№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5201 | Автор статьи сообщает о четырех простых в исполнении способах интенсификации межполушарного взаимодействия в человеческом головном мозге. О четырех технологически оригинальных подходах к управлению персональными когнитивными способностями. Ключевые слова: мозг, межполушарное взаимодействие, способы интенсификации, когнитивные способности. | 1046 | |||||
5202 | Рассматривается понятие «панорамно-педагогическое мышление», обосновывается возможность его становления в период обучения в вузе, характеризуются внешние и внутренние закономерности этого процесса, соответствующие им принципы. Ключевые слова: панорамно-педагогическое мышление, концепция становления панорамно-педагогического мышления, закономерности, принципы | 1046 | |||||
5203 | Формирование централизованной образовательной системы России в XVIII в. обусловило распространение педагогических идей деятелей Реформации и Просвещения. В статье рассматриваются гуманистические идеи западных мыслителей и пути их распространения в России XVIII в. Ключевые слова: идеи гуманизма, религиозная идеология, уровень грамотности, западноевропейские мыслители, изучение языков, гений Ломоносов, традиции в педагогике | 1046 | |||||
5204 | Представленные результаты исследования уточняют сведения о влиянии краткосрочных нагрузок на зрительную систему. По данным регистрации порогов электрочувствительности, электролабильности, электроретинограммы и вызванных потенциалов можно сделать вывод о том, что более выраженные изменения в периферических и центральных отделах зрительной системы возникают при действии транзиторной физиологической гипоксии. Ключевые слова: краткосрочная зрительная нагрузка, электроретинограмма, зрительные вызванные потенциалы | 1046 | |||||
5205 | Рассматривается проблема использования современных педагогических технологий в практике профессионально-методической подготовки педагогических кадров в области географического образования. Анализируются результаты экспертизы степени эффективности педагогических технологий, направленных на формирование основных компонентов методической компетентности и методического мышления преподавателя географии, составляющих основу его методической системы и обеспечивающих готовность к творческой педагогической деятельности. Ключевые слова: методическая подготовка преподавателя географии, оценка эффективности педагогических технологий, анализ экспертных оценок | 1046 | |||||
5206 | Статья посвящена вопросу оценки готовности учащихся к проблемной деятельности на уроках биологии, а также диагностике развития у обучающихся умения решать учебные проблемы на материале предмета «биология». Ключевые слова: проблемная деятельность, тестовые задания, оценивание, учебная проблема, эффективность обучения | 1046 | |||||
5207 | Проанализирована проблема взаимодействия образовательных систем, социальных институтов и хозяйственных предприятий для реализации долгосрочных планов развития сельских территорий России на современном этапе. Ключевые слова: институциональный анализ, взаимодействие, социальное партнерство, человеческий капитал, формальные и неформальные социальные институты, изменение социального устройства сельской среды | 1046 | |||||
5208 | Исследуется отрывок романа Ингеборг Бахман «Малина», связанный со сновидениями героини. Сны отражают тематическую направленность всего произведения. Особое внимание уделено звуковой и музыкальной стороне фрагмента романа. Звук проявляется в речевых характеристиках героини. также музыка сопровождает повествование. Она становится орудием борьбы за свободу главной героини. В статье прослеживаются этапы проявления музыкального в литературном тексте. Ключевые слова: Ингеборг Бахман, сновидения, музыкальность, голос, звук, безмолвие | 1046 | |||||
5209 | Рассматривается проблема обучения иноязычной лексике студентов технических специальностей в связи с вступлением в международный проект по модернизации инженерного образования под названием «Инициатива CDIO», а также востребованностью специалистов со знанием иностранного языка на рынке труда. Обозначены трудности в освоении лексического навыка в говорении при решении проблемных задач. Раскрываются психологические основы овладения словом как сложным механизмом, включающим в себя как зрительно-слухо-двигательную структуру, так и семантику слова. Описываются существующие в методике подходы к организации процесса усвоения профессионального лексического навыка. В результате предложены упражнения со списком слов, дано обоснование их эффективности, приведены примеры. При организации упражнений подчеркивается важность установки, ситуативной соотнесенности, коммуникативности, функциональности, учета индивидуальных особенностей обучающихся. Создание комфортной образовательной среды способствует поддержанию устойчивой мотивации в процессе формирования и развития профессионального лексического навыка. Ключевые слова: студенты технических специальностей, профессиональная иноязычная лексика, лексический навык, упражнение со списком слов, коммуникативность, индивидуализация, мотивация, образовательная среда | 1046 | |||||
