№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
601 | Михаил Аркадьевич Полумордвинов (1867–1917) – офицер-пограничник, востоковед, член Общества русских ориенталистов (Харбин). Обращение к его жизни и творчеству поможет лучшему пониманию характера русского востоковедения в Китае начала XX в., а также анализу коллекций Полумордвинова, находящихся в томских хранилищах. Его биография мало изучена, хотя и привлекала внимание исследователей. Используются новые данные, по-новому интерпретируется ранее известный материал. Рассматривается связь служебной деятельности военного с его занятием ориенталистикой, делается вывод не только о наличии этой обусловленности, но и о том, что она выходила за данные рамки, определяясь личными склонностями востоковеда и особенностями исследований Азии в «русском Харбине». Ключевые слова: востоковедение, евразийство, Полумордвинов, Особый корпус пограничной стражи, русско-японские отношения, Маньчжурия, Китайско-Восточная железная дорога, Харбин, Общество русских ориенталистов, Томский областной краеведческий музей | 1408 | |||||
602 | В статье обсуждается важная, но малоизвестная читателю теоретическая разработка проблем социального государства в трудах немецкого доктора права, социолога и экономиста Лоренца фон Штейна (1815-1890), который является первопроходцем и классиком европейской модели «государства социальной помощи». Научное наследие ученого, особенно развитие им социальной доктрины общества, точнее, основной вывод о его эволюции в социальном направлении, занимают важное место в европейской и международной общественно-политической мысли, выходя за пределы как конкретного предмета исследования, так пространства и времени его эпохи. Актуальность темы обусловливается и современным активным обсуждением перспектив смены парадигм европейской модели социального государства от «государства социальной помощи» к «государству инвестиций», но призывы отказаться от якобы устаревшей социальной политики, приводящей к «чрезмерным социальным расходам», не находят единодушной поддержки. Более того, для стран постсоветского пространства особенно важно изучать идейные истоки «социальных государств», потому что научная разработка проблемы только начинается. | 1407 | |||||
603 | Данная работа дает представление о направлениях модернизации содержания общего образования в Великобритании, развивающейся в тесной связи с профилизацией школьного образования. В статье рассматриваются изменения и дополнения, внесенные в Национальный учебный план Объединенного Королевства. Ключевые слова: содержание образования, профилизация, модернизация, Национальный учебный план, производственное обучение, профессиональная подготовка, Великобритания | 1407 | |||||
604 | В статье описаны и проанализированы соотношения, существующие между когнитивной артикулированностью, понятийной дифференцированностью и формально-динамическими характеристиками индивидуальности. Эмпирически установлено влияние пола на количественную и качественную структуру взаимосвязей когнитивных стилей с темпераментом. Обсуждаются гипотетические причины и психологические механизмы, определяющие корреляции параметров когнитивных стилей и свойств темперамента у мужчин и женщин. Ключевые слова: полезависимость-поленезависимость, аналитичность-синтетичность, темперамент, гендерные различия, корреляция | 1407 | |||||
605 | Рассмотрены причины строительства горных заводов в регионе, создания и развития региональной модели управления горнозаводской промышленностью Южного Урала в XVIII в. Показаны принципы и методы руководства, а также особенности ее функционирования. Определен вклад руководителей центральных и региональных органов управления в совершенствование структуры ее управления. Ключевые слова: горнозаводская промышленность, Берг-коллегия, горное начальство, горные заводы, главный начальник | 1407 | |||||
606 | Представлен краткий обзор развития сибирской исторической урбанистики (от момента ее зарождения в XVII в. до современного этапа). На основе теоретического анализа исторической литературы была рассмотрена и систематизирована историографическая база по проблеме и предложена новая модель ее периодизации. Выделены перспективные направления исследований в рамках указанной темы, разработка которых сегодня имеет большую актуальность для исторической науки. Ключевые слова: урбанистика, этапы развития сибирской исторической урбанистики, общественный быт горожан, городское самоуправление | 1407 | |||||
