МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ПРОФЕССИЕЙ: ИДЕИ И ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассматриваются некоторые проблемы трансформации высшего образования, происходящие в нашей стране в рамках идеологии компетентностного подхода. Идеи данного подхода анализируются в методологическом ракурсе в аспектах личностной направленности, профессионализации и субъектной активизации образования. Выявляются опасности и позитивные возможности той направленности модернизации образования, которая задается данной идеологией и прослеживается в ряде практических изменений, вносимых в жизнь высшей школы.
Ключевые слова: компетентностный подход, модернизация, личность, культура, профессионализация, активизирующие технологии обучения
Библиография:
1. Смышляева Л. Г., Сивицкая Л. А. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. 190 с.
2. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / под общ. редакцией Деркача А. А. М.: РАГС, 2005. 258 с.
3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 22–28.
4. Андреев А. Знания или компетенции // Там же. № 2. С. 3–11.
5. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
6. Развитие профессиональных компетенций специалиста в условиях модернизации российского образования / Сб. ст. Всерос. науч. конф. «Модернизация национальной системы высшего образования и проблемы интеграции вузов России в мировое образовательное пространство». Новосибирск, 2005.
7. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. 557 с.
8. Ланкин В. Г. Вариантность смысла и типология культур // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 11 (113). С. 180–186.
9. Луман Н. Понятие общества. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/luman/pon_ob.php
10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
11. Байденко А. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3–13.
Выпуск: 11, 2012
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 9 — 14
Скачиваний: 931