№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5651 | Рассматривается вопрос формирования собственных библиотечных фондов образовательной организации с использованием методики отбора информационных ресурсов. Представлены результаты изучения системы обучения на основе методов и технологий, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, научно-исследовательских и технических разработок, которые являются одной из главных задач, стоящих в условиях новых стандартов ФГОС третьего поколения. Дана детальная характеристика процессу создания нового знания как основного интеллектуального ресурса, определяющего конкурентное преимущество индивида. Рассмотрена структура информационных ресурсов, обеспечивающих научно-познавательную деятельность. Описаны способы отбора информационных ресурсов, основанные на комплексном подходе по отбору наиболее значимых периодических изданий с целью пополнения информационно-знаниевого потенциала. Предложенная методика позволяет решить задачу инновационного характера: от комплектования собственных фондов и формирования своего перечня приоритетных изданий до накопления собственного знаниевого потенциала. Ключевые слова: информационно-знаниевый потенциал, новое знание, информационное обеспечение, отбор информационных ресурсов, процесс создания нового знания | 1003 | |||||
5652 | Описаны особенности реализации функционального аспекта политического эссе. Политическое эссе находится на пересечении газетного и публицистического стилей, что определяет наличие информационной и воздействующей функции, реализуемых при помощи объективной и субъективной модальности. Автор прибегает к воздействующей функции для оказания влияния на адресата, убеждения его в своей правоте. При этом автор выражает свою позицию прямо и открыто. Под влиянием политического дискурса воздействующая функция переходит в манипулятивную. Автор использует манипуляцию, когда не хочет открыто выражать свои идеи, пытается незаметно навязать их читателю, поэтому для манипуляции характерна высокая степень субъективности. Ключевые слова: политическое эссе, публицистический стиль, политический дискурс, манипулятивная функция, воздействующая функция, субъективная и объективная модальность | 1003 | |||||
5653 | Несмотря на установку театра абсурда на лингвистический минимализм, в текстах пьес британского театра абсурда реализуется высокий фонографический потенциал языковых средств, обусловленный родовыми особенностями драматургического текста. Объясняется парадоксальная способность драматургического текста передавать исполнительские фоностилистические средства за счет авторских ремарок, особого синтак сического построения реплик и графических средств. Выявленные фоностилистические и графические средства в абсурдистских пьесах С. Беккета, Г. Пинтера и Т. Стоппарда не только способствуют образной передаче авторской идеи, но и согласовываются с философией абсурда. Наиболее представленным средством является инструментовка, основанная на разных звуковых повторах (аллитерация, консонанс, рифма) с применением звукового символизма. Особое стилистическое значение в драме имеет ритм. Рассматриваются способы создания особого замедленного, монотонного ритма, свойственного театру абсурда. Описанные примеры подтверждают стилистическую маркированность текстов пьес театра абсурда, которая может стать предметом дальнейшего изучения в лингвостилистике. Ключевые слова: театр абсурда, драматургический текст, фоностилистика, графические языковые средства, инструментовка, звуковой символизм, ритм | 1003 | |||||
5654 | Рассмотрена проблема обучения иноязычной письменной речи с использованием электронных образовательных ресурсов студентов языковых направлений подготовки. Рассматривается потенциал использования веб-сервисов для совместного редактирования текстов eduPad, Google Docs и Wikispaces для организации групповой формы работы на занятии по иностранному языку. Описаны специфика текста, созданного с помощью онлайн-сервисов, в сравнении с традиционным и преимущества групповой работы над текстом для формирования предметных и метапредметных умений. Дается сопоставительная характеристика онлайн-сервисов eduPad, Wikispaces и Google Docs, описываются методические проекты по апробированию их использования в учебном процессе и представляется алгоритм реализации проектов. В результате реализации проектов выявлено, что сервисы eduPad, Google Docs и Wikispaces позволяют реализовать технологию обучения в сотрудничестве и могут служить эффективным инструментом формирования навыков письменной речи у обучающихся на уроке иностранного языка, что подтверждает сокращение времени выполнения задания и повышение качества письменных работ учащихся. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, методика преподавания иностранного языка, обучение в сотрудничестве, онлайн-сервисы для совместного редактирования документов, eduPad, Google Docs, Wikispaces, умения письменной речи | 1003 | |||||
5655 | Введение. Рассмотрены звукоподражательные глаголы немецкого языка и особенности их функционирования в текстах различных жанров: в разговорной речи, в художественных и публицистических текстах, газетно-журнальной периодике, а также в немецкоязычных чатах. Целью исследования явилось определение частотности и своеобразия использования ономатопоэтических глаголов. Материал и методы. В теоретической части работы представлена классификация отобранных для исследования глаголов. Основой классификации послужил системный словарь Л. М. Васильева, составленный на материале русского языка. Используя данный принцип систематизации к материалу немецкого языка, имеющаяся классификация была дополнена авторами с учетом отобранных для анализа примеров. Материалом для исследования послужили 161 предложение из художественной литературы, публицистики и немецкоязычных чатов, в которых использованы звукоподражательные глаголы. Результаты и обсуждение. Для подтверждения звуковой природы данной группы слов приводятся этимология и значение анализируемых глаголов по одноязычным словарям. В немецком языке данная группа слов довольно многочисленна, что объясняется наличием звука при совершении практически любого действия. Для многих звукоподражательных глаголов характерна многозначность, связанная с множеством ассоциаций одного и того же слова в сознании носителей языка. Слова данной группы могут обладать эмоциональным, оценочным (как положительным, так и отрицательным) экспрессивным и стилистическим компонентами значения. Заключение. Показано, насколько активно и разнопланово звукоподражательные глаголы используются авторами благодаря своей выразительности, эмоциональности и экспрессивности, способности оказывать определенное воздействие на слушателя или читателя. Теоретическая значимость определяется результатами решения поставленной задачи. Исследование вносит вклад в развитие теории функционирования звукоподражательных глаголов. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов при разработке лекционных курсов и семинарских занятий по лексикологии, стилистике и анализу текста в курсе современного немецкого языка. Таким образом, результаты исследования подтвердили предположение авторов о возможном разнообразии функционирования ономатопоэтических глаголов в текстах различных жанров. Ключевые слова: ономатопея, звукоподражательные глаголы, лексическое выразительное средство, семантика, глаголы звучания | 1003 | |||||