607 | В статье рассмотрена одна из наиболее приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Соединенных Штатах Америки – усыновление; представлен историко-социоло-гический анализ зарождения, развития и оформления процедуры усыновления с колониальных времен до наших дней; изучены особенности нормативно-правового и этического аспектов усыновления в Соединенных Штатах. Ключевые слова: усыновление, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, США, законо- дательство | 1405 | |||||
608 | В настоящее время дети «группы риска» обучаются в общеобразовательных классах с высокой наполняемо¬стью. Использование возможностей игровой деятельности и занятий физической культурой эффективно для коррекции психоэмоциональной и познавательной сфер младших школьников. На основе выявленных в исследо¬вании показателей был разработан комплекс элементов психолого-педагогической коррекции для использования на уроках физической культуры как с детьми «группы риска», так и с младшими школьниками. Снижение уровня тревожности, улучшение показателей познавательной сферы и физической подготовленности, изменение поведе¬ния непосредственно на уроке физической культуры и улучшение взаимоотношений в коллективе класса свиде¬тельствуют о положительном влиянии специально подобранных средств и методов на личность младших школь¬ников. Ключевые слова: дети «группыриска», классы компенсирующего обучения, школьная тревожность, ком¬плекс элементов психолого-педагогической коррекции, младшие школьники, урок физической культуры | 1405 | |||||
609 | Показана актуальность проблемы адаптации иностранных студентов к условиям российских вузов. Авторами выделены основные типы измерительных процедур для решения задачи оценки адаптации иностранных студентов, а также сформулированы особенности обработки экспертных оценок и выбран алгоритм анализа результатов экспертного оценивания, учитывающий тип измерительной шкалы. Для диагностики уровня адаптации разработан алгоритм на основе метода нечеткой классификации. Разработана и внедрена в эксплуатацию информационная система IMO, которая является универсальным инструментом не только для решения задач оценки адаптации иностранных студентов к обучению в России, но и выявления групп риска дезадаптации. Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, иностранные студенты, информационные технологии в образовании. | 1405 | |||||
610 | Проводится эпистемологический анализ концепции личностного знания М. Полани, при этом применяются философские подходы: феноменологический, системный, телесный. Рассматривается предложенная Полани общая схема, описывающая структуру сознания. Особое внимание уделяется анализу влияния телесной природы человека на его познавательную деятельность и взаимосвязи тела и сознания. Кроме того, изучается соотношение объективного и субъективного аспектов знания в личностном знании. Показывается роль подсознательных и внерациональных факторов личностного знания в когнитивных процессах, в том числе в творчестве и интуиции. Ключевые слова: личностное знание, неявное знание, фокусное осознание, периферическое осознание, феноменологический подход, системный подход, телесный подход, субъективное, объективное, эмоции, интуиция, творчество | 1405 | |||||
611 | Приводятся эмпирические данные о системе ценностей и сферах их реализации у женщин, переживающих кризис середины жизни. Анализируются психологические условия конструктивной трансформации кризиса середины жизни у женщин. Ключевые слова: кризис середины жизни, женщины, самореализация, ценности, сферы реализации, позитивная трансформация, образ мира, образ жизни | 1405 | |||||
612 | Анализируется ранняя лирика поэта русского зарубежья Николая Оцупа. На материале дебютного сборника «Град» рассматриваются мотив поэта и поэзии и концепция творчества Н. Оцупа. Ключевые слова: литература русского зарубежья, лирика Н. Оцупа, мотив поэта и поэзии, концепция творчества | 1405 | |||||
613 | Проблема становления математического мышления у младших школьников в технологии продуктивного обучения в начальной школе | 1404 | |||||
