ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА С ДЦП С УЧЕТОМ ТИПА ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ЗАБОЛЕВАНИЮ РЕБЕНКА С ДЦП
Исследуется возможность рассмотрения методологических подходов, которые являются важным основанием в решении проблем интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов и их семей. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации. Реабилитация инвалидов заключается в комплексном – многопрофильном – подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Анализируются различные особенности коммуникативных исследований детей-инвалидов с ДЦП и рассматриваются их характеристики, где центральное место занимает проблема семьи как важнейшего института первичной социализации ребенка-инвалида. Определение критериев эффективности психологического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом с ДЦП базируется на результатах проведенной психологом по разным направлениям исследовательской практической работы сопровождения.
Ключевые слова: детская инвалидность, ограничение жизнедеятельности, интеграция, семья, методологические проблемы, гуманизация, социальная адаптация, эмоциональная адаптация, коррекция, детский церебральный паралич, комплексный подход
Библиография:
1. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: учеб.-метод. комплекс. М., 2004. 192 с.
2. Иванова В. С. Теоретико-методологические основания исследования особенностей отношения родителей к заболеванию ребенка с
ДЦП в психологическом сопровождении семьи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 113–119.
3. Иванова В. С. Динамическое состояние инвалидности и взаимодействия в семье как психологическая проблематика (на примере детей с ДЦП) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 113–116.
4. Левченко И. Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 43 с.
5. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. и общ. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. С. 120.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
7. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
8. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Междунар. пед. академия, 1996. 228 с.
Выпуск: 6, 2013
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 111 — 115
Скачиваний: 892