5656 | Введение. Рассматривается образ Петербурга в лирике Ивана Елагина, одного из заметных представителей второй волны эмиграции. Цель – проследить развитие образа в его эволюции, зафиксировать «общие места» петербургской поэтики, вместе с тем отметить и личный вклад автора в разработку темы в условиях эмиграции. Материал и методы. Методология исследования предполагает интерпретацию поэтических текстов с опорой на теоретико-литературоведческие понятия (акмеизм, литературная традиция, поэзия диаспоры и метрополии и пр.). Автор статьи также придерживался сравнительно-исторического метода при анализе текстов, сопоставляя стихотворения, имеющие приметы одного поэтического течения, но «разнесенных» во времени. Результаты и обсуждение. Образ Петербурга в литературе русского зарубежья не раз становился предметом научных изысканий, но лирика Ивана Елагина еще не привлекала пристального внимания литературоведов в плане трактовки темы Петербурга с акмеистических позиций. Был рассмотрен ряд стихотворений поэта как яркий пример следования заветам акмеизма в условиях эмиграции, хотя в лирике Елагина не менее важен и авангардный элемент. Но в образе города на Неве поэт сознательно ориентируется на поэтику акмеизма, о чем говорят многочисленные аллюзии и тематические переклички со старшими акмеистами – Н. Гумилевым, А. Ахматовой, О. Мандельштамом. Заключение. Лирическое воплощение образа Петербурга у Ивана Елагина продиктовано его акмеистической ориентацией и желанием вписать свое имя в ряд собственных поэтических учителей-акмеистов. Петербург Елагина актуализирует общие для «петербургского текста» установки, но, кроме того, демонстрирует эмигрантскую специфику в трактовке образа Северной Пальмиры. Доминирующей чертой образа становится его мортальность, устремленность в «потустороннее», отражение в нем экзистенциальной тоски и ностальгии – извечных «спутников» поэта-изгнанника. Ключевые слова: Иван Елагин, поэзия русской эмиграции второй волны, «петербургский текст», аллюзия, акмеистические традиции, тема смерти | 1003 | |||||
5657 | . | 1002 | |||||
5658 | Обоснование методологического подхода при определении содержания, формирования, структуры и механизмов фундаментальной подготовки учителей географии является обязательным условием реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования. Принципом интеграции содержания образования, формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности выступает метапредметность. Ключевые слова: фундаментальные знания, студенты-географы, метапредметность | 1002 | |||||
5659 | . | 1002 | |||||
5660 | Рассматривается перспективное направление развития высшего образования – компетентностный подход, признанный в значительной степени повысить качество подготовки выпускников российских вузов. Компетенции при этом подразделяются на общекультурные и профессиональные. Следовательно, возрос интерес к дисциплинам гуманитарного цикла при подготовке инженеров в техническом вузе. Обусловлена роль учебной дисциплины «Иностранный язык» в процессе формирования общекультурных компетенций будущего специалиста в области атомной энергетики, целью которой является развитие иноязычной коммуникативной компетенции выпускника как участника профессионального общения на иностранном языке в производственной сфере. Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурные компетенции, гуманитарный цикл, атомная энергетика, иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональное общение, производственная сфера | 1002 | |||||
5661 | Введение. Представлено описание семантической модели слухового восприятия ирреальности, репрезентированной в тексте романа В. Пелевина. Моделирование процессов восприятия является одним из параметров художественного текста, который рассматривается в процессе анализа его коммуникативной и семантической структуры. Образы, основанные на чувственных ощущениях, являются ключевой составляющей художественной картины мира автора. Материал и методы. Материалом исследования послужил роман В. Пелевина «Чапаев и Пустота». Основным методом, используемым в процессе исследования языковой организации представленного материала, является лингвистический анализ. Результаты и обсуждение. Изучение семантики перцептивности на материале постмодернистских текстов напрямую связано с проблемой реальности/ирреальности описываемых событий, предметов, явлений в художественном пространстве текста, что и обусловливает актуальность заявленной темы и включенность исследования в научный контекст. Описание ирреальных событий предполагает изменение (деформацию) инвариантной модели восприятия, в первую очередь связанную с усилением роли объекта восприятия. Особое внимание уделяется рассогласованию перцептивного и ментального модусов. Актуализируется неопределенность, размытость, странность объектов восприятия, обусловленная невозможностью зрительной деятельности и измененным состоянием сознания персонажа. Описание необычного перцептивного опыта персонажей свидетельствует о том, что в ситуации недоступности (отсутствия) зрительного канала перцепции слуховое восприятие позволяет моделировать картинку, которая существует лишь в измененном сознании того или иного героя повествования. Лингвистический анализ фрагментов текста показал, что ирреальность становится одним из объектов осмысления и творческой рефлексии автора художественного произведения. Для репрезентации ситуации необычного слухового восприятия используется широкий спектр языковых средств (неопределенные местоимения, сравнительные конструкции, неопределенно-личные и безличные односоставные предложения, сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и соответствия и др.). В ряде случаев субъект восприятия осознает, что наблюдаемые события носят ирреальный характер и пытается найти их аналог в привычном мире (опираясь на свои слуховые ощущения). Это приводит к возникновению в тексте романа различных аналогий и сопоставлений. Заключение. В результате анализа выявлено, что за счет транспозиционных переносов (зрение – слух) происходит усиление перцептивной составляющей и расширение художественного пространства произведения. Ключевые слова: ирреальность, слуховое восприятие, звучание, семантическая модель | 1002 | |||||
