Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 09.11.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 1 из 137

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
1

Серкова Ольга Александровна СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОПЕЙ. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ «ПОВЕСТИ О ДОМЕ ТАЙРА» И «ПЕСНИ О НИБЕЛУНГАХ» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 9 (124). С. 173-177

Представлено сравнение литературных особенностей средневековых произведений «Повесть о доме Тайра» и «Песнь о Нибелунгах». Выявляются сходства и различия в языке, форме, структуре и содержании данных текстов. Осуществляется попытка установить причины обнаруженных сходств и различий и сопоставить их.

Ключевые слова: «Повесть о доме Тайра», «Песнь о Нибелунгах», сравнительно-исторический анализ, средневековая литература, героическая эпопея, военное сословие

6741
2

Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 6 (69). С. 57-61

Проблема взаимосвязи человек с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, не его гибели. Сущность экологического сознания является отражением реально практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех проблем: - широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; - приобретение экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества; - формирование экологического сознания. На формирование сознания огромное влияние оказывает общественная жизнь. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Неправильно полагать, что сфера нравственно-экологической ответственности начинается и действует в рамках профессиональной морали. Самое существенное в процессе экологизации морали - постепенная сложная перестройка сознания. Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую роль в решении экологических проблем

3737
3

Шелехов Игорь Львович, Берестнева Ольга Григорьевна, Дубинина Ирина Анатольевна ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 87-91

В работе представлены результаты исследования особенностей совладающего поведения студенток университета. Показана взаимосвязь стилей совладающего поведения (эмоционально-доминантного, социотропного, мобилизационного и проблемно-ориентированного) и интеллектуального контроля.

Ключевые слова: копинг-стратегия, личностные особенности, психологическая коррекция

3666
4

Шелехов Игорь Львович ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ПЕРВЫХ ЖЕНЩИН – ЛИЛИТ И ЕВЫ В ДРЕВНИХ ИСТОЧНИКАХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 67-75

Представлен анализ священных текстов, использующихся в авраамических религиях и характеризующих образы первых женщин – Лилит и Евы. Результаты исследования дополняют существующие психологические, философские, теологические представления об образе женщины, позволяют предложить современные интерпретации тематики семьи и материнства в истории, культуре, искусстве; ценить динамику социально-психологического статуса женщины.

Ключевые слова: авраамические религии, Лилит, Ева, женщина, деторождение, ребенок, семья

3593
5

Пахомов Владимир Павлович, Постоева Вера Анатольевна, Шелехов Игорь Львович ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОТЕХНИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 4 (94). С. 136-145

Авторы рассматривают психотехнический подход в педагогической практике как основу для формирования психологической компетентности учителя. Психотехнические открытия, которые могли быть применимы в педагогической практике, выросли, сформировались внутри самой педагогической практики. В первую очередь эти достижения авторы связывают с именами А. С. Макаренко и А. В. Сухомлинского. В статье описываются конкретный психотехнический опыт А. С. Макаренко и значение этого опыта для реализации педагогических целей. Раскрывается внутренняя картина овладения педагогом психотехническими средствами.

Ключевые слова: психологическая компетентность учителя, психотехника, психотехнический подход в педагогической практике, психологическое орудие, психологическое действие

3564
6

Шелехов Игорь Львович, Федчишина Евгения Сергеевна ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ОДИНОЧЕСТВО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 164-170

Обсуждается проблематика исследований неоднозначного психологического феномена и важной социальной проблемы – одиночества. Приведены основные подходы к пониманию этого состояния, указаны некоторые психологические механизмы, связанные с его формированием и развитием. Статья содержит данные собственных исследований, результаты которых расширяют представления о феноменологии одиночества.

Ключевые слова: одиночество, уединение, социальная изоляция, личность, внутриличностный конфликт, феноменология

3349
7

Шелехов Игорь Львович, Скрипачёва Елена Николаевна РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 104-106

Статья посвящена особенностям репродуктивного поведения современной российской женщины. Акцент сделан на психологических и социальных факторах репродуктивного поведения, приведены результаты собственного исследования. Работа выполнена при финансовой продержке РФФИ, проект № 08-06-00313а.

