БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ
Рассматриваются различные интерпретации и функционирование педагогических концептов «компетентность» и «компетенция». Исследования профессиональной компетентности педагога показали, что в современной образовательной парадигме прослеживается четыре смысла, вкладываемых в содержание данного понятия: прагматический, образовательный, общепедагогический и личностный. В общем виде компетентность учителя в современной образовательной парадигме интегрирует в себе когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей) аспекты.
Ключевые слова: образовательная парадигма, компетентность, компетенция, учитель, когнитивный, операционный и аксиологический аспекты компетентности
Библиография:
1. Терегулов Ф. Ш., Штейнберг М. Образование третьего тысячелетия: от мифологии через кризис педагогики к технологии. М., 1998. 48 с.
2. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002. 394 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции и новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. Вып. 5. С. 34–42.
4. Ряписов Н. А. Сущность и специфика компетентностного подхода в российском образовании // Сибирский учитель. 2007. Вып. 6. С. 21–24.
5. Демченкова С. А. Основные подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» за рубежом и их содержательное наполнение // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 243–246.
6. Сахарова Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестн. Омского гос. ун-та. 1999. Вып. 3. С. 51–58.
7. The Concise Oxford Dictionary of Current English / J. B. Sykes (ed.). London, 1987. P. 191.
8. Anderson L. W., Block J. H. Mastery learning models // The International Encyclopedia of Teaching and Teacher Education. Oxford, 1988. Р. 58–67.
9. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск, 1998. 310 с.
10. Мехрабов А. О. Особенности применения компетентностной модели в образовании // Научные труды Института проблем образования Азербайджана. 2009. Вып. 2. С. 3–7.
11. Алиева А. Т. Повышение профессиональной компетентности учителя как педагогическая проблема: терминологический подход // Научные известия Гянджинского гос. ун-та. 2011. Вып. 1. С. 170–173.
12. Aliyeva A. T. What does mean “competence of the teacher” in the modern educational paradigm? // Proceedings of the 2nd International Research Conference on Education. International Black See University, April 27–28, 2012. Georgia. IBSU Publ. P. 1–5.
13. Алиева А. Т. Повышение профессиональной компетентности учителя как педагогическая проблема: ретроспективный анализ проблемы // Известия Азербайджанского института учителей. 2011. Вып. 2. С. 79–83.
14. Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence // Proceedings of the XXVII Annual SCUTREA Conference. 1997. P. 27–35.
15. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. 2005. Вып. 8. С. 26–44.
Выпуск: 8, 2012
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 157 — 159
Скачиваний: 967