5662 | Предпринята попытка определения методологического подхода к изучению литературных констант в рамках междисциплинарного исследования на границе когнитивной лингвистики и литературоведения, дано разграничение понятий «художественный образ» и «художественный концепт». Рассматривая литературу как вид ментальной деятельности человека, подчиняющийся тем же законам, что и другие виды мыслительной активности, мы полагаем, что исследование художественного текста в условиях современных антропоцентрических тенденций гуманитарной науки должно быть выведено на ментальный уровень. Ключевые слова: литературные константы, когнитивное литературоведение, концепт, художественный концепт, художественный образ | 1001 | |||||
5663 | Изучается динамика заряженной частицы в электромагнитном поле вращающегося намагниченного небесного тела с магнитной осью, наклоненной к оси вращения. Найдена функция Лагранжа во вращающейся системе отсчета в ковариантной форме. На основе первого интеграла движения найдена эффективная потенциальная энергия. Построена структура эквипотенциальной поверхности для релятивистской частицы, движущейся в сильном магнитном поле. Исследовано поведение стационарных точек эффективной потенциальной энергии вблизи светового цилиндра. Ключевые слова: Проблема Штёрмера, наклонный ротатор, потенциальная энергия, области захвата | 1001 | |||||
5664 | Изложены основные итоги проведенного исследования вопроса землевладения и динамики численности уфимских казаков во второй половине XVIII – первой половине XIX в. Как свидетельствуют источники, конные казаки в Уфе появляются только в 1660-х гг. Изначально уфимское казачество пользовалось пригородными сенокосными угодьями и пастбищами наравне с другим военно-служилым населением города. Также они долгое время имели исключительное право рыбной ловли на реке Белой в черте города. Анализ статистического материала показал, что в период с 1755 по 1844 г. штатная численность уфимских казаков не изменялась и составляла 150 человек, а вместе с отставными их численность в разные годы доходила до 300 казаков. Ключевые слова: землевладение, Оренбургское казачье войско, уфимское казачество, Уфа, численность | 1001 | |||||
5665 | Концепция модернизации российского образования в настоящее время делает упор на качественную подготовку в соответствии с требованиями мировых стандартов. Основными задачами любой системы образования являются воспитание и обучение. Кроме того, каждый педагог образовательной организации должен уметь обеспечить безопасность обучающихся в рамках своих полномочий, сформировать у них культуру здорового и безопасного образа жизни, а также дать необходимый объем знаний по основам безопасности жизнедеятельности в рамках своего предметного и межпредметного поля, независимо от профиля преподаваемой дисциплины. Решать данные вопросы следует уже сегодня, начав с подготовки будущих педагогов в стенах вузов с освоения метапредметных компетенций по безопасности жизнедеятельности. Рассматриваются организационно-педагогические условия по формированию готовности к обеспечению безопасности обучающихся в образовательных организациях, а также система оценки качества полученных знаний в рамках проводимого педагогического эксперимента. В ходе проведенного исследования полученные данные позволили выявить дифференциацию в уровнях развития рассматриваемых компонентов на контрольном этапе, что указывает на необходимость проектирования образовательного процесса в дальнейших исследованиях по рассматриваемой тематике. Ключевые слова: образовательные организации, обеспечение безопасности учащейся молодежи, профилактика правонарушений, подготовка будущих педагогов, готовность к предстоящей деятельности, безопасность жизнедеятельности, формирование социальной безопасности, компоненты гот | 1001 | |||||
5666 | Введение. В современных условиях развития нашего государства возрастает социальная роль и ценность здорового образа жизни. Одной из приоритетных задач образовательной практики является трансформация понимания специфики здоровья как жизненной ценности будущего поколения граждан. Особый интерес данная тема представляет применительно к представителям экстремальных профессий, в частности к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, профессиональной годности которых всегда уделяли особо повышенное внимание. Безусловно, деятельность правоохранительных органов зачастую связана с напряженными условиями и вытекающими из этого рисками для здоровья. В свете чего вопросам формирования ценностного отношения, ценностных ориентаций и ценностных установок к ведению здорового образа жизни должно быть уделено пристальное внимание еще в рамках профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Цель исследования – рассмотреть и проанализировать такую ценностную ориентацию, как здоровье у курсантов вузов МВД России, в рамках формирования их способности организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9). Методология и методы исследования. В качестве диагностического инструментария выступила методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка терминальных и инструментальных ценностей. Кроме того, в качестве методов исследования использовались педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование. Результаты исследования. Диагностике были подвержены 175 курсантов ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России»: 87 курсантов первого курса и 88 курсантов пятого (выпускного) курса. В результате чего была выявлена статистически значимая разница у диагностируемых групп и отмечена положительная динамика формирования и развития ценностной ориентации к ведению здорового образа жизни у курсантов вузов МВД России в рамках их профессиональной подготовки. Заключение. В рамках учебной и внеучебной деятельности видится возможным формирование ценностных установок и ценностных ориентиров курсантов вузов МВД России, в том числе и на здоровый образ жизни как неотъемлемый атрибут их будущей профессиональной деятельности. Главная задача учебных организаций системы вузов МВД России состоит в создании необходимых правовых, инфраструктурных, организационных, в том числе психолого-педагогических условий, для формирования способности курсантов организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни путем создания здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды. Ключевые слова: общекультурная компетентность, здоровье, здоровый образ жизни, ценности, ценностные ориентации, ценностные установки, психолого-педагогические условия, курсант вуза МВД России | 1001 | |||||
5667 | Представлены экспертные оценки и мнения относительно особенностей оказания психологической поддержки дезадаптированной личности в рамках работы психологов различных социально-психологических служб. Обозначены возможные мероприятия по совершенствованию данного направления работы в психологической практике. Ключевые слова: экспертная оценка, дезадаптированная личность, психологическое сопровождение, система | 1000 | |||||