5210 | . | 1045 | |||||
5211 | В течение последних лет на самом высоком государственном уровне активизировалось обсуждение вопроса о модернизации общественных отношений в области образования. Предполагается, что реформа образования должна затронуть все урони системы образования, начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским. При этом особое внимание уделяется доступности, эффективности и качеству образования. Представляет интерес развитие таких педагогических технологий, которые позволили бы значительно повысить качество школьного физического образования | 1045 | |||||
5212 | Статья посвящена исследованию реляций соположения словоформ в позиции 1+2 в простом повествовательном немецком предложении. Рассмотрена рамочная конструкция, влияющая на формирование реляций соположения словоформ, освещающих этнокультурную специфику современного немецкого языка. Ключевые слова: соположения, порядок слов, синтаксическая реляция, синтаксические единства словоформ | 1045 | |||||
5213 | На обширном лексическом материале разных классов бурятского и селькупского языков представлены примеры лексико-семантических параллелей в аспекте сравнительно-сопоставительного анализа. Выявленные примеры типологически схожих языковых единиц языков, традиционно относящихся к разным языковым семьям, позволяют предположить о проявлении лингвистических явлений трансференции и конвергенции, обусловленных диахронным ареально-языковым союзом в пределах исследуемого региона. Ключевые слова: лексико-семантические параллели, типология, трансференция, конвергенция, ареально-языковой союз, изоглоссы | 1045 | |||||
5214 | Рассматривается возможность решения проблемы организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей через интеграцию инструментов Веб 2.0 в образовательный процесс. Определены преимущества использования технологий Веб 2.0 перед традиционно используемыми средствами Интернет-обучения. Приводится алгоритм выполнения задания по работе над студенческим веб-проектом по дисциплине «Английский язык». Ключевые слова: учебная компетенция, самостоятельная работа, информационные технологии, Веб 2.0, блог, английский язык. | 1045 | |||||
5215 | Проведен логистический анализ системы управления качеством. Показано, что уровень качества определяется потоком управляющих воздействий на процесс создания качества. При этом поток воздействий имеет достаточно сложную структуру. Получены математические выражения, описывающие данные процессы, позволяющие определить структуру совокупных издержек при формировании управляющих воздействий, а так-же классифицировать источники их возникновения. Анализ источников затрат дает возможность оптимизировать издержки с целью их минимизации. Ключевые слова: управление качеством, логистика, логистический анализ, поток управляющих воздействий, совокупные издержки | 1045 | |||||
5216 | Некоторое время назад в работах авторов был развит новый подход к описанию само-дуальной электродинамики и ее суперрасширений на основе введения вспомогательных (супер)полей, обеспечивающих линейность преобразований дуальности. В данном докладе этот универсальный метод применяется для анализа свойств само-дуальности суперполевого действия N = 2 теории Борна-Инфельда (Б.-И.) с нелинейно реализованной “скрытой” N = 4 суперсимметрией. Самодуальность этого действия доказана до 10-го порядка по суперполевым напряженностям. Высказана гипотеза об общей структуре N = 2 Б.-И. действия, модифицированного киральными вспомогательными суперполями. Ключевые слова: суперсимметрия, дуальность, суперполе | 1045 | |||||
5217 | Рассматривается история изучения проблемы возвышения политического центра в ходе централизации России и Франции в XIV–XVI вв., а также характеризуются взгляды историков на причины становления столиц в процессе формирования единых государств России и Франции. Выявляются общие и особенные черты исследований по данной тематике в российской и французской историографии. Так, наиболее рассматриваемыми причинами утверждения политических центров как России, так и Франции являются политические и социальные. Специфическими же причинами могут являться идеологический фактор (при изучении возвышения Москвы) и культурный (при характеристике утверждения Парижа в качестве столицы Франции). Ключевые слова: российская и французская историография, объединительные процессы, политический центр, столица | 1045 | |||||
5218 | Утверждается, что глобализация является современным транзитом, один из существенных признаков которого – трансформация жизненного мира индивида и формирование нового ценностно-нормативного консенсуса посредством означивания глобализационных проектов. Проведен анализ означивания одного из таких проектов – европейско-американского. Анализ выявил, что для преодоления кризиса этого проекта необходимо изменение его либеральной ценностной основы и соответствующее его означивание. Ключевые слова: означивание, глобализация, глобализационный проект, транзит, либеральные ценности | 1045 | |||||
