение грамматике, неличные формы глагола | 840 | |||||
5671 | Представлен анализ структурных компонентов содержательной стороны обучения языку профессионального общения студентов электротехнических специальностей и конкретизированы факторы, влияющие на методическую организацию лексико-грамматического материала, предложена методическая модель, позволяющая сочетать коммуникативно-компетентностный подход к обучению и систематизации учебного материала с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Был сделан вывод, что овладение продуктивными видами речевой деятельности представляется возможным на связном речевом материале, основу которого составляют тексты, имеющие определенную тематическую направленность. Ключевые слова: структурные компоненты, содержательная сторона, обучение языку профессионального общения, методическая организация, лексико-грамматический материал, методическая модель, коммуникативно-компетентностный подход, информационные и коммуникационные технологии | 839 | |||||
5672 | Рассматриваются особенности реализации проектной технологии в профессионально-методической подготовке учителя. Названы ведущие принципы реализации данной технологии, основы формирования тематики, проблематики учебных методических проектов. Представлены классификации учебных методических проектов, а также критерии их оценки. Ключевые слова: учебный методический проект, проектная технология, профессионально-методическая подготовка учителя | 839 | |||||
5673 | Рассмотрены детали лагранжева описания неприводимых представлений высшего целого спина группы Пуанкаре с таблицей Юнга Y [ˆs1, sˆ2], имеющих 2 столбца для Бозе-частиц, распространяющихся в пространстве-времени Минковского произвольной размерности. Процедура основана, во-первых, на использовании вспомогательного пространства Фока, порожденного фермионными осцилляторами (антисимметричный базис), во-вторых, на построении модуля Верма и нахождении вспомогательной осцилляторной реализации для алгебры sl(2)⊕sl(2), которая кодирует подсистему связей второго рода в супералгебру симметрии высших спинов. Применение универсального БРСТ-БФВ подхода позволяет воспроизвести калибровочно-инвариантные лагранжианы с приводимыми калибровочными симметриями, описывающие свободную динамику как безмассовых, так и массивных смешанно-антисимметричных бозонных полей любого спина с подходяшим набором калибровочных и Штюкельберговых полей. Общая прескрипция обладает возможностью воспроизвести лагранжианы с БРСТ-инвариантными расширенными алгебрическими связями, которые описывают неприводимые представления группы Пуанкаре в терминах смешанно-антисимметричных тензорных полей с 2 группами индексов. Ключевые слова: высшие спины, БРСТ оператор, Лагранжева формулировка, модуль Верма, калибровочная инвариантность | 839 | |||||
5674 | Объектом настоящего исследования являются структурно-композиционные особенности организации текстов «звездного» интервью как жанра массмедиального дискурса. В «звездном» интервью акцент делается на неординарность личности, чертах, выделяющих ее из числа других. Такое интервью нацелено на создание яркого эмоционально-психологического портрета. Основной целью «звездного» интервью признается привлечение внимания и поддержание интереса к «звездной» персоне со стороны массовой аудитории. Ключевые слова: массмедиальный дискурс, «звездное» интервью, журналист, респондент, массовая аудитория, диалогический текст, диалогическое единство | 839 | |||||
5675 | Рассматривается модель профессионально ориентированного обучения английскому языку студентов, получающих образование в техническом вузе заочно. Обобщается опыт работы с созданными для студентов-заочников учебными пособиями; приводятся аргументы в пользу модели, учитывающей профессиональные и языковые потребности специалистов технического профиля. Ключевые слова: технический вуз, заочное обучение, иноязычная компетентность, профессионально ориентированное обучение, интеграция со специальными дисциплинами, языковые потребности, методологическая модель профессионально ориентированного обучения иностранному языку, пр | 839 | |||||
