№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
601 | . | 1434 | |||||
602 | Переход средней общеобразовательной школы на профильное обучение диктует и необходимость опережающего развития профессионального образования. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование нового состава педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, рассматривается как необходимое условие модернизации системы образования России. В статье рассматриваются основные направления совершенствования профессионально-педагогического образования с учетом реализации задач профильного обучения и вопросы, связанные с содержанием инварианта такой подготовки | 1434 | |||||
603 | Статья посвящена рассмотрению социокультурного контекста, в котором ведется поиск моделей образовательных практик сельской школы, адекватных меняющимся требованиям современности. Информационно-коммуникативный, плюральный и технологический характер социальности постиндустриального общества позволяет сельской школе успешно развивать сельский социум, способствуя положительному самоопределению учащихся по отношению к различным видам социальной деятельности в условиях своего села Ключевые слова: образовательная практика, человеческий потенциал, сельская школа, образовательные результаты, открытость, коммуникация | 1434 | |||||
604 | Автор рассматривает систематизацию различных типов регулятивных структур на основе имеющихся исследований по коммуникативной стилистике текста. Предложенная типология регулятивных структур учитывает ряд критериев, отражающих подход к тексту как форме коммуникации. Ключевые слова: регулятивность текста, регулятивные средства, регулятивные структуры, типы регулятивных структур, регулятивная стратегия | 1434 | |||||
605 | Анализируется ранняя лирика поэта русского зарубежья Николая Оцупа. На материале дебютного сборника «Град» рассматриваются мотив поэта и поэзии и концепция творчества Н. Оцупа. Ключевые слова: литература русского зарубежья, лирика Н. Оцупа, мотив поэта и поэзии, концепция творчества | 1434 | |||||
606 | Рассматривается одна из актуальных проблем современного школьного образования – формирование графической культуры обучающихся, которая в современных условиях представляет собой процесс овладения графическим языком, навыками оперирования графической информацией и умениями использовать графическую культуру в разных областях учебной деятельности. Проанализированы различные подходы ученых-педагогов к обозначенной проблеме, определяются основные противоречия, подтверждающие постановку проблемы формирования графической культуры школьников. Авторы выделяют один из способов формирования исследуемого качества школьника – применение арт-технологического проектирования как средства формирования графической культуры обучающихся. В качестве основного вида деятельности рассматривается проектная деятельность как инновационный компонент, способствующий накоплению графической информации и развитию графических умений обучающихся. Дан анализ понятийно-терминологического аппарата – понятий «проект», «проектирование», «проектная деятельность», «творческая деятельность», «творческий проект». Представлены результаты первичного анкетирования, актуализирующие необходимость формирования исследуемого качества. Рассматривается арт-технологическое проектирование, его сущность, определение. Использование арт-технологии в образовательном пространстве в качестве средства формирования графической культуры школьников ориентировано на расширение уровня познавательной активности, развитие творческих способностей и побуждение к углубленному изучению предметов. Ключевые слова: обучение, технология, графическая культура, графический язык, арт-технология, учебная деятельность, информационная культура, арт-технологическое проектирование, арт-технология | 1434 | |||||
607 | Введение. Рассматривается технология смешанного обучения, объединяющая в себе преимущества традиционного аудиторного и электронного обучения, обеспечивающая развитие студента как субъекта самообразовательной деятельности и формирующая его готовность к саморазвитию в будущем. Целью исследования является рассмотрение и анализ особенностей, ключевых характеристик технологии смешанного обучения, исследование моделей ее внедрения в учебный процесс, а также описание опыта применения данной технологии в ходе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в вузе. Материал и методы. Использовались методы теоретического анализа: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы и интернет-ресурсов по проблеме исследования, изучение зарубежного опыта использования смешанного обучения в образовательном процессе, а также рефлексия педагогической деятельности автора данной статьи. Результаты и обсуждение. Описаны модели и подходы внедрения смешанного обучения в учебный процесс. Выделены ключевые характеристики смешанного обучения: индивидуализация образовательного процесса, продуктивная самостоятельная работа, рациональное использование аудиторного времени, активное использование современных информационно-коммуникационных технологий и т. д. Дана характеристика взаимодействия субъектов (преподаватель, студенты, электронные образовательные ресурсы) и реализуемых ими ролей в модели смешанного обучения. Рассмотрены