№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
151 | Представлены основные этапы работы с текстом при обучении учащихся 5-х классов сжатому изложению с опорой на имеющиеся исследования и педагогический опыт автора. Ключевые слова: Представлены основные этапы работы с текстом при обучении учащихся 5-х классов сжатому изложению с опорой на имеющиеся исследования и педагогический опыт автора. | 1642 | |||||
152 | В статье содержится описание кейс-метода как средства оценивания ключевых компетенций будущих рабочих. Ключевые слова: ключевые компетенции, общие компетенции, метод оценивания компетенций, Федеральный государственный образовательный стандарт | 1640 | |||||
153 | . | 1638 | |||||
154 | Предлагается методика изучения геометрических преобразований пространства в условиях дифференцированного обучения математике в школе (дифференциация образования в данном случае – это разделение общеобразовательной школы на массовую и профильную), включающая в себя рассмотрение основных вопросов, касающихся введения понятия «преобразование», изучения его свойств, необходимости введения термина «изометрия» и изучения свойств изометрии, рассмотрения взаимосвязей между геометрическими преобразованиями, а также методика изучения композиций преобразований пространства и выделения геометрических ситуаций, приводящих к использованию преобразований пространства. Ключевые слова: Предлагается методика изучения геометрических преобразований пространства в условиях дифференци- рованного обучения математике в школе (дифференциация образования в данном случае – это разделение об- щеобразовательной школы на массовую и профильную), вклю | 1638 | |||||
155 | Статья посвящена исправлению богослужебных книг, проведенному в Русской Православной Церкви Патриархом Никоном в1655–1666 гг. и повлекшему церковный раскол. Рассматривается исправление одной из богослужебных книг – Часослова, место и роль изменений в богослужебном тексте в ряду причин, приведших к расколу Церкви в XVII в. | 1637 | |||||
156 | В статье обсуждается традиционная для психологии труда проблема профессонально важных качеств (ПВК). Выделяются четыре группы ПВК: профессиональной деятельности, профессионального развития и научения, регуляции профессиональной деятельности и форм активности, которые обеспечивают становление субъекта труда. Индивидуальные качества человека, которые являются психологической базой формирования субъекта труда, обозначаются термином «профессионально ориентированные качества» (ПОК). В них, помимо ПВК (профессиональные знания и способности), входят профессионально значимые качества (ПЗК) – профессиональные интересы, установки, черты характера. Таким образом, ПВК-ПЗК – это системные качества, наполненные индивидуальными свойствами, которые соответствуют требованиям метасистемы «социально-профессиональная ситуация развития и реализации субъекта труда». Это формальные интегральные качества данной системы, их содержание определяется целой системой индивидуальных свойств, которые взаимно дополняют и компенсируют друг друга. Далее в статье анализируются результаты эмпирического исследования педагогической толерантности учителей общеобразовательных школ, которые подтверждают сформулированные теоретические положения. | 1637 | |||||
157 | Статья является результатом теоретического изучения процесса социализации подростков, его компонентов, задач, рассмотрены критерии определения уровня социализированности, приведены результаты констатирующего эксперимента по исследованию уровня социализированности подростков. Ключевые слова: социализация, стадии социализации, задачи социализации, социализированность подростка. | 1637 | |||||
158 | В статье показана ресурсная роль болотных экосистем в биосфере. Рассмотрены основные виды ресурсов болот с перспективой использования. Ключевые слова: болото, оценка, болотная экосистема, биологические ресурсы, торфяные ресурсы, охрана болот | 1636 | |||||
159 | Введение. Рассматриваются вторичные номинации футбольных команд и игроков в английском и русском языках, которые создаются контекстуальными синонимами по определенным семантическим схемам, выведенным в результате анализа футбольных текстов. Цель – рассмотрение семантических схем номинации в английском и русском языках и выявление сходств и различий в процессах номинации и референции в исследуемых языках. Материал и методы. Объектом исследования служит футбольный дискурс. Предметом исследования является контекстуальная синонимия, создающая вариантность номинаций. Главными методами исследования служат контекстуально-семантический анализ номинаций, дискурс-анализ, описательный и сравнительно-сопоставительный методы. Результаты и обсуждение. Выведены схемы вторичной номинации игроков и команд, которые регулярно повторяются, переходя из одного футбольного текста в другой, что свидетельствует об относительной универсальности этих схем для множества