Ключевые слова: репродуктивное поведение, материнство, социальный портрет, женщина

3297
8

Шелехов Игорь Львович Социально-психологические аспекты формирования материнской функции у беременных женщин // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 2 (53). С. 75-79

Подчеркивается важность изучения материнства, как социально-ролевой функции женщины. Рассматриваются взаимосвязь личностно обусловленных систем ценностей и репродуктивных установок. Отмечается актуальность данного направления психологических исследований для понимания механизмов регуляции психического состояния женщины в период беременности и после родов, а также разработки комплексных дифференцированных психокоррекционных программ.

3270
9

Троянова Ирина Михайловна КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 2 (76). С. 56-58

В статье рассмотрено понятие функции языка, кратко приведены существующие подходы к определению количества и состава основных функций языка. В связи со значительной ролью изучения языка в когнитивных исследованиях и исходя из его понимания в когнитивной науке, как одна из важнейших выделена и определена когнитивная функция языка. Раскрыта её суть и взаимосвязь с другими базовыми функциями языка.

Ключевые слова: : функции языка, лингвистический функционализм, когнитивная функция, когниция, коммуникативная функция

3247
10

Мамышева Н. Л., Шелехов Игорь Львович Материнство в зеркале невротического конфликта // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 1 (45). С. 91-94

Исследование посвящено личностно обусловленному аспекту материнства – социально-ролевой функции женщины. Рассматриваются механизмы возникновения невротического конфликта, обусловленного конкуренцией ценностей, дефектами установок или неадекватной мотивацией к деторождению. Отмечается актуальность данного направления психологических исследований для понимания механизмов регуляции психического состояния женщины в период беременности и после родов, а также в плане разработки комплексных психокоррекционных и реабилитационных программ.

3231
11

Уразаев Александр Михайлович, Мамышева Н. Л., Шелехов Игорь Львович, Борщевская Т. И. Особенности ценностно-потребностной сферы личности и репродуктивных установок женщин, сохраняющих беременность // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 1 (45). С. 124-127

В статье подчеркивается важность изучения материнства, как социально-ролевой функции женщины. Рассматривается взаимосвязь личностно обусловленных ценностных систем и репродуктивных установок. Отмечается актуальность данного направления психологических исследований, важных для понимания механизмов регуляции психического состояния женщины в период беременности и после родов, а также разработки комплексных психокоррекционных и реабилитационных программ.

3222
12

Шелехов Игорь Львович, Куликов Сергей Борисович АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ УРАЗАЕВ: ЗНАЧЕНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 5 (95). С. 160-162

.

3199
13

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович Социальные ожидания и свойства личности у современной молодежи, завершающей обучение в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 1 (79). С. 76-81

Целью настоящей работы являлось изучение психологических закономерностей формирования социальных ожиданий, личностных особенностей у современных выпускников высшей школы и их гендерных различий. В обследовании принимали участие 100 юношей и 100 девушек, обучавшихся на старших курсах Томского государственного педагогического университета, Сибирского государственного медицинского университета и Томского политехнического университета. Проведенное исследование показало, что в социальных ожиданиях, связанных с последующей профессиональной самореализацией у студентов и студенток выпускных курсов не было выявлено существенных различий. Как девушки, так и юноши значимость своей профессии для последующего материально благополучия оценивали не высоко и больше связывали получение высшего профессионального образования с приобретением определенного социального статуса.

Ключевые слова: гендер, социальные ожидания, личностные особенности, самооценка, самореализация, брачное поведение, трудовая деятельность

3181
14

Карташова Ксения Сергеевна, Шелехов Игорь Львович, Кожевников Вадим Николаевич, Мытникова Марина Николаевна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНЩИН НА ПОЗДНИХ ЭТАПАХ БЕРЕМЕННОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 103-106

В статье дается характеристика психологической картины поздних этапов беременности, обсуждаются вопросы, связанные с формированием готовности к родам. Приводятся результаты собственных исследований психологических особенностей беременных женщин, предлагается схема психологической подготовки к родам.

Ключевые слова: психология, беременность, материнство, женщина, ребенок, личность, эмоциональная сфера, психологическая помощь

3177
15

Кирова Анастасия Гусейновна РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛИНГВИСТИКЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 138-140

Гендерные исследования - новое направление российского гуманитарного знания. В центре его внимания находятся исследования, основанные на социально и культурно маркированной специфике пола. Целью данной статьи является рассмотрение истории возникновения и развития гендерной лингвистики в России и за рубежом. Описываются основные этапы развития гендерной лингвистики, дифференцируются понятия гендер и пол, даются определения основным понятиям, употребляющимся в исследованиях с данной проблематикой, а также изложены основные направления современных научных изысканий в области гендера.