электронные ресурсы для внедрения смешанного обучения в образовательную практику (системы управления обучением, массовые открытые онлайн-курсы, облачные сервисы Google for Education). Описан опыт применения технологии смешанного обучения в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык». Учебный процесс строился в соответствии с технологией Flipped Classroom, которая реализуется в виде трехступенчатой образовательной модели – самостоятельная доаудиторная работа (просмотр видеолекций с целью ознакомления с теоретическим материалом до занятия, выполнение заданий для проверки понимания просмотренного материала), аудиторная работа (активные/творческие виды учебной деятельности) и постаудиторная работа (самостоятельное обобщение изученного учебного материала). Заключение. Сделан вывод о том, что результатом использования модели смешанного обучения является повышение качества знаний студентов и развитие их способности учиться самостоятельно. Ключевые слова: смешанное обучение, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа, Google for Education, перевернутый класс | 1434 | |||||
608 | Базисные катекогории методики преподавания иностранных языков с позиции Я.А.Коменского | 1433 | |||||
609 | Традиционное видение вариантов современного английского языка базируется на исследовании британского и американского варианта, однако социокультурные процессы создают новые аспекты развития этих вариантов, в частности, это показано на примере влияния испанского языка на современный американский вариант английского языка в США. | 1433 | |||||
610 | В статье актуализируется методологическая проблема концептуализации феномена праздника в культуре и описывается опыт реконструкции его целостной модели. | 1433 | |||||
611 | В статье рассматривается сочетание классического и неклассического типов художественности в поэтической книге «Листья травы». Исследуется выражение феномена живого «роста» в поэтике книги (время, пространство, образы, перцепция) и развертывание текста от мифопоэтического единства Я и мира к их трагической гармонии | 1433 | |||||
612 | Раскрываются понятия «учебная автономия», «метакогнитивные стратегии», «подкаст». Предлагается модель развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов. Ключевые слова: учебная автономия, обучение иностранному языку, метакогнитивные стратегии, подкаст. | 1433 | |||||
613 | В работе анализируются различные подходы к возможным способам подачи стилистической информации о служебном слове в рамках словарной статьи: рассматриваются системы традиционных стилистических помет в академических толковых и специализированных словарях, ориентированных на служебную лексику, дается оценка современным лексикографическим проектам с точки зрения освещения в них стилистического параметра описания частиц. Ключевые слова: лексикографическое описание, стилистические параметры, стилистические пометы, служебные слова, частицы | 1433 | |||||
614 | Представлены результаты эксперимента, направленного на выявление типичных ошибок при переводе фрагмента биологического текста, содержащего зоонимы. Ключевые слова: перевод, термины, эрратология, английский язык, биологический текст, зоонимы, эксперимент | 1433 | |||||
615 | В качестве нового понятия современной информационно-медийной парадигмы рассматриваются информационные волны. Среди типов информационных волн выделены сильные и слабые по степени и силе воздействия на общество; длинные и короткие по продолжительности общественного интереса к информационному поводу, стимулирующему информационные волны. По форме и характеру распространения информационных волн (особенностям реализации их компонентов в глобальном коммуникативном пространстве) дифференцируются такие виды информационных волн, как кумулятивный резонанс; каскад; воронка; призма. Описаны особенности каждого вида. Предложенная теория информационных волн отражает сложившуюся систему коммуникации в медиапространстве, характеризует современный этап существования медиа; объясняет закономерности существования информационных поводов; отражает влияние СМИ и Интернета как канала и пространства коммуникации на сознание индивида и общества. Ключевые слова: медиадискурс, информационные волны, информационное эхо, типы информационных волн | 1433 | |||||
616 | Разная Испания. Краткий обзор на испанской традиционной музыки Ключевые слова: Испанская традиционная музыка | 1432 | |||||
617 | Cтатья посвящена риторическим вопросам. Риторические вопросы в классификации вопросительных предложений выделены в особый тип: они не выражают запрос информации, а побуждают слушающего к определенному физическому или интеллектуальному действию. С позиции теории речевых актов риторические вопросы представляют собой косвенные речевые акты: с их выражением связано осуществление другого речевого акта. | 1432 | |||||