5219 | Выявляются и описываются сакральная и обыденная составляющие образа огня в языковой картине мира селькупов. В мифопоэтическом сознании огонь наделяется функцией соединения Верхнего, Среднего и Нижнего миров. На особый статус огня в селькупской культуре указывает большое количество запретов и правил, нарушение которых чревато серьезными последствиями не только для одного человека, но и для целого рода. В селькупском языке лексема tü ‘огонь’ относится к числу одушевленных имен существительных, а сам огонь воспринимается селькупами как живое существо. В фольклорных произведениях и селькупской мифологии огонь персонифицируется в образе Хозяйки огня (tǖn amba). Ключевые слова: селькупский язык, картина мира, огонь, образ, персонификация, связь миров | 1045 | |||||
5220 | Обоснована необходимость оценки качества вузовского образования посредством выявления удовлетворенности студентов учебным процессом. Представлены результаты мониторинга удовлетворенности студентов медицинских специальностей учебным процессом по латинскому языку в вузе. Сделан вывод о том, что большинство студентов (77,3 % – 2014 г., 86 % – 2015 г.) имеют средний уровень удовлетворенности учебным процессом по латинскому языку, не являющийся достаточным для студента вуза. Выявлены лингвометодические приоритеты, способствующие улучшению качества обучения латинскому языку в условиях компетентностного подхода и таким образом повышающие удовлетворенность студентов медицинских специальностей учебным процессом. Ключевые слова: мониторинг, оценка качества, удовлетворенность, учебный процесс, студенты медицинских специальностей, высшее образование, Россия, латинский язык, компетентностный подход, профессионально ориентированное обучение | 1045 | |||||
5221 | Рассматриваются риторические стратегии аргументативной направленности, реализуемые в президентском дискурсе В. В. Путина и Д. А. Медведева. Эмпирическим материалом являются тексты выступлений российских президентов на пресс-конференциях 2010–2012 гг. Аргументативная деятельность политиков определяется в качестве основы речевого воздействия и главного средства достижения цели в процессе коммуникации с массовой аудиторией. Исследование осуществляется в русле традиций риторической аргументации. На конкретных текстовых примерах рассматриваются приемы, посредством которых репрезентируются риторические аргументативные стратегии разных типов. Делается вывод о сходных и различных чертах идиостиля и идиолексикона анализируемых языковых личностей, проявляемых ими в рамках медиадискурса. Ключевые слова: аргументация, риторическая аргументация, риторическая стратегия, политическая коммуникация, президентский дискурс | 1045 | |||||
5222 | Гипотеза является одной из важнейших форм развития науки. На современном этапе роль гипотезы возрастает в связи с увеличением теоретического познания и приобщения молодежи к методам научного познания в вузе. К сожалению, мы редко встречаем правильное использование гипотезы в учебном процессе, не всегда учитывается ее большое значение в развитии познавательных способностей студентов и формировании их мышления. Объясняется это тем, что преподаватели все чаще останавливают свое внимание на учебных проблемах, но упускают из вида то, что решение проблем протекает путем выдвижения и доказательства гипотез. Описывается логическая сущность гипотезы, определяются пути ее применения в познавательной деятельности студентов. Подчеркивается, что, с одной стороны, под гипотезой понимается логическая форма мышления, а с другой – сам процесс выдвижения, развития и доказательство новых суждений и умозаключений. Между тем выдвижение гипотез может осуществляться как на основании наблюдений и экспериментов, путем дедуктивного выведения новых знаний из уже известных теорий, так и путем дедуктивного переноса известных законов на новые явления. В предлагаемой статье на основании собственного многолетнего опыта работы представлены доступные пути применения гипотезы в познавательной деятельности студентов. Ключевые слова: гипотеза, методы познавательной деятельности, пути выдвижения гипотезы, формы мышления, индукция, дедукция, аналогия, интуиция | 1045 | |||||