Ключевые слова: гендер, пол, феминистская лингвистика, асимметрия, гендерные стереотипы, маску¬линность, фемининностъ, социальные роли, полярность, андроцентризм

3171
16

Козлова Наталья Викторовна, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 9 (87). С. 103-107

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием предпрофессионального образа мира у студентов различных форм обучения. Проведенное нами исследование показало, что личностно-профессиональное становление в условиях реальной жизнедеятельности человека (в условиях высшего профессионального образования) проявляется в конструировании предпрофессионального образа мира, а выявленные типологии позволяют ориентировать образовательные практики в направлении решения задач на смысл и ценность выполняемой деятельности для общества и самого себя как постепенное преобразование мышления человека (со свойственными ему индивидуальными особенностями) в профессиональное мышление, которое, оставаясь формой познания, участвует в обеспечении целостности и системности складывающейся профессиональной картины мира и саморазвитии собственной личности.

Ключевые слова: гендер, личность, профессиональное становление, профессиональная картина мира, мышление, наука, студент

3146
17

Гуров Виктор Александрович ТРЕВОЖНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 56-60

Анализ литературы и эмпирические исследования автора показали, что школьная патология формируется в группе хронически тревожных детей и представляет собой результат срыва адаптации в наиболее загруженных в образовательном процессе системах организма ребенка. Показателем неблагополучия и ведущим фактором патологических процессов является хронически повышенный уровень общей школьной тревожности. Относительная стабильность повышенного уровня тревожности младших школьников связана со страхами и переживаниями, возникающими в ситуации школьного обучения и имеет непосредственную связь с учителем, его индивидуальными и личностными особенностями.

Ключевые слова: школьная тревожность, здоровье младших школьников, влияние индивидуальных и личностных особенностей педагогов на тревожность школьников

3134
18

Шелехов Игорь Львович, Постоева Вера Анатольевна, Пахомов Владимир Павлович Этнические стереотипы современных женщин // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 91-94

Статья посвящена свойствам этнических стереотипов, особенностям их формирования и динамики. Приведены результаты собственных исследований этнических стереотипов современных российских женщин

3104
19

Шелехов Игорь Львович, Берестнева Ольга Григорьевна, Уразаев Александр Михайлович ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 141-145

Представлены результаты исследования, направленного на определение роли возрастных факторов в формировании свойств личности и психического состояния беременных женщин с установкой на рождение ребенка при современных условиях социализации. Исследование проводилось в женских консультациях родильных домов г. Томска в течение 2003–2007 гг., было проведено психологическое обследование 102 практически здоровых беременных женщин в возрасте 19–37 лет, ожидавших рождения первого ребенка. Результаты исследования дополняют существующие теоретические представления о психологических аспектах репродуктивной функции женщины, позволяют предложить пути решения ряда важных научно-практических и социальных задач.

Ключевые слова: личность, женщина, репродуктивное поведение, беременность, дети, семья

3076
20

Шаховский И. В. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / Ответственный редактор В.Н. Телия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 784с. // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 2 (65). С. 116-120

В рецензии дается многоаспектная характеристика «Большого фразеологического словаря русского языка» под редакцией В.Н. Телия как словаря нового лингвокультурологического типа в сопоставлении с другими лексикографическими изданиями.

3060
21

Бабичева Юлия Викторовна ПОЭТИКА ЗАГЛАВИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 6 (22). С. 61-64

.

3048
22

Шарапова Ирина Вячеславовна, Кобенко Юрий Викторович ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ “POLITICAL CORRECTNESS” И СПОСОБЫ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 10 (151). С. 46-50

Рассматривается история возникновения и развития термина “political correctness” (политическая корректность, политкорректность) в американском варианте английского языка в лингвистическом и историческом аспектах; приводятся толкования данного термина различными современными словарями. Затрагивается вопрос о влиянии концепции политической корректности на тенденции в современном английском языке и некоторых особенностях корректировки языкового кода, а также воздействии, оказываемом на культуру и развитие общества.