614 | Цель статьи – постановка проблемы измерения в гуманитарном знании, то есть в той области знания, которая фиксирует изучения человеком себя и своего бытия в социокультурном окружении. Автор полностью отдает себе отчет в сложности этой проблемы, поскольку в науках о гораздо более простых объектах, чем многогранность человека и его взаимоотношений с миром своего же существования – в естественных науках – проблема измерения имела и имеет тернистый путь. Впервые проблема измерения ставится с позиции процессуальных представлений, что определяет направление ее разработки – выявление действия информационных механизмов, результатом которых является сам человек и многообразие культурных форм его мира. Обоснование конструктивности такого направления основывается на авторском понимании информации как процесса, а, следовательно, состоящего из несводимых друг к другу стадий, притом, что каждая последующая стадия определяется результатом, получаемым на предшествующей стадии. Образуемая действием информационных процессов нелинейность, вариативность и многомерность поддается измерению, поскольку в постнеклассической теории информации имеются способы измерения новизны, качества, количества, ценности и эффективности информации, то есть тех критериев, каждый из которых характеризует определенную стадию информационного процесса. Концептуальные модели, раскрывающие структуру стадий информационных моделей, открывают методологические возможности постановки проблемы измерений самоорганизации социокультурных систем Ключевые слова: проблема измерения в гуманитарном знании, проблема измерения с позиции процессуальных представлений, информационные механизмы измерения, информационно-синергетический подход, информация как процесс, критерии измерения стадий информационного процесса, проб | 1404 | |||||
615 | Данная статья посвящена актуальным вопросам многоуровневой подготовки учителя в системе непрерывного педагогического образования России. В ней обозначены кратко основные проблемы педагогов каждого уровня подготовки и предлагаются способы решения, которые, по мнению автора, являются наиболее эффективными. Ключевые слова: Система непрерывного педагогического образования, многоуровневое образование, бакалавр, магистр, специалист, профессиональная востребованность. | 1404 | |||||
616 | Предлагается авторское построение «древа компетенций», имеющее целью определение универсальной, стержнеобразующей компетенции в иерархической структуре профессиональной компетентности специалиста в области иноязычного образования. Ключевые слова: профессиональная компетентность, иноязычная коммуникативная компетенция, лингвист-преподаватель, второй иностранный язык | 1404 | |||||
617 | Излагаются результаты исследования, посвященного анализу влияния гендерных различий и семейного статуса на субъективное экономическое благополучие личности. Выявлены общие и специфические особенности субъективного экономического благополучия у представителей различных социально-демографических групп. Установлено, что наиболее значимы в детерминации субъективного экономического благополучия факторы гендерных различий и наличия/отсутствия детей. Ключевые слова: субъективное экономическое благополучие, социально-демографические факторы, гендерные различия, семейный статус | 1404 | |||||
618 | Базисные катекогории методики преподавания иностранных языков с позиции Я.А.Коменского | 1403 | |||||
619 | В статье рассматривается сочетание классического и неклассического типов художественности в поэтической книге «Листья травы». Исследуется выражение феномена живого «роста» в поэтике книги (время, пространство, образы, перцепция) и развертывание текста от мифопоэтического единства Я и мира к их трагической гармонии | 1403 | |||||
620 | Точность зрительного восприятия вертикально-горизонтальной иллюзии у взрослых была намного выше, чем у детей 7-13 лет, а у взрослых мужчин выше, чем у женщин. Зрительно-мануальная межполушарная асимметрия слабо отражалась на величине иллюзии у детей. В то же время она оказывала сильное влияние на точность восприятия у взрослых. При этом взрослые зрительно-мануальные правши были более точны по сравнению с левшами. Ключевые слова: вертикально-горизонтальная зрительная иллюзия, пол, возраст, межполушарная асимметрия | 1403 | |||||
621 | Автор рассматривает систематизацию различных типов регулятивных структур на основе имеющихся исследований по коммуникативной стилистике текста. Предложенная типология регулятивных структур учитывает ряд критериев, отражающих подход к тексту как форме коммуникации. Ключевые слова: регулятивность текста, регулятивные средства, регулятивные структуры, типы регулятивных структур, регулятивная стратегия | 1403 | |||||