текстов футбольного дискурса. Проведено сравнение этих клишированных семантических схем с выведенными ранее схемами на материале русского языка. Выявлено 14 аналогичных схем, общих для обоих языков, а также рассмотрены схемы, определенным образом отличающиеся в исследуемых языках или вовсе отсутствующие в одном из них, и приведены объяснения этому. Заключение. В английском и русском языках имеется множество контекстуально синонимичных номинаций команд и игроков, которые строятся по аналогичным семантическим схемам. При этом каждый из исследуемых языков обладает своей спецификой при образовании некоторых номинаций в силу описанных структурных и системных различий языков. Знания этих схем, особенно их различий, будут полезны в обучении переводу и непосредственной практике перевода, а также в журналистской и комментаторской практике. Ключевые слова: контекстуальная синонимия, контекстуальные синонимы, номинация, семантические схемы номинации, контекстуально-семантический анализ номинаций | 1636 | |||||
160 | Рассматривается понятие и сущность обвинения в уголовном процессе с позиции сходства / различия его в сравнении с иском в гражданском процессе. | 1635 | |||||
161 | Рассматриваются теоретико-методологические принципы функциональной стилистики, которые связаны с необходимостью исследовать текст в его системной речевой организации, обусловленной экстралингвистическими факторами научной коммуникации. Проанализированы новые перспективные подходы к развитию теории научного текста – деятельностный, трансдисциплинарный, идиостилистический, когнитивно-дискурсивный и дискурсивно-стилистический, свидетельствующие о расширении проблематики современной функциональной стилистики. Деятельностный подход соотносится со структурой познавательного процесса, отраженного в тексте, в единстве трех элементов: субъекта, объекта и познавательной активности субъекта. Трансдисциплинарный подход обусловлен взаимодействием стилистики с рядом смежных наук: психологией, гносеологией, логикой и др. Это взаимодействие позволяет выявить механизмы порождения научного текста и его восприятия адресатом. Идиостилистический подход нацелен на изучение индивидуального стиля речи ученого, детерминированного особенностями его мышления. Для когнитивно-дискурсивного подхода характерно выявление текстовых структур, репрезентирующих картину мира исследователя. Дискурсивно-стилистический подход целесообразно использовать на основании сходства понятий «стиль» и «дискурс». Рассмотренные подходы обеспечивают получение новых взаимодополняющих знаний о научном тексте. Ключевые слова: стилистика научной речи, научный текст, подходы к изучению научного текста, деятельностный подход, трансдисциплинарный подход, идиостилистический подход, когнитивно-дискурсивный подход, дискурсивно-стилистический подход | 1635 | |||||
162 | Статья посвящена проблеме формирования эстетического отношения к окружающей действительности у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей и поиску новых педагогических условий, влияющих на эффективность процесса эстетического воспитания детей. Это обусловлено необходимой потребностью общества в воспитании человека 21 века, осознающего себя гражданином России и гражданином мира, умеющего видеть прекрасное вокруг себя и создавать прекрасное в художественно-творческой деятельности. Ключевые слова: педагогические условия, эстетическое воспитание, традиционная русская культура, дополнительное образование | 1633 | |||||
163 | В статье рассматривается роль естественнонаучного знания для учащихся, получающих профессии социально-гуманитарной направленности в системе начального профессионального образования. Рассматриваются общезначимые характеристики будущего профессионала, которые важны для специалистов большинства профессий. Делается акцент на специфические профессиональные задачи, которые необходимо решать специ-алистам, получающим начальное профессиональное образование по специальностям, требующим активного общения, взаимодействия с большим количеством людей и организации их деятельности (в системе человек-человек). Ключевые слова: начальное профессиональное образование, профессии социально-гуманитарной направленности, естественнонаучное мировоззрение, естествознание | 1631 | |||||
164 | Рассматриваются основные тенденции развития англоязычного диккенсоведения относительно проблемы альтернативных финалов «Больших надежд» Ч. Диккенса. Существует два варианта финала: «правдивый», найденный в архиве писателя, и «счастливый», который Диккенс считал литературной условностью. В англоязычной критике прослеживаются разные мнения – некоторые диккенсоведы считают «правдивый конец» единственно возможным и находящимся в соответствии с темой крушения иллюзий; другие полагают, что «правдивый конец» не соответствует логике развития сюжета. Высказывается также мысль о равнозначности двух финалов. Несмотря на эти противоречивые концепции оба финала не отрицают друг друга, поскольку «счастливый конец» является романтической перефазировкой «правдивого». Перевод «правдивого конца» и его сопоставление со вторым вариантом финала способствует более глубокому воспроизведению художественного замысла Диккенса. Ключевые слова: поздние романы Диккенса, англоязычная критика, «счастливый конец», перевод «правдивого конца», воспроизведение художественного замысла Диккенса, отсутствие триумфально счастливых концов, крушение иллюзий, смысловая равноценность альтернативных финалов, ро | 1628 | |||||