Ключевые слова: политическая корректность (политкорректность), политическая грамотность, языковой такт, толерантность, феминизм

3048
23

Шелехов Игорь Львович, Берестнева Ольга Григорьевна, Жаркова Оксана Станиславовна АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 5 (95). С. 135-141

Статья посвящена анализу психологических аспектов демографической ситуации в современной России. Акцент сделан на психологических и социальных факторах, влияющих на репродуктивное здоровье женщины, приведен комплекс мер, направленных на решение демографических проблем в современной России.

Ключевые слова: демография, психология репродуктивного здоровья, женщина, материнство

3014
24

Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ IV УРОВНЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 76-78

Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению развития внимания младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы. В ходе исследования у младших школьников с ОНР IV уровня выявлены быстрая истощаемость внимания и невозможность длительного сосредоточения. Для данной категории детей характерны снижение общей работоспособности и выраженная утомляемость к концу выполнения задания. Кроме того, у младших школьников с ОНР IV уровня отдельные трудности возникали при переключении с одного задания на другое. Рассматривая средние групповые показатели концентрации и устойчивости внимания во времени, регистрировали их снижение к середине и концу выполнения предлагаемых заданий. Цикличность в колебаниях внимания заметна по нарастанию или падению количества обработанных знаков и по динамике ошибок. Полученные результаты исследования раскрывают характерные для младших школьников с ОНР IV уровня особенности внимания, которые, в свою очередь, являются причиной неуспеваемости в учебной деятельности.

Ключевые слова: внимание, общее недоразвитие речи, младшие школьники

3003
25

Шелехов Игорь Львович МОТИВЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ У ЖЕНЩИН 19–37 ЛЕТ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 24-27

Представлены результаты исследования, направленного на определение мотивов сохранения женщиной беременности и последующего деторождения. Исследование проводилось в медицинских учреждениях г. Томска в течение 2002–2004 гг., было проведено психологическое обследование 150 практически здоровых беременных женщин в возрасте 19–37 лет, из них 102 первородящих и 48 повторнородящих. Результаты исследования дополняют существующие теоретические представления о психологических аспектах репродуктивной функции женщины, позволяют предложить пути решения ряда важных научно-практических и социальных задач.

Ключевые слова: мотив, личность, женщина, беременность, роды, ребенок, семья

3000
26

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Ю. В., Миненко Л. И., Шабанов Лев. Викторович РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИНЫ КАК СУБЪЕКТА РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 120-125

Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затро­нуты вопросы демографической ситуации в России. Приведены данные исследований, направленных на выявле­ние роли условий социализации современных молодых женщин в формировании их личностной сферы и «коридо­ра социальных возможностей» в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей, основанные на комплексном изучении 300 женщин репродуктивного возраста

Ключевые слова: демография, рождаемость, репродуктивное поведение, беременность, социализация, рождение ребенка, аборт, брак, семья

2949
27

Шелехов Игорь Львович, Гребенникова Елена Владимировна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ КАК СИСТЕМНОМУ СТРУКТУРНО-УРОВНЕВОМУ ФЕНОМЕНУ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 89-95

Дается описание методологического подхода к изучению репродуктивного поведения женщины, которое рассматривается как системное структурно-уровневое образование, имеющее внутреннюю организацию. Исследование взаимовлияния отдельных элементов структуры репродуктивного поведения позволяет: наметить пути сохранения репродуктивного здоровья человека; обозначить психологические механизмы поиска брачного партнера или, как его чаще называют в современной европейской научной литературе, «партнера для долговременных отношений»; изучить многообразие форм сексуального поведения человека; исследовать брачно-семейное поведение; рассмотреть материнскую функцию современной женщины; понять механизмы возникновения девиантных форм материнского поведения и выработать эффективные методы их коррекции. Репродуктивное поведение, рассматриваемое как полоролевая социальная функция, направленная на деторождение, имеет более узкий контекст – материнскую функцию. Система материнской функции представлена биологическим уровнем (инстинкт продолжения рода), личностным и социальным (семейные и этнокультурные особенности воспитания и обучения ребенка, социальные требования и установки). Именно эти уровни в процессе становления личности являются конкурирующими, поскольку определены фиксированными, заданными стереотипами поведения – так называемым материнским инстинктом.