5676 | Поселение Шеломок II входит в круг памятников скифо-сибирского мира, датируется V–IV вв. до н. э. На нем раскопано девять объектов из 19. Находки бронзолитейного производства, а именно слитки и капли бронзы, фрагменты льячек, литейных форм, сосуда с присутствием на стенках металла, наличие костров с перечисленными предметами – все это свидетельства местного литья. Планиграфия этих находок позволила выделить объекты производственного назначения: постройки № 10 и 11, а также двух костров с такими же находками в культурном слое поселения. Бронзовые предметы найдены в жилищах, в производственных мастерских и в культовой постройке. Однако на этом поселении изготавливалась только часть бронзовых предметов. Остальные в Томское Приобье, в том числе и на поселение Шеломок II, поступали из Минусинской котловины, с Алтая, из Средней Азии и других территорий. Ключевые слова: планиграфия, поселение, бронзовые предметы, формы для отливки предметов, объекты производственного назначения | 839 | |||||
5677 | Анализируется малоизученный компонент отечественной культуры – религиозный художественный дискурс первой трети XX в.: корпус лирических текстов, создававшихся преимущественно в условиях ссылок и лагерей 1920–1930-х гг. Получает научное осмысление литературное наследие Татьяны Николаевны Гримблит, извлеченное из архивных источников в 2000-х гг.: несколько десятков стихотворений, которые можно рассматривать как автокомментарий жизни поэта. Художественные тексты Т. Гримблит выстраиваются в определенный сюжет, раскрывающий основные вехи духовного пути героини и отражающий облик эпохи. Исследуется религиозно-этическая картина мира Т. Гримблит, основанная на христианской вероучительной традиции и определяющая специфику хронотопической системы ее лирики. Выявляются особенности пространственной поэтики лирических текстов Т. Гримблит: принцип дихотомии, включающий изображение, с одной стороны, обезбоженного социума, а с другой – сакральной реальности. Анализируются способы моделирования образа Сибири в лирике Т. Гримблит: ретроспективный, имплицитный, натурфилософский. Хронотоп Сибири воссоздается в ретроспективном аспекте и с имплицитной позиции, что определяет его положительные характеристики в тексте: как родного для героини пространства, выполняющего функции защиты и являющегося источником вдохновения. Сибирский хронотоп осмыслен автором в натурфилософском аспекте: как знак божественного присутствия в земном мире. Натурфилософская интерпретация образа Сибири в лирике Т. Гримблит дополняется указанием на конкретные топонимы, а также обращением к универсальным формулам, восходящим к фольклорной традиции. Ключевые слова: сибирский текст, хронотоп, картина мира, пространственная поэтика, амбивалентность, религиозно-философская лирика, натурфилософия, христианский дискурс, оппозиция центр – периферия, фольклорные формулы, лирическая героиня | 839 | |||||
5678 | Рассматривается концепт «друг» и способы его актуализации в молодежном узусе английского языка. Представлены результаты дефиниционного анализа лексемы bro и ее производных, входящих в поле концепта «друг». Выявлены семь семантических полей лексем с корнем bro, характеризующие концепт «друг» в английском языке. Подробно описано каждое из семантических полей и его лексем, в результате сделан вывод об увеличении номинативной способности репрезентации bro. Дана характеристика молодежи как социально-возрастной группы, обоснован выбор молодежного узуса, по причине его динамичного развития, отвечающего требованиям современного общества. Ключевые слова: концепт «друг», семантическое поле, узус, bro, репрезентация концепта, американский сленг | 839 | |||||
5679 | Изучается характер использования языковых и культурных знаний в переводе и обосновывается необходимость рассмотрения переводчика как профессионального пользователя родного и иностранного языков, а переводческого владения языками как специфического в силу того, что они: а) являются основой осуществления профессиональной посреднической деятельности, задающей особый характер их использования и функционирования; б) выступают в качестве базы для формирования и функционирования собственно переводческих навыков и умений. В частности, предпринимается попытка выявления возможных характеристик лингвокультурных знаний переводчика, актуальных в контексте переключения кодов в переводе, которое предлагается рассматривать как переключение лингвокультурных кодов с целью отражения как межъязыковой, так и межкультурной направленности переводческой деятельности. На основе анализа механизмов и