165 | Статья посвящена проблеме этнической самоидентификации украинцев в Томской области, которая исследуется на локальном уровне. Источниковую базу составляют данные официальной статистики, архивные материалы, личные полевые материалы автора. В статье выявлена динамика этнической идентичности украинцев на протяжении ХХ в. и факторы, ее обусловившие. | 1626 | |||||
166 | Развитие исторической феминологии и гендерной истории привело к трансформации научных парадигм и критическому пересмотру стандартов научной работы в исторической науке в целом. Цель данной статьи – рассмотреть основные тенденции развития данного историографического направления и попытаться выяснить, как вписываются немецкоязычные исследования “женской” истории” в международный контекст. | 1625 | |||||
167 | Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению ценностей. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов в контексте теории ценностей Ш. Шварца. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации студентов, юношеский возраст. | 1625 | |||||
168 | Представлен теоретический анализ нового явления в образовании – гуманитарные технологии. Анализ проведен по результатам реализации инновационной программы Герценовского университета. Рассматриваются причины появления этой инновации, целесообразность ее применения педагогами в современных условиях. Определяются требования к компетентности педагога в свете применения гуманитарных технологий. Ключевые слова: образование, инновации, гуманитарные технологии, подготовка педагогов | 1624 | |||||
169 | Одной из важнейших характеристик купеческого сословия конца XIX в. является отношение к образованию и его уровень. В статье показано отношение столичных предпринимателей к коммерческому образованию в специфических для России условиях, показаны типы коммерческих учебных заведений, приводится обширный фактический материал. | 1622 | |||||
170 | Статья посвящена итогам изучения предпринимательской деятельности декабристов в Сибири на основе исторической литературы дореволюционного периода. В качестве объекта исследования берутся труды самих декабристов, некоторых российских историков. Автор приходит к выводу об особой изученности проблемы, хотя в целом можно говорить о большом значении предпринимательства в жизни декабристов. | 1622 | |||||
171 | Статья посвящена исследованиям такого феномена, как «жизнестойкость» у солдат и служащих по контракту. Само понятие «жизнестойкость», по мнению автора, более полно раскрывает особенности адаптационных процессов в условиях службы в армии. Ключевые слова: жизнестойкость, адаптация, стратегии совладания, профилактика | 1621 | |||||
172 | По мнению автора статьи, карнавальному осмыслению в комедии подвергается как самодержавие, так и советская власть, карнавально утверждается обычная, так называемая мещанская, жизнь. Но карнавальный характер эпохи, отраженный в произведении, входит в столкновение с гражданской позицией автора, что приводит к трансформации карнавального начала: от ренессансного гротеска к романтическому. Ключевые слова: Эрдман Н. Р., «Мандат», карнавализация, трансформация, гротеска | 1619 | |||||
173 | Рассматриваются вопросы правового регулирования времени отдыха в России. Исследуется понятие «время отдыха». Рассматривается история формирования и развития отечественного законодательства о времени отдыха. Анализируются теоретические и практические проблемы, связанные с предоставлением работникам тех или иных видов времени отдыха. Ключевые слова: время отдыха, работоспособность, утомление, перерывы, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска | 1619 | |||||
174 | В статье представлена система работы по обучению учащихся текстовой деятельности на основе теории текстовых ассоциаций. Использование ассоциативных игр, развивающих ассоциативное образное мышление школьников, технологии создания текста с опорой на ассоциативную деятельность, свободного ассоциативного эксперимента позволило представить в сопоставительном анализе результаты работы контрольной и экспериментальной групп, показать преимущество данной методики в обучении учащихся текстообразующей деятельности. Ключевые слова: теория текстовых ассоциаций; обучение текстовой деятельности школьников; обуча- ющие и развивающие ассоциативные игры; свободный ассоциативный эксперимент | 1618 | |||||