5668 | Раскрыт процесс создания учебных средств для предотвращения конфликта познавательных стилей учащихся с реализацией стилей в математических текстах на примере темы: «Углы и расстояния в геометрическом пространстве». Этот процесс базируется на принципах учета различных компонентов личных познавательных стилей, требований к базовым методам преподавания математики, организации личностно ориентированного преподавания. Ключевые слова: конфликт познавательных стилей, реализация стилей, математический текст, предотвращение конфликта, учебные средства, личностно ориентированное преподавание, углы в пространстве, расстояния в пространстве | 1000 | |||||
5669 | Статья посвящена рассмотрению публицистического наследия Лескова, которое отражает различные общественные проблемы своего времени, объединенные общими мыслями, жанрово-стилевыми поисками писателя. Это делает публицистику системным образованием, ее ядром является тема народа, взаимодействующая с другими, среди которых автором выделяется тема искусства. Лесков воспринимает ее как важный катализатор в развитии духовной жизни народа, развитии народного самосознания и исторической памяти. Писатель выделяет живопись (прежде всего иконопись) и литературу, отмечая, что именно эти виды искусства способны воспитать духовную личность. Ключевые слова: публицистика, система, Н. С. Лесков, тема иконописи, духовное развитие личности | 1000 | |||||
5670 | Проблема взаимосвязи языка и культуры является приоритетным направлением в современной науке и вписывается в современную коммуникативную антропоцентрическую парадигму. Рассматриваются основные этноконцепты в английском и французском языках, их вербализация на материале пословиц и поговорок, проведен сопоставительный анализ языковых средств национального концепта «счастье» на двух вышеназванных языках, выявлены общие и специфические черты английских и французских этноконцептов. Ключевые слова: концепт, этноконцепт, английские национальные концепты, французские национальные концепты | 1000 | |||||
5671 | Предпринимается попытка систематизации и структурирования жанровых разновидностей инструкции по эксплуатации. В ходе исследования выделяются такие жанровые разновидности инструкции по эксплуатации, как техническая инструкция, пользовательская инструкция Missing Manual, For Dummies, The Complete Idiot’s Guide. Установлено, что жанровые разновидности инструкции по эксплуатации распадаются на подвиды. Выявляются различия между подвидами инструкции по эксплуатации, которые заключаются в способе представления информации, тематической направленности и функционально-стилевом статусе текстов. Ключевые слова: инструкция по эксплуатации, Missing Manual, For Dummies, The Complete Idiot’s Guide, жанровая разновидность, подвид | 1000 | |||||
5672 | Введение. Актуальность исследования обусловлена значительным обострением проблемы защиты прав детей в связи с увеличением случаев беспризорности, насилия, наркомании как в семье в частности, так и в обществе в целом. И одной из глобальных задач российского государства на современном этапе является защита прав ребенка. Семье и образовательным организациям принадлежит большая роль в профилактике и предупреждении правонарушений. Цель статьи заключается в выявлении характерных особенностей правового развития детей старшего дошкольного возраста. Материал и методы. Методологической базой работы стали культурологический подход, позволяющий рассматривать правовое развитие детей дошкольного возраста как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, и диалектический метод познания, предполагающий всесторонний анализ изучаемых объектов в их взаимосвязи, определение причинно-следственных связей анализируемых явлений; общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия – и специальные методы научного познания: опрос детей «Права ребенка», индивидуальная беседа «Как поступить?» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), анкетирование воспитателей, коэффициент корреляции Пирсона. Результаты и обсуждение. Результаты экспериментальной работы показали, что большинство детей в возрасте пяти лет находятся на среднем и низком уровнях правового развития. Дети старшего дошкольного возраста не в полной мере владеют знаниями о правах и обязанностях, которые недостаточно полны и конкретны. Дошкольникам сложно определить понятия «закон», «право» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста затруднялись дать правильную оценку своих действий и действий других людей, обращались за помощью к взрослому, следовали правилам поведения при условии контроля взрослых. Как показали результаты анализа проведенной экспериментальной работы, большинство детей 5 лет находятся на среднем (47 %) и низком (45 %) уровнях правового развития и только 8 % дошкольников старшего возраста имеют высокие показатели. Статистически данный тезис подтвердился высоким значением коэффициента корреляции критерия Пирсона между признаками (уровнями правового развития) (rs = 0,6). Это отражалось в представлениях, поведении, переживаниях, чувствах детей, определяющих в совокупности сформированность правового развития. Заключение. Материалы статьи могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций, образовательной деятельности по подготовке бакалавров и магистров по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки. Ключевые слова: права, правовое развитие, дети старшего дошкольного возраста, ответственность, свободы | 1000 | |||||
5673 | Введение. Статья посвящена одному из крупнейших британских вузов дистанционного образования – Открытому университету, его значению в национальной системе дистанционного образования в конце ХХ – начале ХХI в. Описаны условия приема абитуриентов, открытость и доступность обучения в вузе. Среди основных принципов организации дистанционного обучения в вузе выделено и проанализировано самостоятельное обучение как одна из форм интерактивного взаимодействия обучающихся и преподавателей, в процессе которого с помощью определенных информационных технологий студенты получают необходимый объем материала для изучения. Материал и методы. Представлено описание методик, ведущих технологий и инструментов дистанционного обучения. Особое внимание уделено виртуальной среде обучения, с помощью которой Открытый университет формирует сетевые группы для коммуникации, предоставляя студентам и преподавателям доступ к широкому спектру возможностей, а также описан опыт использования электронного обучения в вузе. Результаты и обсуждение. Рассмотрена актуальность и востребованность дистанционных программ постдипломного обучения в вузах Великобритании в конце ХХ – начале ХХI в. Отмечена растущая популярность дистанционных программ обучения Master of Business Administration (MBA) в системе дистанционного образования Великобритании. Показано, что данные программы гармонично сочетают в себе вопросы менеджмента, маркетинга и управления финансами и предназначены в первую очередь для подготовки менеджеров высшего управленческого звена. Дистанционные программы обучения МБА аккредитованы Европейским фондом развития менеджмента – международной ассоциацией по европейской аккредитации бизнес-школ. Выводы. Обучение по данным программам предоставляет возможность дальнейшей специализации обучающихся в рамках конкретного вида профессиональной деятельности. Ключевые слова: открытое обучение, дистанционное образование, электронное образование, информационные технологии, Открытый университет | 1000 | |||||