процессов переключения лингвокультурных кодов в переводе формулируются следующие характеристики лингвокультурных знаний переводчика. Прецедентность определяется как владение языком на уровне коммуникативных фрагментов и коммуникативных контуров, способное оптимизировать доступ, активацию и извлечение языковых знаний, контроль оформления текста перевода, функционирование процессов радиантного мышления и распространяющейся активации. Организация лингвокультурных знаний переводчика вокруг фреймов способствует созданию основы для прогнозирования, формированию концептуального доступа через иностранный язык, снижению его зависимости от родного языка, повышению уровня его активации, интеграции языковой и культурной информации в структуры семантической памяти. Системность лингвокультурных знаний переводчика отражает владение языковой информацией как системой зависимостей и связей, обеспечивающей бóльшую заостренность, выпуклость, пластичность и мобильность языковых знаний. Осознанность связывается с целенаправленным вниманием к языковым формам и способностью размышлять о закономерностях и специфике функционирования языка, что формирует умение разделять знания разных языков и культур, повышает способность контро-лировать использование языка и исправлять ошибки, предотвращает интерферентные процессы. Функциональный параллелизм отражает характер взаимодействия знаний в двух языках, складывается из системного, коммуникативного и операционного аспектов и обеспечивает оперативную активацию и функционирование межъязыковых связей при переключении. Проблемная заостренность предполагает осведомленность о типах языковых средств, вызывающих сбои в переключении, и способность предвидеть и преодолевать возникающие трудности. В совокупности описанные характеристики обеспечивают готовность и способность переводчика к переключению лингвокультурных кодов в переводе. Формирование описанных характеристик предлагается рассматривать в качестве одного из элементов профессионально ориентированной иноязычной подготовки переводчиков. Ключевые слова: перевод, переключение кодов, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, металингвистическая осведомленность, фрейм | 839 | |||||
5680 | Введение. Рассматривается образ Петербурга в лирике Ивана Елагина, одного из заметных представителей второй волны эмиграции. Цель – проследить развитие образа в его эволюции, зафиксировать «общие места» петербургской поэтики, вместе с тем отметить и личный вклад автора в разработку темы в условиях эмиграции. Материал и методы. Методология исследования предполагает интерпретацию поэтических текстов с опорой на теоретико-литературоведческие понятия (акмеизм, литературная традиция, поэзия диаспоры и метрополии и пр.). Автор статьи также придерживался сравнительно-исторического метода при анализе текстов, сопоставляя стихотворения, имеющие приметы одного поэтического течения, но «разнесенных» во времени. Результаты и обсуждение. Образ Петербурга в литературе русского зарубежья не раз становился предметом научных изысканий, но лирика Ивана Елагина еще не привлекала пристального внимания литературоведов в плане трактовки темы Петербурга с акмеистических позиций. Был рассмотрен ряд стихотворений поэта как яркий пример следования заветам акмеизма в условиях эмиграции, хотя в лирике Елагина не менее важен и авангардный элемент. Но в образе города на Неве поэт сознательно ориентируется на поэтику акмеизма, о чем говорят многочисленные аллюзии и тематические переклички со старшими акмеистами – Н. Гумилевым, А. Ахматовой, О. Мандельштамом. Заключение. Лирическое воплощение образа Петербурга у Ивана Елагина продиктовано его акмеистической ориентацией и желанием вписать свое имя в ряд собственных поэтических учителей-акмеистов. Петербург Елагина актуализирует общие для «петербургского текста» установки, но, кроме того, демонстрирует эмигрантскую специфику в трактовке образа Северной Пальмиры. Доминирующей чертой образа становится его мортальность, устремленность в «потустороннее», отражение в нем экзистенциальной тоски и ностальгии – извечных «спутников» поэта-изгнанника. Ключевые слова: Иван Елагин, поэзия русской эмиграции второй волны, «петербургский текст», аллюзия, акмеистические традиции, тема смерти | 839 | |||||
