АНАЛИЗ СООТНЕСЕНИЯ ВЕДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ «КОМПЕТЕНЦИИ» И «ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья посвящена анализу соотнесения педагогических категорий «компетенции» и «знания и умения». Выявлена и обоснована необходимость декомпозиции компетенций на знания и умения в компетентностной модели выпускника. Определено, что переход к составляющим компетенцию знаниям и умениям устанавливает четкую логическую связь между необходимыми компетенциями и дисциплинами учебного плана, призванными их обеспечить.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, компетенции, компетентностная модель специалиста, декомпозиция компетенций
Библиография:
1. Селезнева Н. А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования // Высш. образование в России. 2009. № 6. С. 3–9.
2. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс: проект. URL: http://tuning.unideusto.org
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: макет / Мин-во образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.umo.vstu.edu.ru/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=135&Itemid=3
4. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М., 2006. 54 с.
5. Винникова О. А. Разработка структуры компетентностной модели специалиста в контексте болонских принципов // Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы: материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф., Киров, ВятГГУ, 27 марта 2009 / под ред. Г. И. Симоновой, Е. А. Ходыревой. Киров, 2009. С. 76–80.
6. Алиева А. Т. Базовые категории компетентностного подхода в современной образовательной парадигме // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 157–160.
7. Матушкин Н. Н., Столбова И. Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы // Высш. образование сегодня. 2009. № 5. С. 24–29.
8. Вахитова Г. Х. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 9–13.
9. Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. 160 с.
10. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб.; М.: Изд-во «Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов», 2006. 72 с.
Выпуск: 11, 2012
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 88 — 93
Скачиваний: 949