5223 | Описываются актуальные подходы к преподаванию русского языка как иностранного в Китае, сформулированные в статьях ведущих китайских специалистов в этой области. Обзор новейших публикаций на китайском языке позволил установить сильное влияние российских педагогических и методических инноваций на теорию и практику преподавания русского языка как иностранного в Китае. Например, уровни владения русским языком рассматриваются в аспекте формирования лингвистической и коммуникативной компетентности, а не только в парадигме знаний в области лексики и грамматики. Кроме этого, в практике чтения и перевода предлагается развивать навыки понимания и интерпретации смысла текста и идеи автора. Наконец, китайские специалисты отмечают необходимость гуманизации обучения, предполагающей позитивные изменения поведенческой и эмоциональной сферы учебного процесса, например, обучающиеся должны побуждаться к диалогу и коммуникативному взаимодействию, преподаватели должны использовать новые интерактивные или открытые методы обучения. Однако гуманизация, по мнению китайских исследователей и методистов, не должна существенно трансформировать традиционную директивно-императивную модель обучения. Таким образом, современная парадигма методики обучения русскому языку как иностранному в Китае предполагает единство традиционных и новых методов обучения. Этот подход максимально соответствует национальным и социокультурным особенностями страны. Ключевые слова: русский язык как иностранный в Китае, методы обучения языку, открытый коммуникативный метод | 1045 | |||||
5224 | Современный этап развития России сопровождается принципиально новыми процессами в экономической, политической, социальной, духовной и идеологической сферах общественной жизни. В современной социокультурной ситуации важное место занимает ценностное самоопределение личности как отбор, индивидуальное восприятие ценности субъектом, личностные предпочтения идеалов, норм, эталонов и других ценностей, построение их иерархии в соответствии с субъективными предпочтениями, включение их в цели и мотивы деятельности. Раскрывается понятие «ценностное самоопределение» как восхождение обучающихся к ценностям школьной географии в процессе взаимодействия школьников и учителя, направленное на формирование ценностно-смысловой сферы личности, результатом которого становится осознанное целеполагание и осмысление значимости изучения предмета «география» в школе, а также такие понятия, как «пространство ценностного самоопределения», «пространство школьной географии». Рассматриваются признаки школьной географии: открытость и широкая географическая информативность; структурность и целесообразность; комплексный, интегративный характер; динамичность и процессуальность; направленность на ценностно-ориентационную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса. Приводится примерная уровневая структура ценностного самоопределения обучающегося в процессе изучения школьной географии в зависимости от возрастных особенностей школьников и рассматриваются следующие уровни: социально ориентированное ценностное самоопределение, личностно-преобразующее ценностное самоопределение, прогностическое ценностное самоопределение. Ключевые слова: ценностное самоопределение, пространство ценностного самоопределения, пространство школьной географии, социально ориентированное ценностное самоопределение, личностно-преобразующее ценностное самоопределение, прогностическое ценностное самоопределение | 1045 | |||||
5225 | Введение. Рассматривается специфика коммуникации профессионального сообщества инженеров по отношению к научному дискурсу и специфика агента такой коммуникации как одной из наиболее важных областей современной жизни, обеспечивающей технологическое развитие промышленности, научный потенциал образования. Становление профессионального сообщества инженеров связывается с зарождением и развитием промышленности как общественного фактора: XIX в. сформировал, а XX в. упрочил позицию инженера так же, как когда-то были сформированы корпоративные сообщества медиков, юристов и т. п. Однако, в отличие от последних, инженерная корпорация еще не была изучена ни в аспекте рефлексии профессионального «образа», ни в аспекте коммуникативных практик. Частично тексты профессиональной коммуникации инженеров описаны в рамках научно-технического стиля, но как самостоятельный объект исследования она практически не выступала. Материал и методы. Методологической основой работы послужили исследования в области когнитивнодискурсивной лингвистики: анализа дискурса, научного дискурса, исследования в области функциональной стилистики и жанрологии, профессионального языка и коммуникации, исследование структуры концепта. Результаты были получены с использованием методов: дискурс-анализа, текстологического, дефиниционного, компонентного и количественного анализа, данных ассоциативного словаря, анализа корпусных данных, данных поисковых систем. Материал исследования: данные энциклопедий, словарей, Национального корпуса русского языка, корпуса текстов стандартов. Результаты и обсуждение. В работе решаются две проблемы: 1) определение границ профессиональной коммуникации инженеров как самостоятельной дискурсивной области, описание ее основных параметров в аспекте институциональности, обозначены границы по отношению к научному дискурсу: цели, участники, жанровый состав; 2) определение ключевого агента этой области профессиональной коммуникации: концептуальных границ понятия «инженер», ядром которого является представление о специалисте с высшим техническим образованием, а также соотношение с понятиями «инженерия», «инжиниринг». Обозначение профессиональной области «инженерия» актуализируется в связи с усложнением структуры профессиональной деятельности инженеров, включающей не только разработку и обслуживание новых технических объектов, но и их внедрение. Заключение. Рассматриваемая долгое время как часть научно-технического дискурса инженерная коммуникация выделяется в общей системе институционального дискурса на основании определенных системообразующих параметров. Ключевые слова: профессиональная коммуникация, инженерный дискурс, научный дискурс, жанр, агент коммуникации, инженер, инженерия, инжиниринг, концептуальная структура | 1045 | |||||