5674 | Статья является результатом теоретического изучения технологии обучения взрослых, анализа понятий “технология”, “технология обучения” а также “технология обучения взрослых” как одних из ключевых понятий в сфере непрерывного образования, описанию структуры технологии обучения взрослых, а также исследованию операций, как связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи в обучении взрослых. Ключевые слова: технология, технология обучения, технология обучения взрослых, структура, функции технологии обучения взрослых. | 999 | |||||
5675 | Рассматривается опыт формирования содержания программ канадской допрофессиональной туристической подготовки. Характеризуются условия, которые влияют на содержание программ туристической подготовки. Проанализировано, каким образом они практически осуществляются в канадских школах, на что особенно обращено внимание, и обоснованы направления их использования в системе отечественного образования. Ключевые слова: допрофессиональная туристическая подготовка, коренные жители, содержание программы, непрерывное образование, туристическая отрасль, коммуникативные навыки, карьерный рост | 999 | |||||
5676 | Введение. Рассматривается проблема обновления традиционного подхода к образному анализу на уроке литературы за счет использования современных исследований в области философии и психологии. Предложена читательская практика, где реализован семиотический подход, позволяющий выявлять трансформацию опорного образа в тексте писателя второй половины ХХ в. за счет «обратного перевода», то есть сопоставления опорного образа с античной и классической трактовкой. Главным механизмом, связывающим опорный образ с архетипом, является образный перенос. Сам феномен переноса предполагает наличие предшествующей и последующей ситуации, а также установление взаимосвязи между ними. Такая практика позволяет учащимся не только осваивать специфику образной системы конкретного произведения, но и выявлять авторское мировосприятие, влияющее на поэтику текста. Освоение поэтики рассказа В. Пьецуха «Прометейщина» происходит с помощью последовательного и многоаспектного чтения, проявляющего разные элементы архитектоники произведения, что позволяет юному читателю выстраивать систему связей между отдельными частями художественного целого. Индуктивный способ постижения смысла фокусирует внимание учащихся на связях нелинейного типа (повторах, параллелизмах), которые возникают при анализе центрального образа рассказа. При таком анализе становится возможным выявление семантических перекличек в различных частях текста и значимых для интерпретирования произведения смысловых «узлов». Обращение к историко-литературному контексту (Н. В. Гоголь «Ревизор») заставляет учащихся обращать внимание на национальную особенность русского менталитета и адекватно трактовать смысл поступков литературного героя, его отношение к людям и к жизни. Заключительная «свертка» информации о тексте В. Пьецуха происходит в интерпретационной деятельности школьников по сравнению новообраза с другими интерпретациями в современном искусстве, что способствует фиксации мировоззренческих изменений, произошедших в сознании целого поколения. Читательская практика, сочетая в себе взаимосвязь образного и логического в предъявлении материала и технологичность учебного процесса, обеспечивает учащимся определенную степень свободы философствования на уроке, а учителю гарантирует эффективность ее использования. Ключевые слова: чтение, художественная деталь, трансформация образа, историко-литературный контекст, символизация, философичность | 999 | |||||
5677 | Статья посвящена исследованию одного из аспектов проблемы генезиса экзистенциального сознания Ф. М. Достоевского – влиянию припадков на мировоззренческую и художественную систему писателя. Анализ доминантных, формирующих характер психофизиологических особенностей личности позволяет выявить уникальные черты экзистенциального сознания Достоевского, отличающие его от других авторов экзистенциальной мироориентации (эпилептическая конституция психики, «тоннельное сознание», механизмы творческого переживания «пограничных ситуаций», парадоксальность мышления, стиль торможения, смысловая многоуровневость текстов, «пограничные жанры», экзистенциальный диалог и т. д.). Ключевые слова: экзистенциальное сознание, рефлексия, генезис, диалог, творческий метод, жанр | 998 | |||||
5678 | Эффективность реализации программ долгосрочного социально-экономического развития России зависит от качества сформированных человеческого и социального капиталов. Значительная роль в их формировании принадлежит образовательным системам, развитие которых должно быть скоординировано с развитием социальной и экономической сфер общества в виде моделей взаимодействия, позволяющих спрогнозировать его содержание и технологии. Проектирование таких моделей требует изучения функций образовательных систем в общем процессе развития. В данной статье уточняется понятие «образовательная система», предлагается типология образовательных систем, рассматриваются варианты анализа их функций в данном взаимодействии. Ключевые слова: взаимодействие, диффузия нововведений, каналы диффузии нововведений, интеграция, интегрирующие факторы, образование, образовательные системы, социальные механизмы, социальный капитал, типология образовательных систем, человеческий капитал | 998 | |||||
5679 | Исследуется впервые малоизвестное произведение Николая Эрдмана – обозрение «Одиссея» (1928), написанное в соавторстве с Владимиром Массом. Не связанные непосредственно с сюжетом обозрения монологи помощника режиссера в нем рассматриваются как частный случай «текста в тексте» / «театра в театре». Выявляются природа и функции персонажа, которые позволяют говорить о его родстве не только с хором древнегреческой драмы, но и с исполнителями русского балагана. Ключевые слова: Н. Эрдман, В. Масс, «Одиссея», обозрение, текст в тексте, трансформация, известный сюжет, условность, действие, хор, балаган, комическое | 998 | |||||