618 | В статье рассматриваются актуальные направления развития муниципальных образовательных систем и сетей, актуальность исследования которых обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования: возрастанием требований государства и общества к деятельности муниципальных образовательных систем на селе в области качества, эффективности, доступности образовательных услуг; необходимостью формирования механизмов развития образования на селе: территориальных сетей, включающих современные модели школ (в том числе малокомплектных и малочисленных), реализующих современные образовательные программы путем использования инновационных образовательных технологий; моделей и технологий подготовки и повышения квалификации педагогов для сельской местности. Ключевые слова: региональная, муниципальная образовательная система, классификация муниципальных образовательных сетей | 1432 | |||||
619 | Дается анализ специальной музейно-педагогической литературы как новому типу публикаций среди обширной палитры музейных изданий, появившихся в России в 1990-е гг. В работе впервые выявлена видовая тематика музейно-педагогических публикаций, прослежена динамика публикационной активности музеев, определены центры публикационной активности в России. Ключевые слова: музейно-педагогические издания, динамика публикаций, центр публикационной активности | 1432 | |||||
620 | Рассмотрены причины строительства горных заводов в регионе, создания и развития региональной модели управления горнозаводской промышленностью Южного Урала в XVIII в. Показаны принципы и методы руководства, а также особенности ее функционирования. Определен вклад руководителей центральных и региональных органов управления в совершенствование структуры ее управления. Ключевые слова: горнозаводская промышленность, Берг-коллегия, горное начальство, горные заводы, главный начальник | 1432 | |||||
621 | Представлен краткий обзор развития сибирской исторической урбанистики (от момента ее зарождения в XVII в. до современного этапа). На основе теоретического анализа исторической литературы была рассмотрена и систематизирована историографическая база по проблеме и предложена новая модель ее периодизации. Выделены перспективные направления исследований в рамках указанной темы, разработка которых сегодня имеет большую актуальность для исторической науки. Ключевые слова: урбанистика, этапы развития сибирской исторической урбанистики, общественный быт горожан, городское самоуправление | 1432 | |||||
622 | В статье обсуждается алгоритм (последовательность) этапов и уровней нравственного развития и их характеристика. Основные этапы: нравственное воспитание (воздействие, влияние) и самовоспитание. В нравственное воспитание входят следующие уровни: этический уровень, уровень вежливости, воспитанности и нравственности. Этап самовоспитания представлен уровнями интеллигентности, культуры, духовности. Обращается внимание на то, что нравственное развитие личности – это длительный, сложный, многоуровневый, многоаспектный процесс. | 1431 | |||||
623 | Показаны особенности алгоритмического мышления, его составляющие и соответствующие им мыслительные операции. Проанализирована роль развития алгоритмического мышления в процессе формирования профессиональных навыков будущих учителей информатики. Ключевые слова: алгоритмическое мышление, операционное мышление, мыслительные операции, информатика, методика обучения | 1431 | |||||
624 | Концепция синтетизма Е.И. Замятина | 1430 | |||||
625 | В статье определяются особенности иноязычного профессионально-ориентированного чтения инженера строительного комплекса, уточняются понятия «прием» и «стратегия чтения», рассматривается обучение различным приемам чтения и комбинированию их в определенные стратегии взаимодействия с текстом. Ключевые слова: обучение чтению, профессионально-ориентированное чтение, приемы чтения, стратегии чтения | 1430 | |||||
626 | В статье описаны и проанализированы соотношения, существующие между когнитивной артикулированностью, понятийной дифференцированностью и формально-динамическими характеристиками индивидуальности. Эмпирически установлено влияние пола на количественную и качественную структуру взаимосвязей когнитивных стилей с темпераментом. Обсуждаются гипотетические причины и психологические механизмы, определяющие корреляции параметров когнитивных стилей и свойств темперамента у мужчин и женщин. Ключевые слова: полезависимость-поленезависимость, аналитичность-синтетичность, темперамент, гендерные различия, корреляция | 1429 | |||||
627 | Рассматривается игра с прецедентными текстами как источник комического. На материале романов-фэнтези М. Успенского выделяются такие приемы создания комического эффекта, как текст в тексте, раскавычивание цитат, деметафоризация, стилизация. | 1429 | |||||
628 | Приводятся эмпирические данные о системе ценностей и сферах их реализации у женщин, переживающих кризис середины жизни. Анализируются психологические условия конструктивной трансформации кризиса середины жизни у женщин. Ключевые слова: кризис середины жизни, женщины, самореализация, ценности, сферы реализации, позитивная трансформация, образ мира, образ жизни | 1429 | |||||
629 | Данная статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособности у выпускников вуза. Предложены определение и модель конкурентоспособности специалиста, а также модель конкурентоспособности выпускника вуза. Зависимость уровня конкурентоспособности от качества высшего образования, успешного управления формирования конкурентоспособности выпускников вуза. Ключевые слова: конкурентоспособность, высшее образование, выпускники | 1428 | |||||