5226 | . | 1044 | |||||
5227 | . | 1044 | |||||
5228 | Получены количественные значения составляющих долговременного тренда осадков для 129 пунктов Азиатской территории России. Выявлены типовые поля трендов. Проведена классификация долговременного тренда осадков | 1044 | |||||
5229 | В статье анализируется процесс информатизации системы образования в России. Показано, что центральным звеном в этом процессе является школьный учитель. Анализируются модели повышения квалификации учителя в области компьютерных технологий, предложена андрагогическая модель подготовки учителя к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности | 1044 | |||||
5230 | Описывается опыт использования информационных и компьютерных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей-физиков, а также методика формирования профессиональных навыков работы с современным учебным лабораторным и демонстрационным физическим оборудованием. Ключевые слова: физика, информационные технологии | 1044 | |||||
5231 | Рассматривается необходимость внедрения образования в интересах устойчивого развития в современную практику педагогического образования, изложены основные концептуальные положения переориентации педагогического образования согласно принципам устойчивого развития. Ключевые слова: устойчивое развитие, образование в интересах устойчивого развития, педагогическое образование, современные подходы в образовании | 1044 | |||||
5232 | Рассматривается вопрос необходимости формирования рефлексивного опыта будущих учителей русского языка и литературы. Рефлексивный опыт представлен как составляющая часть такой профессионально значимой компетентности, как проектно-комбинаторная. Ключевые слова: рефлексивный опыт, виды рефлексии, педагогическая технология, проектная компетентность, проектная деятельность, этапы проектной деятельности | 1044 | |||||
5233 | В повести В. Липатова «Деревенский детектив» (1968) пародируются штампы милицейского романа 1960–1970-х гг. В своем произведении В. Липатов пародирует традиционные детективные клише, помещая героя в анекдотические ситуации пространства современной деревни. В. Липатов создает произведение, отвечающее запросам массового читателя, используя узнаваемые ситуации, привычных, шаблонных героев, известных по произведениям «деревенской прозы» и «милицейского романа». Ключевые слова: В. Липатов, «Деревенский детектив», массовая литература | 1044 | |||||
5234 | Исследуется деятельность В. И. Семевского в должности редактора журнала «Голос минувшего». Особое внимание уделяется характеристике его взаимоотношений с С. П. Мельгуновым как соредактором. Предпринята характеристика их деловой переписки по вопросам выработки идеологической позиции журнала. Анализируется попытка создания и функционирования «внепартийного» издания с целью консолидации широких слоев демократической общественности. Рассматриваются структура и качество публикуемых материалов. Изучаются проблемы освещения в журнале истории русской общественной мысли, отношения к политическим задачам русской исторической журналистики и привлечения талантливой научной молодежи. Делается вывод о возможности использования «толстых» журналов в качестве инструмента пропаганды оппозиционно настроенной интеллигенции. Ключевые слова: В. И. Семевский, «Голос минувшего», интеллигенция, историческая периодика, история общественной мысли, С. П. Мельгунов | 1044 | |||||
5235 | Рассматриваются некоторые вопросы эстетики одного из ведущих американских поэтов-модернистов XX в. Уоллеса Стивенса, творчество которого остается практически не изученным российским литературоведением. Выявлены опорные точки в эстетической программе автора, среди которых особое значение придается пониманию искусства и определению места поэта и поэзии в современном мире. Делаются выводы о сложности эстетической концепции американского автора, а также о ее ценности и актуальности для современного искусства и науки. Ключевые слова: эстетика, концепция искусства, символ, рецепция, авторская позиция, художественный перевод | 1044 | |||||