175 | Глобальные проблемы современности актуализируют построение исходной модели культуры адекватной современному миру. Обсуждаются способы и назначения разработки такой модели, которая учитывает сложность системной организации культуры Ключевые слова: глобализация, модель, культура, система, межпредметные исследования, механизмы-подсистемы культуры | 1617 | |||||
176 | В предложенной статье дается краткий анализ проблемы, связанной с молодежной субкультурой и ее нонконформной картиной мира, которую мы склонны рассматривать как следствие искусственно созданной обществом позиции «вынужденной маргинальности», которая усугубляется проблемами переходного периода, изобилующими различными «точками бифуркации», вблизи которых социальные системы начинают вести себя неупорядоченно и непредсказуемо. Ключевые слова: молодежная субкультура, молодежное нонконформистское объединение (мнко), маргинальность, социальная система | 1616 | |||||
177 | Излагается историография проблемы специфики и эволюции брачно-семейных отношений в России в XVI в. Автор приходит к выводу, что постановке проблемы долго препятствовала скудная источниковая база. Кроме того, дореволюционная и советская историография мало занималась проблемами такого рода. Однако многие факты были систематизированы еще до 1917 г., а советская историография сделала немало ценных выводов по теме преимущественно в рамках смежных и специальных дисциплин. В постсоветской историографии традиционные направления исследований дополнились более глубоким изучением социокультурного контекста. Таким образом, историография проблемы, не будучи обширной, является, тем не менее, прочной базой для ее постановки и решения. Ключевые слова: Российское государство, XVI в., эволюция брачно-семейных отношений, историография | 1613 | |||||
178 | Введение. Актуальность статьи определяется возросшим интересом филологов и широкой общественности к личности и творческому наследию И. С. Тургенева в год его 200-летнего юбилея. Вместе с тем несмотря на давние традиции изучения личности и творчества русского писателя в школе, наблюдается отставание педагогического тургеневедения от научного. Материалы и методы. Гипотетически сформулированная проблема была подтверждена в ходе анализа научно-методических работ и диагностики остаточных знаний учащихся. Результаты и обсуждение. Выявлены стереотипы восприятия учащимися личности писателя и его творчества. Рассмотрены продуктивные способы и формы знакомства учащихся с личностью писателя, новые жанры создания биографического очерка. Особое внимание уделено тургеневской концепции природы и любви, их эстетической и философской сущности. Предложены новые методические приемы активизации читательской деятельности учащихся, в частности приемы создания интертекстуальности (на материале обращения к пейзажам художников Барбизонской школы). Представлены пути ознакомления учащихся с усадебными текстами писателя в контексте русской усадебной культуры. Даны конкретные рекомендации включения в систему уроков литературы в 10-м классе романа «Дворянское гнездо». Раскрыты новые подходы к изучению романа «Отцы и дети», предложена методика его сопоставления с телесериалом Авдотьи Смирновой «Ошибка Базарова», созданного по мотивам произведения писателя. Заключение. С целью актуализации восприятия романа Тургенева учащимися разработана модель урока-диалога с привлечением произведения современной литературы (ремейка Веры Чайковской «Новое под солнцем»). В целом исследование показало, что дальнейшее методическое совершенствование процесса изучения личности и творчества Тургенева в школе возможно при опоре на сложившиеся традиции и использование новых форм и способов организации читательской деятельности учащихся, а также повышение филологической компетентности учителя-словесника. Ключевые слова: проблема изучения личности и творчества Тургенева в школе, традиции и новаторство, стереотипы восприятия мира писателя, диагностика знаний, тургеневская концепция природы и любви, усадебный текст, приемы активизации читательской деятельности, приемы создания интертекстуальности, актуализация классического произведения, мультимедийность урока литературы | 1612 | |||||
179 | В современных условиях особое значение имеет поиск новых подходов к повышению эффективности организации управления образовательными системами. Одним из них является переход от государственного (централизованного) принципа управления системой полного среднего образования к региональному. В контексте этого нами намечается проблема определения методов мониторинга и прогнозирования, адекватных задаче эффективного управления системой образования региона для моделирования образа желаемого будущего и кончая вполне чёткими, проверяемыми, операционально заданными целями функционирования и развития образовательной системы. | 1610 | |||||