622 | Рассматривается игра с прецедентными текстами как источник комического. На материале романов-фэнтези М. Успенского выделяются такие приемы создания комического эффекта, как текст в тексте, раскавычивание цитат, деметафоризация, стилизация. | 1403 | |||||
623 | Рассматривается жестокое отношение к детям в период варварства в Западной Европе, а также в ходе сравнения детства в Западной Европе и в России выявляется историческое своеобразие отношения взрослых к своим чадам. С детства закладывались установки агрессивного поведения. Варвар с детства должен был выживать в условиях суровой действительности. Наблюдается достаточно архаичное, жестокое отношение к ребенку, которое являлось основой для формирования авторитарной структуры характера в обозначенный период. Ключевые слова: детство, варвар, жестокость, авторитарная структура сознания | 1403 | |||||
624 | Представлен исторический обзор проблемы сиротства. Рассматриваются исторически сложившиеся подходы к ее решению, сложившиеся в разных культурах и в разные исторические эпохи (с древнейших времен и до наших дней). Особое внимание уделяется опыту преодоления сиротства, сложившемуся в России. Ключевые слова: сиротство, дети-сироты, детские приюты, сиротские учреждения, стратегия воспитания детей-сирот | 1403 | |||||
625 | В работе рассматривается комплексный проблемно-ориентированный подход к решению задач по физике с системным использованием ИКТ. Предлагаемая методика расширяет проблемное поле обучения физике, приближает его содержание к современному уровню научных знаний, позволяет использовать в учебном процессе методологию физики как науки, ориентирует учащихся не только на освоение системы предметных знаний, но и на развитие творчества. Метод может быть применим как при подготовке студентов по специальности «учитель физики», так и в профильной школе. Ключевые слова: проблемно-ориентированный подход, информационно-коммуникационные технологии обучения физике, интернет-ресурсы в обучении физике | 1402 | |||||
626 | В статье предлагается методика формирования информационных и коммуникативных компетенций на уроках физики в процессе организации проектной работы с учащимися по обобщению материала темы. Обязательным способом деятельности учащихся является использование компьютера на разных этапах подготовки обобщающих материалов и при предъявлении результатов работы. Ключевые слова: компетенция, информационная и коммуникативная компетенция, компьютер, презентация, мотивация, результат, работа группы, информация | 1402 | |||||
627 | В статье определяется сущность профессиональной активности врача, выделена ее мотивационная составляющая, обосновывается необходимость ее развития, подчеркивается роль высшего образования в развитии профессиональной активности личности врача. Отмечается значение мотивационной составляющей в развитии профессиональной активности врача. Изложены положения программы развития профессиональной активности врача на основе ее мотивационной составляющей в ходе обучения в медицинских вузах. Приведены данные эмпирического исследования развития мотивационной составляющей учебной и профессиональной активности студентов-медиков. Ключевые слова: профессиональная активность, мотивация, мотивационная составляющая профессиональной активности, профессиональная деятельность, развитие профессиональной активности | 1402 | |||||
628 | Ключевые позиции системы адаптивной физической активности для детей с различными заболеваниями, имеющих ограничения к занятиям физической культуры, связаны с учетом индивидуальных особенностей уровня здоровья, психоэмоционального статуса, характера заболевания. Реализация этих положений основана на допущении, что все люди, независимо от состояния физического и психического здоровья могут получить большую пользу от физической активности, если преподаватели и тренеры знают, как адапти¬ровать тот или иной вид двигательной деятельности к нуждам конкретного человека. Для достижения этого необходимо: • изучить теоретические аспекты и методологические противоречия системы физического воспитания детей с нарушениями здоровья; • разработать формы и методики физической подготовки для детей с медицинскими ограничениями к занятиям физической культурой; • оценить эффективность комплексных педагогических технологий физического воспитания для детей с различными заболеваниями. | 1401 | |||||