5681 | Концептуально важной для формирования визуальной модели прозы с начала ХХ века и до сегодняшнего дня стала идея Василия Розанова печатать каждый фрагмент его книг – «Уединённое» и «Опавшие листья» – с новой страницы. Можно утверждать, что в этих книгах В. Розанов визуализирует дискретный тип мышления, присущий эпохе. Примечательно, что фрагментарностью и незавершённостью характеризуются и некоторые положения философского мировоззрения В. Розанова. Визуальная парадигма текстов Розанова неожиданно проявляется в творчестве самых разных в стилевом отношении современных авторов, что подчёркивает не простое следование традициям, но функционирование определённой визуальной модели эпохи. Фрагментарность визуального облика прозаической страницы становится доминирующим принципом организации текста уже и в молодой прозе ХХI века. Ключевые слова: дискретный тип мышления, визуальный облик текста, визуальная парадигма | 838 | |||||
5682 | Актуализируется проблема взаимодействия концептов разного типа. В дискурсе регионального журналиста А. Шулбаевой под влиянием дискурсивно, локально и индивидуально отмеченного концепта нефть наблюдается значительная трансформация такой универсалии культуры, как концепт труд. В результате ассоциативно-смыслового взаимодействия происходят сдвиги в категориальной структуре концептов разных типов, за счет чего в текстах автора формируется уникальная модель дискурсивной картины мира, обладающая как региональной, так и индивидуальной спецификой. Ключевые слова: дискурсивная картина мира, идиодискурс, взаимодействие концептов, дискурс-анализ | 838 | |||||
5683 | Освещены результаты типологического анализа терминологических единиц научного стиля американского варианта английского языка лексико-семантического поля «возобновляемые источники энергии». Определена типология терминологических единиц научного стиля американского варианта английского языка лексико-семантического поля «возобновляемые источники энергии». Выявлены однокомпонентные и многокомпонентные термины, акронимы, акронимические сочетания, номенклатурные единицы, предтермины и окказионализмы в текстах научного стиля американского варианта английского языка сферы «возобновляемые источники энергии». Ключевые слова: терминологические единицы, предтермины, окказионализмы, акронимы, акронимические сочетания, номенклатурные единицы, возобновляемые источники энергии | 838 | |||||
5684 | Представлена проблема исследования жанровых модификаций современных житийных произведений для детей. Появившийся в последнее десятилетие достаточно обширный, новый и еще не исследованный корпус агиографических текстов, их многообразие и разнообразие заставляют обратиться к их описанию и составлению примерной типологии жанровых модификаций агиографических произведений. Рассмотренные жанровые модификации агиографического жанра ориентированы на уже существующие в литературе предтексты (жития, патерики, прологи), но включают в себя ассимилированные начала других жанровых форм. Необходимо отметить творческий подход авторов к агиографическому произведению, стремление к индивидуальной манере изложения. Ключевые слова: агиография, стиль, композиция, канон, жанровая модификация | 838 | |||||
5685 | Рассматривается необходимость развития творческой культуры студентов посредством конкурсов и олимпиад. Отмечается, что творческая культура может быть сформирована более эффективно при сочетании аудиторной и внеаудиторной деятельности. Примерами массовых форм внеаудиторной деятельности являются конкурсы и олимпиады. Подчеркивается влияние конкурсов, олимпиад и олимпиадного движения не только на развитие интеллектуальных способностей, но и на развитие личности в целом. Ключевые слова: конкурс, олимпиада, внеаудиторная деятельность, творческая культура, олимпиадное движение, обучение иностранным языкам | 838 | |||||