Ключевые слова: личность, репродуктивное поведение, материнская функция, структура, женщина, брак, семья, репродукция, установка, мотив, потребность

2946
28

Мороденко Евгения Васильевна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ДЕЗАДАПТАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 108-111

В результате анализа концепций и опыта исследования процессов адаптации как освоения личностью социальных норм, делается вывод, что социальная адаптация будет являть собой значимый, постоянный, триединый процесс активного приспособления индивида к условиям среды через механизмы ассимиляции, реадаптации и социализации.

Ключевые слова: социальная адаптация, реадаптация, социализация личности, групповые нормы

2945
29

Пахомов Владимир Павлович, Постоева Вера Анатольевна, Шелехов Игорь Львович Пректный подход к образованию педагога-психолога как перспектива построения его профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 33-35

В статье ставится проблема определения содержания психологической службы в образовании. Переход к построению деятельности школьного психолога на системной основе авторы видят в опоре на практику проектирования содержания профессионального образования педагога-психолога и его личности. Исходной задачей такого структурного построения, по их мнению, является разработка принципов интеграции педагогического и психологического знания в образовании педагога-психолога

2936
30

Шелехов Игорь Львович, Булатова Татьяна Алексеевна, Петрова Мария Юрьевна ЖЕНЩИНЫ 20–35 ЛЕТ КАК СУБЪЕКТЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ К ФОРМИРОВАНИЮ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 119-123

Характеризуются факторы, обусловливающие формирование внутриличностного конфликта у женщин репродуктивного возраста. Приведены данные исследований, направленных на выявление противоречий в ценностях, жизненных приоритетах, социальных ролях, репродуктивных установках современных женщин.

Ключевые слова: женщина, репродуктивное поведение, ценности, социум, личность, внутриличностный конфликт

2936
31

Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Жаркова Оксана Станиславовна ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА СТУДЕНТОК ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 167-170

Рассматриваются вопросы внутриличностного конфликта у женщин, вызванного конкуренцией традиционных ценностей (альтруизм, семья, дети) и ценностей капиталистического (постиндустриального) общества (индивидуализм, карьера, высокий уровень доходов). Приводятся результаты самостоятельных исследований, направленных на изучение особенностей внутриличностного конфликта студенток высших учебных заведений. Полученные данные позволяют повысить эффективность организации психологической помощи данному контингенту.

Ключевые слова: личность, внутриличностный конфликт, женщина, психологические аспекты репродуктивной функции.

2921
32

Шабанов Лев. Викторович, Шелехов Игорь Львович, Рубан Николай Николаевич ПОЛОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 100-103

Рассматривается физиологический пол как совокупность анатомо-физиологических признаков особей одного вида и гендер как социальный пол. Делается обзор вышеперечисленных терминов, на основании которых формируется половая идентичность личности, т. е. особая принадлежность к определенному полу, как результат сложного биосоциального процесса соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

Ключевые слова: половая идентичность, биологический пол, социальный пол, социализация, гендер

2920
33

Шабанов Лев. Викторович, Шелехов Игорь Львович, Мороденко Евгения Васильевна Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современном обществе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 165-168

В представленной статье предлагается концепция социальной адаптации современного молодого человека. Указывается, что адаптация индивида к условиям среды – не только процесс биологической ассимиляции и психологической адаптации, но и значимая часть процесса социализации личности.

Ключевые слова: социальная адаптация, ре-адаптация, социализация личности, групповые нормы.

2874
34

Карпухина Тамара Петровна Место морфемного повтора в актуальном членении предложений // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 4 (55). С. 71-77

Изучение морфемного повтора в предложениях с инвертированным словопорядком выявило соотнесенность таких аспектов, как: а) коммуникативная характеристика слов с итеративной морфемой с точки зрения участия их в актуальном членении предложения (константность/переменность темы/ремы); б) тип когезии (цепная/параллельная); в) тип морфемного повтора (корневой/аффиксальный). Налицо явная взаимосвязь указанных аспектов, которая проявляется в следующих закономерностях. Для корневого повтора характерно изменение роли слов с итеративным элементом в актуальном членении предложения, при этом, как правило, наблюдается рема-тематическая миграция повторяющегося корня на фоне цепочечной связи по типу анадиплозиса. Аффиксальному повтору более свойственна константная коммуникативная нагрузка слов с итеративным компонентом, причем обычно повторяющийся аффикс принадлежит словам, несущим рематическую информацию. Это происходит при реализации, главным образом, параллельной связи с анафорической локализацией одноаффиксных слов.