5680 | Рассматриваются когнитивные основания ментального феномена воображения и языковая репрезентация способности создания и формирования образа. Анализ языковой концептуализации воображения опирается на метод когнитивного моделирования ситуации. Эмпирический материал свидетельствует о том, что ситуация воображения может быть категоризована глаголами, которые по-разному ее характеризуют. Обобщение компонентов семантической структуры языковых выражений и контекстов их репрезентации позволило построить когнитивную модель ситуации воображения, участниками которой будут являться субъект воображения, процесс воображения как создание мысленных образов в определенной пространственно-временной среде и объект воображения (воображаемое). Ключевые слова: семантика воображения, ситуация, участник ситуации, когнитивная модель ситуации, структура знания, языковая репрезентация, языковая категоризация | 998 | |||||
5681 | В соответствии с личностно ориентированным и компетентностно-деятельностным подходами предлагаются критерии и шкалы оценивания результатов и самого процесса проектной практики, которую проходят иностранные магистранты-филологи с целью получения первичных профессиональных навыков и подготовки к педагогической практике. Разрабатываемые и выполняемые студентами проекты, которые являются, как правило, индивидуальными, способствуют развитию межкультурной коммуникации. В связи с этим для преподавателя становится особенно важным понимание технологии проектирования и учет ряда факторов (социокультурный, языковой и др.), знание которых позволяет не только оказать помощь практиканту, но и адекватно оценить результаты его деятельности. В основе проектной практики лежит метод проектов, согласно которому на каждом этапе работы над поставленной проблемой формируются определенные умения (рефлексивные, поисковые, презентационные, организаторские, коммуникативные и др.) и навыки коллективной и индивидуальной работы магистрантов. Поэтому выбор оценочных средств, предлагаемых в статье (отчет, паспорт проекта, конспект мероприятия, эссе и др.), обосновывается с учетом не только цели и задач проектной практики, видов деятельности, конкретных аспектов оценивания (процесс выполнения проекта, его оформление, защита), но и перечня формируемых компетенций, среди которых наибольшее значение имеют коммуникативная, межкультурная и информационная. При определении критериев и показателей некоторых оценочных средств немаловажную роль играют нормативные документы (государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному и ФГОС ВО по направлению подготовки 45.04.01 «Филология»). На основе методической значимости конкретного оценочного средства определяется количество критериев и баллов. Приведена таблица с указанием оценочных средств и максимального количества баллов, которое может набрать студент при выполнении того или иного задания. Возможные варианты полученного количества баллов переводятся в пятибалльную шкалу, которая может быть удобна при выставлении итоговой оценки. Ключевые слова: проектная практика, критерий оценки, профессиональная компетенция, оценочное средство, шкала оценки | 998 | |||||
5682 | . | 997 | |||||
5683 | Представлена проблема исследования жанровых модификаций современных житийных произведений для детей. Появившийся в последнее десятилетие достаточно обширный, новый и еще не исследованный корпус агиографических текстов, их многообразие и разнообразие заставляют обратиться к их описанию и составлению примерной типологии жанровых модификаций агиографических произведений. Рассмотренные жанровые модификации агиографического жанра ориентированы на уже существующие в литературе предтексты (жития, патерики, прологи), но включают в себя ассимилированные начала других жанровых форм. Необходимо отметить творческий подход авторов к агиографическому произведению, стремление к индивидуальной манере изложения. Ключевые слова: агиография, стиль, композиция, канон, жанровая модификация | 997 | |||||
5684 | Анализируется реализация тактики угрозы на материале новостных жанров. Тактика угрозы репрезентирует конфронтационную стратегию, которая бытует в рамках лингвопрагматического блока соответствующих моделей конфликтного и кооперативного типов дискурса. Новостные жанры рассматриваются как функционирующие в межкультурном политическом пространстве. При этом выделяются три случая реализации тактики угрозы: начало конфликтной коммуникации; ответная реакция на какое-то действие, совершенное оппонентом (третьим лицом); эмоциональная реакция. Все выделенные случаи представляют четкую экспликацию тактики угрозы с помощью лексических, грамматических и других языковых показателей. Определяются возможные перспективы исследования, к которым относится анализ когнитивно-маркированных случаев тактики угрозы, которые требуют от ученого дополнительных усилий при классификации тех или иных высказываний как деструктивных. Ключевые слова: конфронтационная стратегия, тактика угрозы, новостные жанры, конфликтный дис курс, моделирование | 997 | |||||
5685 | Введение. Освещена проблема формирования экзистенциальной мысли в позднем творчестве Л. Н. Толстого. Объектом исследования является одна из наиболее значимых категорий в философии экзистенциализма – категория страха. Цель данного исследования состоит в попытке рассмотреть обращение писателя к категории экзистенциального страха и определить ее функции в позднем творчестве Толстого. Данная цель обусловила решение следующих задач: определить контекст формирования экзистенциальной мысли в повестях «Крейцерова соната» и «Дьявол», рассмотреть категорию экзистенциального страха в данных произведениях, выявить, как с помощью данной категории Толстой осуществляет диалог с читателем. Материал и методы. Материалом исследования служат повести «Крейцерова соната» и «Дьявол», использованы сравнительно-сопоставительный метод и метод структурного анализа. Результаты и обсуждение. В поздний период творчества в философской мысли Толстого происходит обращение к экзистенциальной проблематике. На идейном уровне писатель акцентирует внимание на социальных конфликтах и ищет истоки общественных противоречий. В конфликте отношений между полами Толстой видит истоки экзистенциального кризиса человека и общества в целом. Именно данный период творчества русского классика можно охарактеризовать как период художественных экспериментов. В позднем творчестве Толстого формируется категория читателя, а новое содержание обретает новые формы: писатель все чаще обращается к малым эпическим и драматическим жанрам. Актуальность статьи определяется исследованием экзистенциальной проблематики позднего творчества Л. Н. Толстого и отдельных аспектов трансформации творческого метода писателя. Новизна заключается в том, что категория экзистенциального страха рассматривается как ключ к нравственному воскресению героев повестей «Крейцерова соната» и «Дьявол». Заключение. Сделаны предварительные выводы о том, что экзистенциальная категория страха формируется в связи с социальной проблематикой произведений, становится способом преодоления нравственной смерти героя, а также выступает в роли связующего звена между автором и читателем. Ключевые слова: Л. Н. Толстой, русская литература, экзистенциализм, экзистенциальный страх, гендерная проблематика, повесть, «Крейцерова соната», «Дьявол», поэтика, автор, герой, диалог, читатель | 997 | |||||