5686 | Речь идет о взаимодействии высшей и общеобразовательной школ в условиях реализации компетентностного подхода, с одной стороны, как проявлении свойств открытости и непрерывности современного образовательного процесса, с другой − как значимой составляющей вузовской подготовки студентов-филологов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Отмечается, что знаниевый компонент в вузовском обучении данного контингента обучающихся должен присутствовать в достаточной степени, а предметная подготовка – обязательным образом ориентироваться на будущую профессиональную деятельность. Актуализируется роль учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы, а также сетевых площадок, стимулирующих мотивацию студентов к освоению профессии, социальной адаптации и личностному росту. В качестве примера анализируются формы сетевого взаимодействия, практикуемые в процессе реализации программы «Формирование профессиональной культуры педагогов в новых образовательных условиях» в рамках работы сетевой экспериментальной площадки «школа – вуз» (МАОУ СОШ № 14 им. А. Ф. Лебедева г. Томска – ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»). Ключевые слова: компетентностный подход, открытость образовательной среды, сетевое взаимодействие, непрерывность образовательного процесса | 838 | |||||
5687 | Анализируется амбивалентное функционирование мифологемы «славянская душа» в публицистике и прозе представителей разных поколений первой волны русской эмиграции (Н. Тэффи, И. Эренбурга, Г. Адамовича, А. Куприна, Н. Берберовой) в топологическом аспекте; отмечается, что иронический модус ame slave (как представление о Другом западного сознания) в творчестве эмигрантов не снимает семантической значимости культурного кода, с помощью которого осмысливается проблема самоидентификации человека в инокультурном пространстве. Ключевые слова: литература русского зарубежья, проза младоэмигрантов, творчество Н. Н. Берберовой, проблема самоидентификации | 838 | |||||
5688 | Рассматриваются когнитивные основания ментального феномена воображения и языковая репрезентация способности создания и формирования образа. Анализ языковой концептуализации воображения опирается на метод когнитивного моделирования ситуации. Эмпирический материал свидетельствует о том, что ситуация воображения может быть категоризована глаголами, которые по-разному ее характеризуют. Обобщение компонентов семантической структуры языковых выражений и контекстов их репрезентации позволило построить когнитивную модель ситуации воображения, участниками которой будут являться субъект воображения, процесс воображения как создание мысленных образов в определенной пространственно-временной среде и объект воображения (воображаемое). Ключевые слова: семантика воображения, ситуация, участник ситуации, когнитивная модель ситуации, структура знания, языковая репрезентация, языковая категоризация | 838 | |||||
5689 | Показан процесс моделирования системы непрерывного педагогического образования, ее описание на довузовском (пропедевтическом) уровне. Представлен проект данной модели с акцентом на использование такой современной педагогической технологии, как профессиональная проба. Раскрыт педагогический, диагностический, ориентационный и акмеологический потенциал указанной технологии. На основе анализа теории и практики допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности выявлены возможности ее встраивания в содержание работы педагогических классов. Приведен опыт реализации модели и анализ ее результативности в практике работы педагогических классов (на примере совместного проекта Томского государственного педагогического университета и МАОУ СОШ № 30 города Томска «Социально-педагогический класс»). Обозначены перспективы дальнейших исследований по данной тематике в контексте выстраивания системы на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическое образование, профессиональная проба, педагогический класс, старшеклассники, профильная подготовка, довузовская подготовка, профессиональное самоопределение и профориентация | 838 | |||||
5690 | Представлена ретроспектива обращения к проблемам сетевого взаимодействия, выявлен уровень сформированности сетевой теории в педагогике России, проведен анализ опыта формирования сетевого взаимодействия ОУ в сельской местности с целью его периодизации, выявления специфических задач современного этапа становления сетевого взаимодействия на селе, решение которых обусловило ведущие теоретические идеи формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ. Автор характеризует отдельные теоретические идеи сетевого взаимодействия образовательных организаций на селе, практику их реализации. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательные организации, сельская школа, тенденции, историко-педагогические этапы | 837 | |||||