5236 | Актуализирована необходимость поиска новых подходов к физическому воспитанию студенческой молодежи российских вузов в интернациональном формате. Приведены данные собственного эмпирического исследования, имеющего целью выявление особенностей физического воспитания студентов в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза. Показаны результаты и выводы проведенного исследования по двум направлениям: 1) выявление актуальных задач профессионального развития вузовского преподавателя физической культуры как субъекта интернационального образовательного взаимодействия; 2) выявление актуальных направлений физического воспитания студентов в интернациональной образовательной среде российского вуза и определение наиболее продуктивных форм, способов и средств физического воспитания в условиях такой среды. Исследование проводилось на базе двух вузов г. Томска посредством использования методов опроса (структурированное интервью, анкетирование); включенного наблюдения; экспертного метода. Предложены научно обоснованные организационно-педагогические решения, обеспечивающие механизмы интеграции процессов физического и интернационального воспитания студентов в российском вузе. Ключевые слова: вуз, интернационализация образовательной среды, физическое воспитание, иностранный студент, преподаватель физической культуры вуза, образовательное взаимодействие | 1044 | |||||
5237 | Рассмотрены взгляды представителей педагогической психологии в России конца XIX – начала ХХ в. по вопросу о природе и развитии эстетических чувств у детей. Анализируются исследования ученых, стремящихся к реформированию современной им школы, постановке в центр школы ученика, его запросов и потребностей, всестороннему экспериментальному изучению детской природы, формулированию целей воспитания на основе научных данных. Описываются выводы экспериментальных наблюдений психологов над законами развития эстетического чувства у детей, опыты по эстетике цветовых и музыкальных восприятий, мысли о необходимости предоставления ребенку свободы в развитии эстетического чувства, о важном значении эстетических чувств для нравственного воспитания детей. В исследовании затрагиваются подходы психологов к решению проблемы влияния искусства и, в частности, музыки на организм ребенка, ее воздействия на настроение и эмоциональную сферу, признания музыки важнейшим средством эстетического воспитания, необходимым элементом воспитания в школе. Ключевые слова: педагогическая психология, эстетические чувства, эстетическое воспитание, развитие эстетических чувств, гармоничное развитие, индивидуальность ребенка, искусство, музыка, пение | 1044 | |||||
5238 | . | 1043 | |||||
5239 | . | 1043 | |||||
5240 | 1043 | ||||||
5241 | Описываются комплексные теории развития человеческих ресурсов и кадровой политики как методологической основы для разработки модели дополнительного образования учителей на базе новых педагогических технологий с использованием информационно-коммуникационной инфраструктуры и внедрения через нее инновационных методик работы в малокомплектной школе. Ключевые слова: концепция развития человеческих ресурсов, педагог постиндустриального общества, инновационные методики преподавания. | 1043 | |||||
5242 | Представлены результаты исследования процесса формирования основ профессионально-педагогической компетентности студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», при введении педагогического компонента в содержание учебных практик. Обосновывается выбор педагогических условий обновления учебных практик, показаны принципы отбора заданий, ориентированных на формирование у будущих учителей основ профессионально-педагогической компетентности. Ключевые слова: подготовка учителя безопасности жизнедеятельности, педагогический компонент учебной практики, профессионально-педагогическая компетентность учителя | 1043 | |||||
5243 | Рассмотрен вопрос о стержневых изменениях в устройстве современного российского социума, а также особенности его развития. Ключевые слова: глобализация, личность, антропогенная культура, национальный характер, новая система ценностей, картина мира, духовность, системный кризис, развивающаяся система | 1043 | |||||
5244 | Мы рассматриваем поле со спином 3 в 2-мерном пространстве де-Ситтера и вычисляем расходящуюся часть однопетлевого эффективного действия. С этой целью мы конструируем простую формулу для коэффициента b2 при произвольном дифференциальном операторе второго порядка. Используя эту формулу, мы показали, что расходящаяся часть однопетлевого эффективного действия для рассматриваемой теории не зависит от калибровки. Ключевые слова: высшие спины, эффективное действие, пространство (анти)-де-Ситтера | 1043 | |||||