180 | В романе «Король, дама, валет» смех и улыбка исследуются как элементы характерологии, психологических портретов, указывающие на сущность персонажей и их взаимоотношений; обозначается семантика центрального в романе мотива смеха и улыбки. | 1610 | |||||
181 | В статье представлены результаты исследования структуры социальной идентичности личности на различных этапах жизненного пути. Показано, что изменения, которые претерпевает социальная идентичность личности по мере взросления человека, касаются, прежде всего, степени иерархизированности ее компонентов, а не содержательных аспектов. Ключевые слова: личность, социальная идентичность, гендерная идентичность, возрастная идентичность, этническая идентичность | 1609 | |||||
182 | В статье упоминаются общие особенности гуманистических подходов к образованию. Поднимается проблема обучения на основе сотрудничества как одного из гуманистических подходов к образованию. Анализируется термин «сотрудничество» в рамках гуманизации образовательного процесса, разводятся понятия «педагогика сотрудничества» и «учебное сотрудничество», подчеркивается значимость применения учебного сотрудничества для интеллектуального и личностного развития учащихся. Ключевые слова: гуманистический подход к обучению, личностно-ориентированная педагогика, обучение на основе сотрудничества: педагогика сотрудничества, учебное сотрудничество, учебная работа в группах сотрудничества, интеллектуальное развитие, личностное развитие | 1608 | |||||
183 | В статье представляется теория и практика применения компетентностного подхода при интенсивном обучении иностранному языку. Представлены результаты эмпирического научного исследования. Ключевые слова: интенсивные методы изучения иностранного языка, социальная готовность, коммуникативный тренинг, коммуникативная компетенция, психофизиологические особенности речевой деятельности, коммуникативные барьеры, эмоциональный настрой, эмпатия | 1608 | |||||
184 | 1607 | ||||||
185 | Статья посвящена изучению норм уголовных законов США, Великобритании, ФРГ, Нидерландов, Польши, закрепляющих нормы об уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. Автор отмечает, что предусмотренные в указанных станах составы преступлений могут быть разделены на 2 группы: 1) экономические компьютерные преступления; 2) компьютерные преступления против прав и свобод индивидуальных субъектов и организаций, нарушающие неприкосновенность частной сферы; 3) компьютерные преступления против интересов государства и общества в целом | 1607 | |||||
186 | В статье приведены новые экспериментальные данные по биологической продуктивности растительных сообществ лесостепи Западной Сибири. Запасы мортмассы низинных болот изменяются от 1500 до 2800 г/м2, в рямах составляют около 4000 г/м2. Запасы живой фитомассы минимальны в рямах, увеличиваются до 4000–6200 г/м2 в низинных болотах. Чистая первичная продукция в рямах лесостепи составляет около 600–700 г/м2 в год и определяется главным образом растительным сообществом экосистемы. Основной вклад в продукцию дают подземные органы кустарничков и мхи. Максимальная разница в продукции проявляется между разными местообитаниями. Ключевые слова: верховое болото, продуктивность, чистая первичная продукция, фитомасса, мортмасса | 1607 | |||||
187 | Рассмотрена проблема коммуникативной компетентности старшеклассников в современной школе, раскрыты понятие и содержание коммуникативной компетентности, обобщены психологические особенности юношей и девушек старшего школьного возраста. Представлены гендерные различия в межличностной коммуникации. Экспериментально доказано, что большинство современных старшеклассников являются андрогинами, это свидетельствует об отсутствии чисто мужских и женских качеств личности. Было установлено, что независимо от гендерного типа личности старшие школьники обладают средним уровнем развития коммуникативной компетентности, в частности развития коммуникативных умений и навыков, знаний культурных норм и ограничений в общении. Ключевые слова: коммуникативная компетентность, старшеклассники, межличностная коммуникация, гендерные особенности | 1607 | |||||
188 | В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения некоторых теорий, раскрывающих понятие “образ мира”, строение, психологические механизмы становления данного образования | 1606 | |||||