5691 | Проводится сравнительно-сопоставительный анализ послелогов южных диалектов селькупского языка и восточных диалектов хантыйского языка. Селькупский и хантыйский языки находятся в отдаленном генетическом родстве. Этносы, говорящие на данных языках, имели продолжительные контакты. Послелоги селькупского языка делятся на серийные и несерийные. Послелоги хантыйского языка делятся на этимологически непрозрачные собственно послелоги и существительные в послеложном употреблении. Ключевые слова: послелог, селькупский язык, хантыйский язык, падеж, пространство, время | 837 | |||||
5692 | Исследуются два текстовых варианта самой известной пьесы-сказки Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» в аспекте трансформации в ней фольклорных мотивов. На материале первого опубликованного в 1987 г. текста пьесы и последней прижизненной редакции автора в соотношении с вариантами фольклорной сказки рассматриваются компоненты событийного и мотивного уровней. Анализируются системы персонажей разных текстов и финалы пьесы-сказки разных лет. Ключевые слова: Л. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца», русская фольклорная сказка, драматическая авторская сказка, действие, вариативность в фольклоре и литературе | 837 | |||||
5693 | Представлены результаты исследований особенностей трофической структуры представителей отдела Basidiomycota в биоценозах дубрав Оренбургского Предуралья. По результатам исследований с 2011 по 2014 г. на исследуемых участках обнаружено 267 образцов, составляющих 62 вида базидиомицетов. Отмечена принадлежность представителей базидиомицетов к определенной трофической группе. Всего по трофическому спектру выделено 4 группы: сапротрофы, факультативные сапротрофы, факультативные паразиты, паразиты (фитопатогенные виды). Приводится сравнительный анализ содержания тяжелых металлов (меди, цинка, свинца, железа, марганца) в плодовых телах базидиомицетов различных трофических групп, произрастающих в лесных биоценозах дубрав на территории Оренбургского Предуралья. Результаты исследования показали, что представители ксилотрофных макромицетов проявляют склонность к накоплению тяжелых металлов с переменной валентностью, таких как железо и цинк. Наименьшее количество в плодовых телах базидиомицетов приходится на долю свинца. Ключевые слова: ксилотрофные базидиомицеты, Quercus robur L., трофическая структура, биоценоз, деструкция, тяжелые металлы, Оренбургское Предуралье | 837 | |||||
5694 | Рассматриваются структурные типы фольклорных и исторических антропонимов. Выявляются важнейшие компоненты имен собственных, раскрывается их семантика и функционирование. В сопоставительном аспекте анализируется русский антропонимикон, зафиксированный в фольклорных произведениях и неопубликованных архивных материалах. Двойственные тенденции называния персонажей отражают динамику изменений в номинативной системе языка, позволяют выявить временные рамки данного процесса. Исследуется формирование современной официальной системы именования человека. Ключевые слова: имена собственные, антропонимы, ономастика, структурная модель, семантика, фольклор, русские сказки, архивные материалы | 837 | |||||
5695 | В современной методической подготовке учителей иностранного языка используются вузовские учебники, изданные не только в текущем столетии, но и учебники прошлого века, признаваемые классическими. Вузовские учебники по методике обучения иностранным языкам второй половины XX в. представляют особый интерес по сравнению с другими периодами эволюции данной литературы и развития методики обучения иностранным языкам как самостоятельной науки с точки зрения целевых установок и содержания. Дана краткая характеристика наиболее известных и востребованных отечественных вузовских учебников по методике обучения иностранным языкам второй половины XX в. Ключевые слова: иностранные языки, методика обучения иностранным языкам, вузовские учебники, содержание учебников, целевые ориентации учебников | 837 | |||||
5696 | Рассмотрен один из способов модернизации образования на компетентностной основе, а именно посредством использования в школьном преподавании интерактивных форм обучения. Актуальность поставленной проблемы обусловлена резким снижением познавательного и мотивационного интереса обучающихся к проблемам языковой культуры. Осмысление данной задачи в рамках статьи осуществляется с привлечением в качестве лингводидактического материала круга сложных вопросов лексикологии, вызывающих затруднения у школьников в процессе своего осмысления. Ключевые слова: интерактивные технологии, компетентностный подход в обучении, регулятивные, познавательные и коммуникативные компетенции, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), урок-интерактив, трудные вопросы лексикологии | 836 | |||||