630 | Показана актуальность проблемы адаптации иностранных студентов к условиям российских вузов. Авторами выделены основные типы измерительных процедур для решения задачи оценки адаптации иностранных студентов, а также сформулированы особенности обработки экспертных оценок и выбран алгоритм анализа результатов экспертного оценивания, учитывающий тип измерительной шкалы. Для диагностики уровня адаптации разработан алгоритм на основе метода нечеткой классификации. Разработана и внедрена в эксплуатацию информационная система IMO, которая является универсальным инструментом не только для решения задач оценки адаптации иностранных студентов к обучению в России, но и выявления групп риска дезадаптации. Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, иностранные студенты, информационные технологии в образовании. | 1428 | |||||
631 | Рассматриваются особенности трансдисциплинарности, ее отличие от междисциплинарности и полидисциплинарности. В качестве бурно развивающихся областей современных трансдисциплинарных исследований рассматриваются теория сложности (синергетика), исследования будущего (futures studies) и когнитивная наука. Показано, что именно трансдисциплинарные исследования, по-видимому, определят облик науки в среднесрочном будущем. Ключевые слова: трансдисциплинарность, междисциплинарность, синергетика, исследования будущего, когнитивная наука, сложность, холизм, креативность | 1428 | |||||
632 | Предлагается авторское построение «древа компетенций», имеющее целью определение универсальной, стержнеобразующей компетенции в иерархической структуре профессиональной компетентности специалиста в области иноязычного образования. Ключевые слова: профессиональная компетентность, иноязычная коммуникативная компетенция, лингвист-преподаватель, второй иностранный язык | 1428 | |||||
633 | 1427 | ||||||
634 | В статье рассматриваются компоненты готовности студентов и учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности, ведущими из которых являются высокий уровень развития творческого потенциала и психологическая готовность к реализации данной деятельности, включает формирование мотивов деятельности, умение выдвигать оригинальные цели и задачи обучения и воспитания; представления о программе деятельности, информационная основа деятельности, и др. | 1427 | |||||
635 | В статье автор дает понятие раннего предупреждения преступности несовершеннолетних и анализирует нормы ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на предмет закрепления в них мер раннего предупреждения преступности несовершеннолетних. | 1427 | |||||
636 | Статья является результатом анализа проблемы исторического повествования в творчестве А. С. Пушкина и Б. Ш. Окуджавы. Ключевые слова: А. С. Пушкин, Б. Ш. Окуджава, историческая проза, нарративные стратегии, «Свида- ние с Бонапартом», «Путешествие дилетантов» | 1427 | |||||
637 | Лексическая репрезентация концепта «путь» в творчестве Н. Гумилёва | 1426 | |||||
638 | Информационные технологии как основа развития инновационного потенциала организаций | 1426 | |||||
639 | Объектом исследования является один из современных немецкоязычных переводов драмы А.П. Чехова «Три сестры», сделанный Томасом Брашем. Рассматривается интерпретация мотивов драмы, при которой переводчик, игнорируя новаторские принципы драматургии русского писателя, возвращает пьесу к традиционной схеме, основанной на отношениях персонажей, и делает акцент на её комедийно-абсурдном переосмыслении | 1426 | |||||
640 | Автор обнаруживает знаки архаического змея в образе поезда в русской прозе 1920–30-х годов | 1426 | |||||
641 | В статье исследуются принципы и способы сценографического воплощения пьес А.Н. Островского на сценах сибирских театров в связи с изменением социкультурной обстановки в стране | 1426 | |||||
642 | В статье осуществлен анализ современного состояния теории познания, выявлены тенденции её развития, обозначенные как «эпистемологическая революция», направленная на преобразование классической, сциентистски ориентированной теории познания в социально-гуманитарное синтетическое видение гносеологической проблематики. Тенденции историзации, социологизации и аксиологизации гносеологии, выделенные в качестве ведущих в формирующейся неклассической теории познания, рассматриваются как единая стратегия, представленная в наиболее оформленном виде в междисциплинарной исследовательской стратегии «case study». В статье показано, что в качестве «теоретического фона» в исследованиях, выполненных в жанре «case-study», представлены различные версии интерпретативной парадигмы, развивающейся в рамках конструкционистской эпистемологической программы. | 1425 | |||||
643 | В составе ихтиофауны Таймырского озера были описаны Михиным [1] озерная (высокотелая) и озерно- речная (низкотелая) экологические формы сибирского сига Coregonus lavaretus pidschian. Как установлено, на¬званные формы встречаются не только в озере, но и в его притоках. Они отличаются по спектрам питания. Озерный сиг является бентофагом, а озерно-речной - хищником. Исследование морфологии этих сигов выявили существенные различия в числе позвонков и большинству пластических признаков. По высоте тела, длине грудного плавника и длине верхней челюсти различия превышают подвидовой уровень по CD-критерию Э. Майра. Ключевые слова: Таймырское озеро, сиги, симпатрия, питание, формы, морфология, различия | 1425 | |||||