2861
35

Гребенникова Елена Владимировна, Фирсова Ольга Валерьевна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 51-55

Статья посвящена изучению социально-психологических проблем детей-сирот и родителей в приемных семьях, проживающих в условиях сельской местности. На основе комплексной диагностики выявлены значимые факторы, определяющие успешность социально-психологической адаптации приемных детей.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, дети-сироты, приемная семья

2858
36

Шелехов Игорь Львович, Толстолес Екатерина Сергеевна, Грицкевич Наталья Константиновна РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ И ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВЫБОРЕ МЕДИЦИНЫ, КАК СФЕРЫ ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 182-188

Обсуждаются вопросы формирования гендерной идентичности и личностных качеств во взаимосвязи с профессиональным выбором медицины как сферы профессиональной деятельности. Проведенное авторами эмпирическое исследование показало, что гендерная идентичность (со свойственными для нее индивидуальными особенностями) проявляется в конструировании будущего профессионального образа. Полученные данные позволяют оптимизировать образовательный процесс и увеличить мотивацию к обучению у студентов медицинских учебных заведений.

Ключевые слова: личность, гендер, социум, профессиональное становление, образование, медицинские учебные заведения, студент

2855
37

Толстолес Екатерина Сергеевна, Шелехов Игорь Львович, Берестнева Ольга Григорьевна ЛИЧНОСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 152-156

Обсуждаются вопросы, связанные с личностными и гендерными особенностями студентов медицинских учебных заведений. Проведенное авторами исследование показало, что гендерная идентичность (с характерными индивидуальными особенностями) проявляется в конструировании будущего профессионального образа. Полученные данные позволяют оптимизировать образовательный процесс и повысить мотивацию к обучению у студентов средних и высших медицинских учебных заведений.

Ключевые слова: личность, гендер, социум, профессиональные качества личности, медицинские учебные заведения, студент

2852
38

Топчий Роман Анатольевич, Шелехов Игорь Львович ОЦЕНКА ПЕРВОИСТОЧНИКОВ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ С ПЕРИОДА АНТИЧНОСТИ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 190-196

Приводится обзор первоисточников, отражающих развитие философской мысли, являющейся базой психологической науки. Приведены основные исторические подходы к пониманию психических процессов и явлений.

Ключевые слова: первоисточники, история, философия, психология, развитие, наука, ХХ век

2832
39

Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Нечаева Дарья Андреевна, Лялина Ирина Игоревна СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ НОРМАЛЬНОГО И ЗАДЕРЖАННОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 82-86

Представлены результаты сравнительного исследования социальной компетентности подростков с нормальным психическим развитием и их сверстников с задержкой психического развития (ЗПР). В ходе исследования установлено, что по трем из четырех субтестов по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена («Истории с завершением», «Вербальная экспрессия», «Истории с дополнением») подростки двух групп показывают однотипные результаты. Так, по субтестам «Истории с завершением» и «Вербальная экспрессия» большинство подростков имеют средний уровень социального интеллекта, по субтесту «Истории с дополнением» – ниже среднего. По субтесту «Группы экспрессии» подростки с нормальным уровнем имели средний уровень социального интеллекта, а подростки с ЗПР – ниже среднего. Используя шкалу А. М. Прихожан, выявили, что подростки с нормой психического развития имеют нормативно-развивающуюся социальную компетентность. Подростки с ЗПР демонстрируют отставание в развитии социальной компетенции. Причем наиболее явно это видно по субшкалам «Уверенность в себе» и «Интерес к социальной жизни». С помощью методики Томаса установили, что в условиях нормы психического развития у подростков преобладают две тактики поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество. Подростки с ЗПР в конфликтных ситуациях используют смешанные стили пассивного поведения: избегание, приспособление.

Ключевые слова: социальное развитие, социальная компетентность, подросток, задержка психического развития

2812
40

Козырева Ольга Анатольевна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 17-23

Рассмотрены различные научные подходы к проблеме педагогической компетентности, показана актуальность изучения этого феномена.

Ключевые слова: .