5697 | Рассматриваются результаты исследования по формированию самообразовательной компетентности студентов вуза посредством интерактивных компьютерных технологий. Выделены четыре компонента самообразовательной компетентности: знаниевый, мотивационный, деятельностный, коммуникативный. В соответствии с ними разработаны критерии, показатели и инструменты определения сформированности самообразовательной компетентности студентов вуза посредством интерактивных компьютерных технологий. После статистического анализа экспериментальных данных можно сделать вывод, что у студентов контрольной и экспериментальной групп имеются существенные различия, обусловленные не случайными факторами, а определенной закономерной причиной – проведением опытно-экспериментальной работы по реализации структурно-функциональной модели формирования самообразовательной компетентности студентов вуза посредством интерактивных компьютерных технологий. Ключевые слова: самообразовательная компетентность, уровни сформированности, статистическая значимость | 836 | |||||
5698 | Представлен лингвопоэтический анализ оригинального и переводного текста в аспекте авторского мировосприятия. Подчеркивается роль таких экстралингвистических факторов, как ценностные установки переводчика в понимании и художественном восприятии оригинала. Выявленные в результате сравнительного анализа образные трансформации, вербализованные в переводном тексте и представленные на уровне идиостиля, отражают особенности личностной интерпретации русским поэтом-символистом индивидуальной поэтической картины мира немецкого поэта-романтика. Оригинал и перевод поэтического произведения рассматриваются как тексты, объединенные общим дискурсивным пространством образов, в рамках которого варьируется способ поэтического выражения художественных смыслов. Ключевые слова: восприятие, поэтический дискурс, перевод, сравнительный лингвопоэтический анализ, образные трансформации | 836 | |||||
5699 | Лингвокультура сибирского нефтяного севера ярко представлена в творчестве журналиста Аси Шулбаевой. Рассматривается дискурсивное взаимодействие концептов нефть и добро/зло в текстах журналиста о городе Стрежевом Томской области. Поскольку Стрежевой является моногородом, в котором фундаментальным, градообразующим началом является нефтяной промысел, сквозь призму «нефтецентризма» реализуется медиапрезентация города и его жителей, экономики Томского региона. Нефть не является этическим концептом и прямо не оценивается стрежевчанами в нравственных категориях, но косвенно представляет добро и социальное благо, поскольку все, что касается нефти, изображается как позитивные явления современной экономической и социокультурной жизни Томского Севера. Ключевые слова: дискурс журналиста, взаимодействие концептов | 836 | |||||
5700 | Рассматривается проблема формирования профессионально-специализированных компетенций у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цель – доказать, что в свете реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) и перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования необходимо учитывать специфику деятельности сотрудников УИС при формировании профессионально-специализированных компетенций курсантов. Проанализированы материалы Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (бакалавриат) и учебные планы Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации на предмет формирования и развития профессионально-специализированных компетенций курсантов-кинологов и предложены пути формирования данных компетенций. Проведен анализ специфики психологических особенностей личности сотрудников УИС и их профессиональной деятельности. Разработана модель подготовки выпускника-бакалавра кинологического профиля с учетом специфики деятельности сотрудников кинологических подразделений отделов охраны. Ключевые слова: компетентностный подход, профессионально-специализированная компетенция, сотрудник уголовно-исполнительной системы, кинология, уголовно-исполнительная система | 836 |