629 | Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления. | 1401 | |||||
630 | В статье раскрывается сущность инновационного потенциала образовательного учреждения через работу с инновационным кадровым ресурсом. Автором предлагается вариант развития инновационного потенциала педагога посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ. Ключевые слова: потенциал, инновационная деятельность, ресурсы, инновационный потенциал, индиви- дуальная образовательная программа | 1401 | |||||
631 | Статья посвящена исследованию влияния современных средств коммуникации на развитие русского языка. Явления, наблюдаемые в речи пользователей Интернета, рассматриваются в контексте двух противоположных и взаимосвязанных тенденций – к формализации и деформализации общения. Ключевые слова: русский язык, современные тенденции, Интернет, коммуникация | 1401 | |||||
632 | . | 1400 | |||||
633 | Информационные технологии как основа развития инновационного потенциала организаций | 1400 | |||||
634 | Традиционное видение вариантов современного английского языка базируется на исследовании британского и американского варианта, однако социокультурные процессы создают новые аспекты развития этих вариантов, в частности, это показано на примере влияния испанского языка на современный американский вариант английского языка в США. | 1400 | |||||
635 | В статье автор дает понятие раннего предупреждения преступности несовершеннолетних и анализирует нормы ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на предмет закрепления в них мер раннего предупреждения преступности несовершеннолетних. | 1400 | |||||
636 | Рассматриваются особенности трансдисциплинарности, ее отличие от междисциплинарности и полидисциплинарности. В качестве бурно развивающихся областей современных трансдисциплинарных исследований рассматриваются теория сложности (синергетика), исследования будущего (futures studies) и когнитивная наука. Показано, что именно трансдисциплинарные исследования, по-видимому, определят облик науки в среднесрочном будущем. Ключевые слова: трансдисциплинарность, междисциплинарность, синергетика, исследования будущего, когнитивная наука, сложность, холизм, креативность | 1400 | |||||
637 | Статья является результатом анализа проблемы исторического повествования в творчестве А. С. Пушкина и Б. Ш. Окуджавы. Ключевые слова: А. С. Пушкин, Б. Ш. Окуджава, историческая проза, нарративные стратегии, «Свида- ние с Бонапартом», «Путешествие дилетантов» | 1400 | |||||
638 | Проблема совершенствования процесса профессионального становления педагога весьма актуальна. Различным ее аспектам посвящены многочисленные исследования у нас в стране и за рубежом. В настоящее время заметно возрос интерес к изучению проблемы совершенствования процесса подготовки педагогов физической культуры и спорта в системе высшего профессионального педагогического образования. Это обусловлено закономерностями общественного развития. Ключевые слова: подготовка специалиста, специалист по физической культуре, студенты, физическая культура, спортивное совершенствование, тестирование. | 1399 | |||||
639 | В составе ихтиофауны Таймырского озера были описаны Михиным [1] озерная (высокотелая) и озерно- речная (низкотелая) экологические формы сибирского сига Coregonus lavaretus pidschian. Как установлено, на¬званные формы встречаются не только в озере, но и в его притоках. Они отличаются по спектрам питания. Озерный сиг является бентофагом, а озерно-речной - хищником. Исследование морфологии этих сигов выявили существенные различия в числе позвонков и большинству пластических признаков. По высоте тела, длине грудного плавника и длине верхней челюсти различия превышают подвидовой уровень по CD-критерию Э. Майра. Ключевые слова: Таймырское озеро, сиги, симпатрия, питание, формы, морфология, различия | 1399 | |||||
640 | В работе анализируются различные подходы к возможным способам подачи стилистической информации о служебном слове в рамках словарной статьи: рассматриваются системы традиционных стилистических помет в академических толковых и специализированных словарях, ориентированных на служебную лексику, дается оценка современным лексикографическим проектам с точки зрения освещения в них стилистического параметра описания частиц. Ключевые слова: лексикографическое описание, стилистические параметры, стилистические пометы, служебные слова, частицы | 1399 | |||||