2767
41

Аблогина Евгения Владимировна «ГОРЕ ОТ УМА» А. С. ГРИБОЕДОВА В АНГЛИЙСКОМ ПЕРЕВОДЕ МЭРИ ХОБСОН // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 8 (98). С. 33-36

Предпринята попытка сравнительного исследования новейшего перевода комедии «Горе от ума», осуществленного в 2005 г. британской переводчицей Мэри Хобсон. Отмечаются приемы перевода вольного стиха комедии, реалий, историзмов и культурно-специфичных слов, имен персонажей. Основное внимание уделяется возможностям передачи средствами английского языка ключевого концепта «ум».

Ключевые слова: Горе от ума (Woe from wit), А. С. Грибоедов, перевод, ум, Мэри Хобсон

2744
42

Каргина З. А. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 5-11

Рассматриваются современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей. Автором предлагается вариант разработки единых методологических оснований дополнительного образования детей на основе системного подхода.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, образовательная сфера, методология, методологический подход, базовая дефиниция, контекстуальная дефиниция, методологическое основание

2727
43

Гайфулин Алексей Викторович Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 1 (79). С. 73-76

В данной статье рассматриваются различные подходы исследователей к определению понятия и структуры самооценки. Даются определения понятия самооценка в разных психологических концепциях, разными исследователями. Проводится описание ведущих отечественных и западных теоретических положений определяющих природу структуру и развитие самооценки

Ключевые слова: cамооценка, самоуважение, самосознание, личность, самоотношение

2720
44

Беспалова Людмила Николаевна СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОТТО ФОН БИСМАРКА В ОСВЕЩЕНИИ «ВЕСТНИКА ЕВРОПЫ» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 69-75

Проанализировано восприятие социальной политики О. Бисмарка российским журналом второй половины XIX в. «Вестник Европы», являвшимся ведущим органом либерального направления. Проведен компаративный анализ конституционных традиций и ценностей либеральных слоев российского и немецкого общества в вопросах социального переустройства общества. Согласно концепции автора, позиция журнала относительно роли О. Бисмарка в формировании социальной политики в Германии в течение последнего десятилетия XIX в. трансформировалась от резкой критики проводимых реформ до признания заслуг германского канцлера в создании системы государственной охраны интересов рабочего класса.

Ключевые слова: социальная политика, социальное страхование, «Вестник Европы», О. Бисмарк, Вильгельм II, рейхстаг, рейхсканцлер, реформа, публицистика, обозрение, либерализм, консерватизм, рабочий класс

2700
45

Перевозникова Ирина Викторовна СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 103-109

Рассматривается вопрос зарождения и развития специального образования в России, его положения на данном этапе развития отечественного специального образования. Дается поэтапный исторический анализ становления национальной системы специального образования. Определяется и рассматривается нормативно-правовая база специального образования.

Ключевые слова: специальное образование, лицо с ограниченными возможностями здоровья, ребенок-инвалид, правовые основы, коррекционные образовательные учреждения, индивидуальная реабилитационная программа.

2681
46

Попов Геннадий Николаевич, Ширенкова Е. В., Серазетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 5 (68). С. 83-87

Социально-психологические процессы в значительной мере влияют на развитие, поддержание, а также позитивное или негативное течение заболеваний. В свою очередь социально-психологические факторы действуют в сочетании с другими факторами, смягчая или поддерживая болезнь

2675
47

Канашина Светлана Валерьевна ИНТЕРНЕТ-МЕМ И ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 4 (193). С. 122-127

Рассматривается лингвистическая категория прецедентности в интернет-мемах, популярных единицах интернет-коммуникации. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучить прецедентные феномены в таком новом виде сетевого дискурса, как интернет-мем. Исследование проводилось на материале русскоязычных интернет-мемов. Методы исследования включали метод случайной выборки и дискурсивный анализ. Исследование показало, что разнообразные прецедентные феномены (прецедентные имена, высказывания, тексты и ситуации) часто задействуются в интернет-мемах и выполняют несколько важных функций, выступая как средство создания комизма, диалога с читателем, эстетического эффекта и интеллектуальной игры. Исследование выявило, что прецедентность имеет глубокие когнитивные основания, поскольку именно прецедентность формирует определенное когнитивное поле, в котором задействуются различные концепты, фреймы и сценарии. Данное направление является перспективным для дальнейшего изучения, поскольку прецедентность играет очень большую роль в интернет-мемах, что доказывается частотностью и разнообразием прецедентных феноменов в интернет-мемах.