189 | Введение. Представлен анализ текста романа “The Perks of Being a Wallflower” («Хорошо быть тихоней»), попытка Стивена Чбоски воссоздать/имитировать речь подростка, переживающего эмоциональное напряжение. Цель – выявить основные лингвистические принципы построения посттравматического дискурса. Материал и методы. Письма Чарли, главного героя, к неизвестному получателю трактуются с точки зрения психолингвистического подхода. Художественный текст исследуется как психосемиотический объект, поэтому не только общие психические симптомы принимаются во внимание (эмоциональное отстранение, перевозбужденность, избегание мыслей о травматическом событии и т. д.), но и его лингвистические характеристики. Основной исследования становится идея о потенциале таких фигур речи, как, например, метафоры, – отражать мыслительные процессы, с одной стороны, а с другой стороны, скрывать переживания, осознаваемые и бессознательные. Результаты и обсуждение. В результате исследования писем Чарли можно причислить следующие лингвистические индикаторам ПТСР (посттравматического стрессового расстройства): 1) наличие «странного объекта», вокруг которого строятся тема-рематические связи и ассоциативные цепочки; 2) цикличность построения высказывания, достигающаяся за счет навязчивых синтаксических параллелизмов; 3) избегание мыслей о травматическом событии при помощи деления длинных предложений на короткие, которые при наслоении обрываются, а сам Чарли сообщает, что больше не может ничего припомнить; 4) напряженность синтаксических структур в плане выражения, которая соответствует напряженности самого означаемого (это проявляется, например, в увеличении частоты отрицательных предложений в одном абзаце или в постоянном употреблении союза ‘and’ в начале предложений); 5) практически полное отсутствие метафор в повествовании Чарли, что, вероятнее всего, может говорить о метонимии как о когнитивной доминанте либо об иных преобладающих конструктах мышления. Заключение. Анализ лингвистических данных на синтаксическом, семантическом и структурном уровне текста позволяет выявить предикторы ПТСР, что может найти применение в психолингвистических исследованиях и учебных занятиях по интерпретации текста. Ключевые слова: психолингвистика, посттравматический дискурс, синтаксис, семантика, структура | 1603 | |||||
190 | Представлен проблемно-хронологический анализ историографии неолита и раннего металла Верхнего Приобья в период 1950–1970 гг. Предложена содержательная характеристика начальных этапов научного осмысления культурно-хронологической специфики этих исторических периодов. Первый этап (первая половина 1950-х гг.) связывается с работами М. Н. Комаровой, В. Н. Чернецова, Н. А. Чернышева, М. П. Грязнова. Второй этап (вторая половина 1950-х – начало 1970-х гг.) представлен работами В. И. Матющенко, М. Ф. Косарева, М. В. Аниковича. Раскрывается генезис уникальной гносеологической ситуации, выраженной в одновременном возникновении и параллельном развитии двух взаимоисключающих культурно-хронологических концепций. Делается вывод о ключевой роли выявленной ситуации как методологической предпосылки следующих этапов научного осмысления проблемы. Ключевые слова: историография, неолит, энеолит, ранний металл, Верхнее Приобье | 1601 | |||||
191 | Коммуникативные барьеры – препятствия, возникающие на пути продвижения информации от коммуниканта (источника информации) к реципиенту (получателю информации). В статье рассмотрена природа возникновения барьеров общения в межличностной и компьютерно-опосредованной коммуникации. Коммуникативные барьеры разбиты на четыре типа: технические (шумы, помехи, фильтры), социально-культурные (социальные, политические, религиозные, профессиональные), психологические (барьеры техники и навыков общения, барьеры отношения) и барьеры понимания (фонетические, семантические, стилистические, логические, межъязыковые). Определены особенности этих барьеров в электронной коммуникации. Рассмотрены трудности и способы преодоления барьеров общения в учебной компьютерно-опосредованной коммуникации. Ключевые слова: коммуникант, реципиент, технические коммуникативные барьеры, социально-культур- ные коммуникативные барьеры, психологические коммуникативные барьеры, барьеры понимания | 1600 | |||||
192 | Обосновывается необходимость разработки модели компетенций специалиста по управлению качеством в условиях двуязычной подготовки и применение компетентностного подхода. Приведены основные положения, согласно которым были выделены соответствующие компетенции, их компоненты и составляющие, дано описание компетенций через индикаторы поведения. Произведено разделение компетенций по уровням сформированности компетенций (элементарный, репродуктивный, системный (продуктивно-творческий)) на основе матрицы образовательных результатов И. С. Фишмана, построенной на принципах таксономии Бенджамина Блума, включающей шесть уровней достижения образовательных результатов. Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, индикаторы поведения, уровни сформированности компетенций, модель компетенций, двуязычная подготовка, управление качеством | 1598 | |||||
193 | Дидактическая профессиональная подготовка студентов в процессе индивидуализации обучения требует использования более оптимальных методов обучения. Ключевые слова: творческое самовыражение, дидактика, индивидуальный подход, индивидуализация обучения, проблемное обучение, инновация, нетрадиционный подход | 1597 | |||||