641 | Лексическая репрезентация концепта «путь» в творчестве Н. Гумилёва | 1398 | |||||
642 | В статье представляется теория и практика применения компетентностного подхода в инновационном курсе «Развивающая эстетика художественной выразительности» в начальной школе. Представлены результаты апробации данного курса. Ключевые слова: компетентность, эстетические компетенции, развивающая эстетика, творческое самовыражение, художественная выразительность | 1398 | |||||
643 | Рассматриваются основные понятия компетентностного подхода и его применение на уровне профессионального образования в области информатики. Выявлен перечень узкопредметных компетенций, формируемых в процессе обучения дисциплине «элементы вычислительной геометрии» в педагогическом вузе. Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, учитель информатики, вычислительная геометрия | 1398 | |||||
644 | Петр I и «женский вопрос»: власть и гендер в России XVIII века | 1397 | |||||
645 | В статье с позиций коммуникативной стилистики художественного текста рассматриваются лексические средства репрезентации художественных концептов: слова; сверхсловные единицы; лексические микроструктуры высказываний, блоков высказываний; текстовые парадигмы разных типов; ассоциативно-смысловые поля; лексические макроструктуры текстов. Устанавливается связь между типом художественных концептов и средствами их лексической репрезентации. | 1397 | |||||
646 | В статье рассматриваются некоторые аспекты историко-философских представлений Г.П. Федотова (1886–1951),связанные с русской революцией 1917 г.Подчёркивается стремление учёного выявить связь революции с предшествовавшим развитием России, равно как собщемировыми тенденциями. | 1397 | |||||
647 | Вступительное слово | 1397 | |||||
648 | Приводятся результаты эмпирического исследования копинг-поведения мужчин и женщин разных возрастных групп. Анализируются особенности совладания со стрессом людей, находящихся на разных этапах возрастного развития. Показано, что копинг-поведение не является постоянной величиной, а изменяется на разных этапах жизненного пути человека. Стиль совладания активно формируется в юношеском возрасте и расширяется с возрастом. Появляется умение предотвращать (предвосхищать) проблемы, появляется реалистичность оценок, созерцательное отношение к жизни, формируется модель «экономии энергии» в совладании со стрессом Ключевые слова: копинг-поведение, стратегии совладания со стрессом, этапы возрастного развития, гендерные различия | 1397 | |||||
649 | Рассматриваются особенности содержания профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в высшей школе исходя из цели, принципов обучения и составляющих компонентов. Анализ программ по иностранным языкам некоторых вузов стран Европейского союза на предмет компонентов позволил конкретизировать подходы к структурированию содержания курсов. Подходы, обозначенные в результате исследования, предполагают: 1) объединение общего и профессионального компонентов; 2) доминирование профессионального компонента при поддержке общего компонента; 3) преобладание общего компонента с элементами профессионального компонента. Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение иностранным языкам, содержание обучения, подход, структурирование содержания, высшая школа, страны Европейского союза | 1397 | |||||
650 | Рассматривается опыт обращения к русской классической литературе в итальянском кино. Анализ проводится в нескольких направлениях. Хронологический вектор предполагает интерес к русской литературе в исторической перспективе начиная с 40-х гг. ХХ в. В эти годы итальянское кино рождается как культурный феномен. Работа итальянских режиссеров проходила в условиях суровых запретов цензуры. В истории итальянского кино наиболее известны экранизации Достоевского, Пушкина, Толстого, Чехова, Гоголя, Булгакова. Систематизированы основные традиции экранизации русской литературной классики. Вопрос об «успехе» или «провале» такого рода экранизаций остается открытым для исследований. Ключевые слова: итальянский кинематограф, русская литература, неореализм, цензура, стратегии творчества | 1397 |