МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В статье представлена методическая система обучения старшеклассников интерпретационной деятельности. В основу предложенной автором методики положена теория проблемного обучения, согласно которой планируются виды деятельности учащихся и учителя, ставятся поисково-исследовательские задачи. Опираясь на достижения современной коммуникативной стилистики текста, описываются приемы и способы эффективного осмысления текста как формы коммуникации. Особое внимание уделено формированию навыков лингвопрагматического анализа текста, который направлен на поиск закономерных связей между используемыми в тексте языковыми средствами и коммуникативными намерениями автора.
Ключевые слова: формирование интерпретационной компетенции, проблемное обучение, коммуникативная стилистика текста
Библиография:
1. Касперская, О.В. О формировании коммуникативной компетенции учащихся при обучении интерпретационной деятельности / О.В.Касперская // Современное образование: качество, эффективность, доступность : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Северск, 25-27 марта 2008 г. : в 4 т. Т.1. - Томск : Дельтаплан, 2008. - С.128-133.
2. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.С.Болотнова. – Изд. 2-е, доп.- Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2006. - 631с.
3. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль : монография / Н.С Болотнова и др. / Под. ред. проф. Н.С. Болотновой. - Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2001. - 331с.
4. Болотнова, Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте / Н.С.Болотнова. – Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та 1994. - 210 с.
5. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность : монография / Ю.Н.Караулов. - М., 1987. - 262 с.
6. Салосина, И.В. Формирование текстовой компетентности будущих учителей как основа профессиональной педагогической подготовки / И.В. Салосина // Текст и языковая личность : материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием. – Томск, 26-27 октября 2007 г. / Под ред. проф. Н.С.Болотновой. – Томск: Изд-во ЦНТИ, 2007. - С.346-351.
7. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. / Л.С.Выготский. - М., 1956. - 519 с.
8. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин. - М., 1972. - 208 с.
9. Махмутов, М. И. Проблемное обучение / М.И.Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
10. Лернер, И.Я, Методы обучения / И.Я.Лернер, М.Е.Скаткин // Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. учеб. пособие для студентов пед. ин-ов; под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина. - М. : Просвещение, 1975. - С. 146-185.
11. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.Р.Львов. - М. : Просвещение, 1988. - 239 с.
12. Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе // Русский язык в школе. - 2000. - № 2. - С. 3-7.
13. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: монография / И.Р. Гальперин. - М., 1981. - 138 с.
14. Степанов, Ю.С. Концепт / Ю.С. Степанов // Стилистический энциклопедический словарь русского языка; под ред. М.Н. Кожиной. - М. : Флинта : Наука, 2003. - С. 182.
15. Болотнова, Н.С. Изучение концептуальной структуры художественного текста в коммуникативной стилистике / Н.С.Болотнова // Художественный текст и языковая личность : материалы IV Всероссийской конференции.- Томск, 27-28 октября 2005 г.; под ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск : Издательство ЦНТИ, 2005. - С. 6-13.
16. Касперская, О.В. О формировании интерпретационных умений учащихся 9-11 классов (по данным эксперимента) / О.В.Касперская // Текст и языковая личность : материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием. – Томск, 26-27 октября 2007 г.; под ред. проф. Н.С.Болотновой. - Томск : Изд-во ЦНТИ, 2007. - С. 360-365.
Выпуск: 4, 2009
Серия выпуска: .
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Страницы: 36 — 41
Скачиваний: 1122