СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме межвозрастного взаимодействия подростков. Межвозрастное взаимодействие рассматривается с теоретических позиций социального конструкционизма и теории социальной идентичности. Показано, что подростки характеризуются высоким уровнем возрастной толерантности, которая оказывает влияние на течение взаимодействия подростков с теми возрастными группами, опыт общения с которыми ограничен (дети и пожилые люди), во взаимодействии с другими социальными группами используются иные, помимо возраста, основания социальной категоризации. При основе субъективной дифференциации подростками оценок взаимодействия с различными возрастными группами лежит статусно-ролевое неравенство этих групп относительно подростковой группы.
Ключевые слова: межвозрастное взаимодействие, возрастная ингруппа, возрастная аутгруппа, возрастной стереотип, возрастная толерантность
Библиография:
1. Клёцина И. С. Тендерная социализация. СПб., 1998.
2. Арутюнян М. Ю. «Кто я?» Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.
3. Левкович В. П., Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых // Советская этнография. 1973. № 5. С. 123-131.
4. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
5. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность: содержание, структура, механизмы формирования. СПб., 2008.
6. Андреева Г. М. Социальная психология (5-е издание). М., 2008.
7. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старости. М., 2002.
8. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
9. Tajfel H., Turner J. An Intergrative Theory of Intergroup Conflict // The Social Psychology of Intergroup Relations / ес1. by W. G. Austin and S. Woегrchel. Monterey, 1979. Р. 33-49.
10. Микляева А. В. Отражение жизненного пути личности в обыденном сознании: возрастной аспект // Психология человека в современном мире. Т. 1. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 256-262.
11. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб., 2005.
12. Парачев А. М. Символический анализатор мира. СПб., 1997 (в рукописи).
13. Романова Е .С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психодиагностике. М., 1992.
14. Романова Е. С., Сытько Т. И. Проективные графические методики. СПб., 1992.
15. Шошин П. Б. Метод экспертных оценок. М., 1987.
16. Еремеев Б. А. Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб., 1996.
17. Микляева А. В. Социально-психологический анализ «имяупотребления» как средства общения подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.
18. Foner N. Ages in conflict: A cross cultural perspective on inequality between old and young. N.Y., 1984.
19. Rados R. C. Stereotypes toward older people among young adults // Dissertation Abstracts International Section A: Humanities and Social Sciences. 2004. Vol. 64. No. 8A. Р 2835.
Выпуск: 11, 2009
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 135 — 138
Скачиваний: 1054