ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩИЙ АСПЕКТ
Представлены результаты эмпирического исследования проявлений эмоционального выгорания у различных категорий педагогических работников в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Анализируются параметрические связи между выраженностью эмоционального выгорания и механизмами защитно-совладающего поведения педагогов. Полученные результаты сопоставляются с аналогичными данными диагностического исследования представителей несоциономических профессий.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагоги, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, профессиональный стресс, психологическая защита, совладание со стрессом, копинг
Библиография:
1. Maslach C., Jackson S. Characteristics of Staff Burnout in Mental Health Settings // Hospital and Community Psychiatry. 1978. V. 25. P. 233–237.
2. Pines A. M., Aronson Е., Kafry D. Burnout. From Tedium to Personal Growth. N.Y. : Free Press, 1981. 180 р.
3. Shirom A. Burnout in Work Organizations // International Review of Industrial and Organizational Psychology. N.Y.: Wiley, 1989. P. 67–78.
4. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: «Сударыня», 1999. 32 с.
5. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57–64.
6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.
7. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 90–101.
8. Буртовая Н. Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 141–148.
9. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2005. № 4. С. 29–32.
10. Корытова Г. С. Влияние возраста и стажа профессиональной деятельности на уровень зрелости психозащитного поведения у педагогических работников // Фундаментальные исследования. 2006. № 11. С. 89–92.
11. Корытова Г. С. Профессиональное выгорание как дезадаптивный психозащитный механизм у педагогических работников // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 1. С. 132–136.
12. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер. 2005. 336 с.
13. Maslach C. The Maslach Burnout Inventory. Palo Alto: Consulting Psychologist Press. 1986. 87 p.
14. Plutchik R., Kellerman H. A Structural Theory of Ego Defenses and Emotion // Emotions in Personality and Psychopathology. N.Y.: Plenum Publishing Corporation, 1979. P. 229–257.
15. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Д. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: методическое пособие. СПб.: Изд-во Психоневрол. ин-та им. В. М. Бехтерева. 1999. 49 с.
16. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дис. … д-ра мед. наук. Бишкек, 1994. 283 с.
17. Amirkhan J. H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator // J. of Personality and Social Psychology. 1990. V. 59. № 5. P. 1066–1074.
18. Мальцева Н. В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2005. 190 с.
19. Hobfoll S. E. Stress, culture and community. N.Y.: Plenum, 1998. 244 p.
Выпуск: 5, 2013
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 175 — 181
Скачиваний: 1133