ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В статье речь идет об образовательной адаптивно-развивающей среде, в которой протекает процесс развития обучающегося, дано понятие среды, принципы ее развития, ключевые подходы к ее формированию. Анализируется современная западная психолого-педагогическая литература по данной проблеме, изучается влияние образовательного климата на психолого-педагогические характеристики обучающихся, исследуется образовательный климат с точки зрения обучающихся, учителей и родителей. Анализ позволяет утверждать, что организация педагогической, адаптивно-развивающей среды включает разнообразные формы и виды деятельности.
Ключевые слова: адаптивно-развивающая среда, уровни сформированности среды, критерии и показатели ее сформированности
Библиография:
1. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 368 с.
2. Агаджанян Н. А., Терехин П. И. Физиологические механизмы респираторных феноменов при тревожных и депрессивных расстройствах // Физиология человека: журнал РАН. 2002. Т. 28. № 3. С. 112–122.
3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1988. 270 с.
4. Баевский Р. М., Берсенева А.П. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1997. С. 295.
5. Казин Э. М. и др. Роль психофизиологических и социальных факторов в формировании психоэмоционального состояния и биологического возраста педагогов // Мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф. «Валеология: сучасний стан, напрямки та перспективи розвитку». Харьков: Харьков. нац. ун-т, 2009. С. 157.
6. Портнова А. Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптацией: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2001. 191 с.
7. Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и Труд. М.: Наука, 1970. 24 с.
8. Мороденко Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 8 (86). С. 108–111.
9. Шабанов Л. В., Шелехов И. Л., Мороденко Е. В. Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современном обществе // Там же. 2011. Вып. 6 (108). С. 165–168.
10. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 84 с.
11. Роджерс К. Р. К теории творчества. Взгляд на психотерапию: пер. с англ. М.: Евразия, 1994. 141 с.
12. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Прогресс, 1984. С. 269–318.
13. Руднева Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов. Кемерово, 2002. 300 с.
Выпуск: 13, 2011
Серия выпуска: Выпуск № 13
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Страницы: 254 — 259
Скачиваний: 952