Ключевые слова: интернет-мем, мем, интернет-коммуникация, прецедентный феномен, прецедентность, прецедентный текст

2659
48

Дрепа Мария Ивановна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО СТУДЕНТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 75-81

В статье рассматриваются результаты диагностики уровня интернет-зависимости среди современной молодежи и изучения личностных характеристик студентов, зависимых от Интернета, раскрываются особенности эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности данной социальной группы; анализируется динамика личностных характеристик интернет-зависимых студентов при увеличении степени данного вида зависимости; дается сравнение психологических характеристик личности интернет-зависимых студентов с данными характеристиками студентов, не имеющих интернет-зависимости.

Ключевые слова: интернет-зависимость; интернет-зависимая личность; личностные особенности интернет-зависимых студентов

2645
49

Орлова Ольга Вячеславовна, Титова Валентина Николаевна ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 60-64

Обосновывается эффективность геймификации как нового способа организации обучения, имеющего огромный педагогический потенциал. Доказывается, что применение инструментария компьютерных игр в образовательном процессе, во-первых, усиливает мотивацию субъекта уделять более сильное и более качественное внимание образовательной деятельности, во-вторых, продлевает приверженность задаче и, наконец, повышает вероятность достижения поставленной цели. От других игровых практик (ролевых, деловых игр и т. д.) геймификация отличается неимитационным характером активности: сохраняя неизменным содержание образовательной деятельности, геймификация кардинально трансформирует способ организации этой деятельности и сопровождает весь образовательный цикл.

Ключевые слова: геймификация образования, игровые технологии, способ организации обучения

2589
50

Еремина Наталья Владимировна, Крапивина Марина Юрьевна СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА АНГЛИЙСКИХ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 5 (202). С. 71-78

Введение. Учет стилистических особенностей перевода англоязычных газетно-публицистических текстов важен для сохранения их целевого влияния на целостное восприятие текста. Стилистические компоненты высказывания заключают в себе его функциональную характеристику и эмоциональную направленность. Целью данной статьи является рассмотрение и анализ стилистических особенностей перевода газетных и публицистических текстов современных СМИ, публикуемых на английском языке. Материал и методы. В работе выполнен сопоставительный анализ языковых единиц статей современной англоязычной прессы, выявлены функциональные характеристики отдельных высказываний, несущих стилистическую и эмоциональную окраску. Показана неоднородность выбора языковых средств перевода стилистически окрашенных языковых единиц. Большое внимание уделено стилистическим особенностям английских газетных текстов, а также их переводу на русский язык согласно правилам и нормам газетно-публицистического стиля России, особенностям перевода устойчивых выражений, частотности употребления лексических единиц на страницах английских и российских газет и проблемам, связанным с расхождением частотности их употребления, стилистической разноплановостью лексики, характерной как для языка английских, так и русских газет, и особенностям перевода стилистически окрашенной лексики. Результаты и обсуждение. Анализ показал высокий процент использования функциональных замен, переносов, метонимии, генерализации, конкретизации. В каждом случае учитывались в первую очередь традиции экспликации переводящего языка. В работе обосновано применение переводческих трансформаций, в том числе нейтрализующих некоторые стилистические элементы, нетипичные для газетно-публицистического текста, когда адекватная передача ведущей стилистической функции требует известных сдвигов в денотативном значении. Широкое применение при передаче экспрессивно-стилистических оттенков высказывания находит метод компенсации, а также стилистические транспозиции, причем решающим критерием при выборе способа перевода является функциональная роль этих транспозиций. Выбор же стилистически окрашенных эквивалентов перевода обоснован в большинстве случаев их способностью передать выразительность и функциональную характеристику высказывания. Заключение. В результате исследования можно сделать вывод, что учет стилистических особенностей перевода языковых единиц определяет не только адекватное понимание текста, но и эмоциональную реакцию, восприятие идеологических установок, психологическое воздействие на читателя, а максимально точная передача эмоциональной окраски подлинника является необходимым условием адекватного перевода.

Ключевые слова: стилистические модификации, сопоставительный анализ, газетно-публицистический текст, функциональная характеристика высказывания

2576
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 1 из 137

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