5245 | Коренной перелом в мировоззрении Л. Толстого, произошедший в конце 1870-х – начале 1880-х гг., оказал существенное влияние на поэтику его произведений. В статье намечен подход к позднему творчеству писателя как к единой художественной и нравственно-этической системе. Проводится обзор и сопоставительный анализ художественного наследия Л. Толстого 1880-х годов (на примере произведений «Записки сумашедшего», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол») с точки зрения их соответствия религиозно-этическому учению писателя, изложенному в трактатах «Исповедь», «Исследование догматического богословия», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?». В результате сопоставительного анализа теоретических и художественных произведений установлено, что следующие положения учения Л. Толстого нашли реальное отражение в его литературных произведениях: идея о возрождении человека путем преодоления Катастрофы, превосходство духовного «я» над «я» «животным», преданное служение человечеству, жизнь народная признается образцовой. Ключевые слова: Л. Толстой, кризис, религия, трактат, повесть, жанр, композиция | 1043 | |||||
5246 | Социально-бытовой фон повести «Стройбат» на сегодняшний день архаичен, однако проблемы предательства, положения культуры во враждебной среде, юношеской безответственности сохраняют свою актуальность. Повесть, представляющая собой пересказ событий от лица героя, богато интонирована. С. Каледин строит текст через остраненный комментарий «чужого» героя, соединение возвышенного и разговорно-бытового, иноязычие, хронотопические «перебивки», игру с ритмом и плотностью текста. Художественный мир повести активно насыщается культурными знаками, ставшими частью «советского мифа». Они способствуют восприятию современным читателем текста как притчи о добре и зле. Сам строй речи создает ощущение условности страшных подробностей стройбата как социального явления и позволяет сосредоточить основное внимание читателя на внутренней жизни персонажа. Ключевые слова: русская повесть 80-х годов, актуализация, «советские штампы», остранение, абсурдистская условность | 1043 | |||||
5247 | В целинной торфяной залежи (3 м) и в остаточном (1 м) торфе низинного типа под многолетними злаковыми травами в микрополевом опыте определялись активность полифенолоксидазы и активность пероксидазы. В целине деятельность энзимов обнаруживалась по всей исследуемой толще (0–100 см), в остаточном торфе – до глубины 60 см – в начале наблюдений (1993 г.) и по всему профилю – в последующие сроки (2002 и 2008 гг.). При этом соотношение «активность полифенолоксидазы : активность пероксидазы» было приблизительно равным 1, что может указывать на относительное равновесие процессов синтеза и распада гумусовых веществ как в целинном, так и в рекультивируемом торфах исследуемой экосистемы. Ключевые слова: торфяно-болотная экосистема, целинный торф, остаточный торф, микрофлора, ферменты, пероксидаза, полифенолоксидаза | 1043 | |||||
5248 | На основе литературных данных рассматривается широкий спектр биологических функций металлотионеинов, в том числе транспорт металлов в организме, защита от оксидативного стресса, а также их применение как диагностического теста при интоксикациях, в том числе при отравлениях тяжелыми металлами. Методологически обосновываются возможные взаимосвязи обмена металлотионеинов с окислительной модификацией белков и липидов (спонтанной и металлинициируемой). Предлагается применение методов мониторинга соответствующих тестов в системе с определением уровня молекул средней массы как параметров интоксикации, в том числе при воздействии тяжелых металлов, для выявления корреляций динамики металлотионеинов в организме в условиях окислительного стресса. Ключевые слова: металлотионеины, окислительная модификация белков и липидов, мониторинг | 1043 | |||||
5249 | Обосновывается актуальность экспериментального исследования прецедентного мира как фактора эволюции медиадискурса. Проведенный в сети «ВКонтакте» пилотажный эксперимент показал, что развитие прецедентного мира обеспечивается множественностью полисубъектных дискурсивных реакций на прецедентные тексты. Доказанный в ходе эксперимента факт включенности прецедентного мира В. Высоцкого в когнитивную базу участников сообщества любителей книг о Гарри Поттере позволяет предположить, что этот прецедентный мир актуален как для медиасреды некоторых узкоспециализированных сообществ и субкультур, так и для современной отечественной медиасферы в целом. Ключевые слова: прецедентный мир, медиадискурс, пилотажный эксперимент, Владимир Высоцкий | 1043 | |||||
5250 | Предпринята попытка не просто рассмотреть деятельность и роль специальных библиотек в обеспечении людей, имеющих различные формы ограничений в жизнедеятельности, свободным и равным доступом к информационным ресурсам и услугам, но и определить модель развития учреждений подобного типа. Обозначены аспекты миссии специальных библиотек, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа к библиотечно-информационным и культурологическим услугам. Разработана модель развития специальных библиотек и сформулированы основные цели, задачи и содержание векторов развития данных библиотек, которые позволят им стать региональным многофункциональным культурно-образовательным комплексом для людей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: специальная библиотека, люди с ограниченными возможностями здоровья, пользователи-инвалиды, вектор развития, концепция, модель | 1043 |