5686 | Раскрываются наиболее значимые периоды жизни директора Томского учительского института Ивана Александровича Успенского (1867-1943 гг.). Определены основные факторы, повлиявшие на формирование его профессионального кредо. Дается характеристика деятельности Успенского в учебных заведениях Западно-Сибирского учебного округа в конце XIX-начале XX в Ключевые слова: И. А. Успенский, педагогическое образование, Томский учителъский институт | 996 | |||||
5687 | Представлено краткое описание суперсимметричного дуальность-ковариантного подхода к супергравитации. В основе описываемого формализма лежит структура обобщенной геометрии, при этом скрытая симметрия U-дуальности рассматривается в качестве локальной калибровочной симметрии. Тензорная иерархия полей деформированной супергравитации появляется естественным образом как следствие ковариантности подхода. Полностью суперсимметричный дуальность-ковариантный Лагранжиан выписан в явном виде. Эта работа была доложена на международной конференции «Quantum Field Theory and Gravity (QFTG’14’)» в Томске. Ключевые слова: супергравитаци, расширенная геометрия, дуальности, исключительная теория поля | 996 | |||||
5688 | Развиваются суперполевые методы для построения классических действий различных моделей с глобальной суперсимметрией на S^2 и S^3. Вводятся суперпространства, основанные на факторпространствах вида SU(2|1)/U(1) и SU(2|1)/[U(1) × U(1)]. Показывается, что модели с расширенной суперсимметрией на S^3 имеют различные неэквивалентные версии, обладающие одинаковым числом суперсимметрий, но основанные на различных супералгебрах. В частности, построены классические действия для N = 4 и N = 8 суперсимметричных моделей Янга-Миллса, а также теории Гайотто-Виттена и ABJM на S^3. Для всех этих случаев рассмотрены аналогичные модели на S^2. Ключевые слова: суперпространство, суперполе Янга-Миллса | 996 | |||||
5689 | Представлены результаты исследований особенностей трофической структуры представителей отдела Basidiomycota в биоценозах дубрав Оренбургского Предуралья. По результатам исследований с 2011 по 2014 г. на исследуемых участках обнаружено 267 образцов, составляющих 62 вида базидиомицетов. Отмечена принадлежность представителей базидиомицетов к определенной трофической группе. Всего по трофическому спектру выделено 4 группы: сапротрофы, факультативные сапротрофы, факультативные паразиты, паразиты (фитопатогенные виды). Приводится сравнительный анализ содержания тяжелых металлов (меди, цинка, свинца, железа, марганца) в плодовых телах базидиомицетов различных трофических групп, произрастающих в лесных биоценозах дубрав на территории Оренбургского Предуралья. Результаты исследования показали, что представители ксилотрофных макромицетов проявляют склонность к накоплению тяжелых металлов с переменной валентностью, таких как железо и цинк. Наименьшее количество в плодовых телах базидиомицетов приходится на долю свинца. Ключевые слова: ксилотрофные базидиомицеты, Quercus robur L., трофическая структура, биоценоз, деструкция, тяжелые металлы, Оренбургское Предуралье | 996 | |||||
5690 | Раскрыты причины необходимости интеграции естественнонаучных и этических знаний школьников в процессе изучения биологии на современном этапе развития науки. Разработаны методические основы интеграции естественнонаучных и этических знаний школьников. Обоснованы подходы к реализации интеграции в процессе обучения биологии. Дана характеристика метода аналогии при отражении тенденции интеграции науки и нравственности в содержании школьного предмета «Биология». Утверждается мысль о том, что современные открытия в области естествознания качественно меняют методологию познания и способствуют формированию нового целостного мировоззрения, основанного на системном подходе. Предложен интегрированный факультативный курс для 11-х классов «Философия биологии» и методическое пособие «Биология языком сердца». Ключевые слова: интеграция науки и нравственности, системный подход, методология познания, образовательный курс «Биология», модель, учащиеся | 996 | |||||
5691 | Специфика профессиональной деятельности дизайнера костюма заключается в гармоничном соединении двух аспектов – эстетического и утилитарного. Рассмотрены возможные причины дисбаланса этих аспектов в российском дизайн-образовании и предложены такие способы организации и содержания практических занятий и производственной практики, которые будут способствовать восстановлению правильного соотношения эстетической и утилитарной составляющих дизайн-образования. Особое внимание в процессе формировании профессиональных компетенций дизайнеров костюма уделяется роли преподавателя и его собственному опыту практической дизайнерской деятельности. Ключевые слова: бакалавр, дизайн-образование, проектная деятельность, методы профессиональной подготовки, производственный процесс | 996 | |||||
5692 | Изучение лагерной прессы ГУЛАГа помогает реконструировать масштабы и хронологию осуществления крупных производственных проектов, проблемы при возведении производственных объектов, формы и методы идеологического воздействия на заключенных и т. д. Достичь поставленных задач возможно только в случае критического подхода к изучению газет, издававшихся в местах заключения, с учетом определения иерархии конкретного издания в системе лагерной прессы. Ставится вопрос об идентификации центрального печатного издания Северного управления лагерей железнодорожного строительства (СУЛЖДС), занимавшегося возведением Трансарктической железной дороги Чум (Воркута) – Салехард – Игарка, что позволяет более успешно решать исследовательские задачи в изучении процесса сооружения грандиозной магистрали. В рамках проведенного исследования удалось определить центральный печатный орган на строительстве Трансарктической железной дороги – газету «Производственный бюллетень», уточнить ее место в системе лагерной прессы СУЛЖДС, а также реконструировать основные параметры издания, выяснить содержание и смысловую направленность его публикаций. Ключевые слова: лагерная газета, культурно-воспитательный отдел, Трансарктическая железная дорога, Северное управление лагерей железнодорожного строительства, ГУЛАГ | 996 | |||||