644 | Рассматривается вопрос о необходимости смены традиционной образовательной парадигмы на современную, более демократичную, диверсифицированную и результативную с позиций интересов общества, сущность которой во многом определяет фундаментальность, целостность и направленность на удовлетворение интересов личности, а целью профессиональной подготовки являются реализация личностно ориентированного подхода к обучению, оптимизация учебно-воспитательного процесса, подготовка конкурентоспособного специалиста. Ключевые слова: новая образовательная парадигма, личностно ориентированный подход, инноватика, высшее профессиональное образование, аксиология, гуманизация образования | 1425 | |||||
645 | Рассматриваются вопросы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе: отличия проектной деятельности от исследовательской, раскрывается понятие «исследовательский проект», описаны проектные умения младших школьников и их соответствие универсальным учебным действиям. Выявлены основные проблемы организации проектной деятельности в начальной школе. Ключевые слова: проектная деятельность младших школьников, исследовательский проект, проектные умения младших школьников | 1425 | |||||
646 | Рассматриваются вопросы перехода детских музыкальных школ, являющихся неотъемлемой частью системы дополнительного образования, на предпрофессиональные программы в области художественного образования, направленные на дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников школ искусств. Представлены результаты анализа программ предпрофессиональной направленности и выявлены проблемы в их реализации. Наиболее существенными оказались повышенные физические и временные нагрузки и отсутствие мотивации со стороны родителей и детей. Приведены требования, предъявляемые для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам, и выделены зоны ответственности всех сторон образовательного процесса. Выявлены условия, необходимые для формирования положительной мотивации и успешного освоения, дополнительных предпрофессиональных программ. Среди них умение педагога выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы тяжелые физические нагрузки, связанные с освоением хореографических дисциплин, воспринимались как необходимость для получения результатов обучения, заинтересованность родителей и вовлечение их в процесс обучения, формирование у обучающихся устойчивого интереса к предметам предпрофессиональной программы. Ключевые слова: дополнительное образование, предпрофессиональные программы, мотивация, хореографическое искусство | 1425 | |||||
647 | Ключевые позиции системы адаптивной физической активности для детей с различными заболеваниями, имеющих ограничения к занятиям физической культуры, связаны с учетом индивидуальных особенностей уровня здоровья, психоэмоционального статуса, характера заболевания. Реализация этих положений основана на допущении, что все люди, независимо от состояния физического и психического здоровья могут получить большую пользу от физической активности, если преподаватели и тренеры знают, как адапти¬ровать тот или иной вид двигательной деятельности к нуждам конкретного человека. Для достижения этого необходимо: • изучить теоретические аспекты и методологические противоречия системы физического воспитания детей с нарушениями здоровья; • разработать формы и методики физической подготовки для детей с медицинскими ограничениями к занятиям физической культурой; • оценить эффективность комплексных педагогических технологий физического воспитания для детей с различными заболеваниями. | 1424 | |||||
648 | Статья посвящена проблеме возникновения русского символизма в аспекте взаимодействия нового литературного направления с предшествующей художественной традицией на примере творчества раннего символиста Александра Добролюбова. Рассматривается влияние, которое оказал на его поэзию И.С. Тургенев той частью своих произведений, которые характеризуются обычно как «странные» | 1424 | |||||
649 | В работе рассматривается комплексный проблемно-ориентированный подход к решению задач по физике с системным использованием ИКТ. Предлагаемая методика расширяет проблемное поле обучения физике, приближает его содержание к современному уровню научных знаний, позволяет использовать в учебном процессе методологию физики как науки, ориентирует учащихся не только на освоение системы предметных знаний, но и на развитие творчества. Метод может быть применим как при подготовке студентов по специальности «учитель физики», так и в профильной школе. Ключевые слова: проблемно-ориентированный подход, информационно-коммуникационные технологии обучения физике, интернет-ресурсы в обучении физике | 1424 | |||||
650 | В статье предлагается методика формирования информационных и коммуникативных компетенций на уроках физики в процессе организации проектной работы с учащимися по обобщению материала темы. Обязательным способом деятельности учащихся является использование компьютера на разных этапах подготовки обобщающих материалов и при предъявлении результатов работы. Ключевые слова: компетенция, информационная и коммуникативная компетенция, компьютер, презентация, мотивация, результат, работа группы, информация | 1424 |