194 | Рассматривается вопросно-ответная форма изложения материала как одно из стилистических средств, характерных для современной англоязычной научно-популярной литературы. Объектом исследования избраны книги серии For Dummies, представленные узкоспециализированными, пошаговыми инструкциями для людей, которые только начали делать первые попытки войти в мир современных технологий (компьютер, лэптоп, интернет, блог и т. д.), а также научно-популярными справочными изданиями, которые дают читателю общую информацию по интересующим его вопросам. Результаты исследования доказывают необходимость дальнейшего изучения стилистических средств научно-популярного дискурса для их рационального использования в научных и учебных целях. Ключевые слова: научно-популярная литература, стилистические средства, вопросно-ответная форма, инструкция, экспрессивность | 1597 | |||||
195 | в статье дается определение понятий «факторы риска», «факторы защиты» применительно к делинквентному поведению как разновидности девиантного поведения подростков, приводится классификация выявленных факторов риска и защиты; на основе анализа зарубежных исследований показана эффективность западных программ по элиминированию факторов риска формирования делинквентного поведения в школе. Приводятся результаты авторского исследования по выявлению фактора защиты – креативности. Ключевые слова: фактор, макрофакторы, фактор риска, фактор защиты, делинквентное поведение, девиантное поведение, креативность, нейротизм, психотизм | 1596 | |||||
196 | Сравнительный ценностно-смысловой анализ массовой культуры различных стран представляет особый интерес, потому что он позволяет выявить как типологически универсальные общие черты современной цивилизации, так и специфические особенности национальных культур, важные для динамики общества в условиях глобализации. Япония и Россия – страны, имеющие уникальные культурные традиции, пережили в 20 столетии радикальные трансформации. Сравнение этих результатов на материале массовой культуры позволяет обозначить их существенную специфику. | 1595 | |||||
197 | В статье рассмотрена сущность экологического образования и воспитания с позиций концепции устойчивого развития. Описаны важнейшие критерии соответствия убеждений и взглядов личности экологическому императиву, особенности формирования экофильного сознания и мировоззренческих установок. Автором актуализирована функция экологического образования и воспитания, выраженная в предотвращении негативного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду. Проанализированы отдельные нормативно-правовые акты (международного, федерального, регионального характера), подтверждающие необходимость экологизации общественных отношений на современном этапе развития цивилизации. Особое внимание в статье уделено уровню экологического образования в Томской области как научном центре Сибири: дана объективная оценка качества экологического образования как направления реализации концепции устойчивого развития области, определен вклад государственных и общественных организаций в энвайронментальное становление личности; выявлены результаты работы в сфере экологического образования и воспитания за 2005–2008 гг. Ключевые слова: устойчивое развитие, международное сотрудничество, охрана окружающей среды, непрерывное экологическое образование и воспитание, критерии, аспекты, принципы формирования, экологическая культура, экологизация общественного сознания, Томская область, оценка | 1595 | |||||
198 | В статье рассматривается диалогическая природа и основные функции заглавий-интертекстов в лирике О. Э. Мандельштама, исследуются их культурологические особенности. Исследование выполнено с опорой на теорию текстовых ассоциаций, разработанную в коммуникативной стилистике текста. Ключевые слова: интертекстуальность, интертекст, заглавие-интертекст, культурологические ассоциации, аллюзия | 1593 | |||||
199 | Статья посвящена исследованию проблемы карнавализованного сознания в пьесах Н. Эрдмана «Мандат», В. Маяковского «Клоп», М. Булгакова «Зойкина квартира». В драматургии Эрдмана карнавализация играет структурообразующую роль и служит утверждению обычной «мещанской» жизни, у Булгакова выражена в образе шута, артистичного героя, у Маяковского карнавальные образы выполняют подчиненную роль в сатирическом высмеивании мещан. Ключевые слова: русская драматургия XX века, Н. Эрдман, В. Маяковский, М. Булгаков, карнавализация, карнавализованное сознание, М. Бахтин | 1593 | |||||
200 | Рассматриваются способы пополнения лексики в разноструктурных языках, таких как французский, английский, русский, немецкий и др. ЛСГ цвета может пополняться с помощью следующих способов: словообразование, транспозиция, образование сложных слов, сравнительных конструкций, словосочетаний со словом «цвет», заимствования. Ключевые слова: цветообозначение, словообразование, транспозиция, сравнительный оборот, заимствование, хроматоним | 1593 |