5693 | Статья посвящена анализу классификаций персонажей в отечественном литературоведении, адаптации их к системе персонажей в шотландской эмиграционной поэзии и изучению характеристик образа «старой» и «новой» Родины. В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, выделены следующие группы персонажей: 1) унипатриды, экспатрианты, апатриды; 2) религиозные лица, исторические лица, жители отдельных регионов Шотландии/США, семейно-бытовые персонажи, природные реалии Шотландии/США. Ключевые слова: Родина, Шотландия, США, эмиграция, персонаж, поэзия | 996 | |||||
5694 | Рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к освоению профессии у студентов на начальном этапе обучения. Ранее полученные в исследовании результаты позволили сделать вывод о низкой информированности первокурсников о специфике, сущности и содержании выбранной профессии, недостаточной осознанности, направленности и выраженности мотивов в ее освоении, слабой сформированности ряда требуемых профессионально важных качеств. Это привело к необходимости разработки и внедрения комплекса педагогических средств: программы учебного курса «Введение в профессиональную деятельность», учебного пособия и других методических средств. Приведены результаты экспериментальной апробации учебного курса. Ключевые слова: образовательный процесс, формирование готовности к освоению профессии, пропедевтический учебный курс, методическое обеспечение, оценка результатов | 996 | |||||
5695 | Художественная рефлексия юного поэта описывается как регулятивная стратегия воплощения результатов самоанализа явлений внутреннего мира, социокультурных, языковых и исторических феноменов в эстетической форме. Данная регулятивная стратегия является эксплицированной и однородной по типу доминирующих регулятивных средств, к которым можно отнести интертекст и метатекст, а также формы эстетического воплощения метаисторического и метапоэтического сознания лингвокреативной личности, находящейся в стадии становления творческой индивидуальности. Ключевые слова: эстетическая рефлексия, регулятивная стратегия, творческая языковая личность, начинающий поэт | 995 | |||||
5696 | Рассматриваются исторические основания миграции феномена гражданской религии из политического пространства Европы на берега Нового Света, укоренения там в статусе идеологии избранности нации и последующего развития представлений об историческом превосходстве над другими народами. Авторы используют в качестве источников документы США периода революции: Декларацию независимости США (1776 г.), работы «отцов-основателей» США; трактаты Ж.-Ж. Руссо, речи М. Робеспьера; Декларацию о независимости человека и гражданина (Франция, 1789 г.). При изучении эволюции гражданской религии применяется сравнительно-исторический анализ, направленный на сопоставление идейного содержания с объективными политическими и экономическими условиями жизни людей. Авторы приходят к выводу, что гражданская религия США становится идеологией гегемонизации и своеобразным руководством к действию в политике. Ключевые слова: гражданская религия, права человека, глобализация, идеология превосходства, гегемония | 995 | |||||
5697 | Рассматривается способ «полного погружения» иностранца в речевую среду носителей, позволяющий ему эффективно формировать языковую и лингвокультурологическую компетенции. Ключевым выступает тезис о необходимости совмещения аудиторных занятий, нацеленных на выработку системного представления о языке, и изучения особенностей функционирования языковых элементов в условиях спонтанной разговорной коммуникации. Обосновывается целесообразность освоения иностранцем нелитературных (например жаргонных) единиц современного языка, активно функционирующих в речи русских людей. Отмечается, что с учетом соблюдения принципов уместности и этической дозволенности в использовании жаргонизмов в речи вторичной языковой личности достигается результат, оптимизирующий в целом межкультурную коммуникацию. Ключевые слова: методика обучения русскому языку как иностранному, межкультурная коммуникация, вторичная языковая личность, языковая компетенция, лингвокультурологическая компетенция, жаргон, жаргонизм | 995 | |||||
5698 | Раскрывается совокупность ошибок при планировании работы узкоколейной железной дороги от Харанора до Приаргунска в Читинской области. Впервые изученные архивные материалы подтверждают, что дорога приносила ее главному владельцу убытки и эксплуатационные проблемы. Многочисленные сомнения при принятии решений о будущем узкоколейки в послевоенное время указывают на затруднительность ее полноценного развития. Несмотря на просчеты, рассматривались варианты продления дороги. Кратко представлены болевые точки узкоколейного хозяйства, не позволившие магистрали от Харанора проработать дольше. Провалы в планировании рассматриваются как результат слабой ведомственной координации. Ключевые слова: узкоколейная железная дорога, Забайкальская железная дорога, Нерчинское рудоуправление, грузооборот, правила технической эксплуатации | 995 | |||||
5699 | Рассматриваются психолого-педагогические дефиниции понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «конкурентоспособность», анализируются их цели, векторы, доминанты, характеристики и взаимосвязь в контексте профессионально-личностного самоопределения будущего специалиста в период его обучения в вузе. Исследуются психолого-педагогические подходы к рассмотрению сущности феномена самоопределения, раскрывается взаимосвязь изучаемого процесса с формированием сложного профессионально-личностного качества – профессионализма, выступающего определяющим условием перспективной конкурентоспособности будущего специалиста. Обосновывается стратегическая роль личностной активности в успешном профессионально-личностном самоопределении и росте будущего специалиста. Акцентируется внимание на потенциале профессионально-личностного самоопределения как интегральном процессе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемых к выпускнику вуза в современных экономических и социокультурных реалиях. Ключевые слова: самоопределение, конкурентоспособность будущего специалиста, профессионально-личностное самоопределение студента | 995 | |||||
5700 | Рассматривается аллегорическое выражение лингвокультурного концепта «родственность» на материале калмыцких, русских и английских пословиц и поговорок. Родственность получает множественное обозначение в оценочной картине мира данных народов. В пословицах и поговорках о родственности выделяются различные образы аллегорий, связанные с реалиями окружающей среды. Наиболее частотными реалиями в метафорическом выражении родственности являются обиходные, ономастические реалии, а также реалии природно-географической среды. Ключевые слова: аллегория, родственность, концепт, паремия, метафора, образ, реалия | 995 |