ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ
Анализируется возможность упорядочивания психологических теорий восприятия визуальной информации для определения их границ применимости. Восприятие понимается как часть информационного процесса, интерпретируемого в рамках постнеклассической парадигмы. Это находит отражение в методологии информационно-синергетического подхода, разработанного И. В. Мелик-Гайказян. Поэтому главные положения и модели информационно-синергетического подхода выбраны в качестве основания для классификации психологических теорий восприятия визуальной информации. Изложены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 14-06-00440; проекта № 155 «Методология моделирования семиотических механизмов управления нелинейной динамики образовательных систем» государственного задания для ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет».
Ключевые слова: визуальная информация, восприятие визуальной информации, постнеклассическая парадигма, синергетика, информационно-синергетический подход
Библиография:
1. Первушина Н. А. Эффективность применения визуальных средств обучения: определение границ // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 119–124.
2. Первушина Н. А. Подход к упорядочению процессов восприятия визуальной информации и роль музея в современной культуре // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 167–172.
3. Funch B. S. The Psychology of Art Appreciation. Copenhagen: Museum Tusculanum Press, University of Copenhagen. 1997. Vol. XII. 312 p.
4. Торшилова Е. М., Дукаревич М. З. Художественное восприятие живописи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. С. 174–190.
5. Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументального искусства: типы, механизмы, эффективность // Вопросы социологии искусства. М.: Наука, 1979. С. 194–248.
6. Белоногова Е. В., Леонтьев Д. А. Синтетическая модель восприятия искусства // Психол. журнал. 2001. Т. 22, № 2. С. 140–142.
7. Степин В. С. Смена типов научной рациональности // Синергетика и психология. Тексты. М.: ИФ РАН, 1997. С. 108–122.
8. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.
9. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: Наука, 1994. 274 с.
10. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетея, 2002. 414 с.
11. Кухта М. С. Восприятие визуальной информации: философия процесса. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та. 2004. 202 с.
12. Горбулёва М. С. Феномен памяти и его роль в маргинальных субкультурах // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 11. С. 188–193.
13. Горбулёва М. С. Memory-turn и биоэтическое содержание символики современной культуры // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 4 (20). С. 157–164.
14. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
15. Мелик-Гайказян И. В., Мелик-Гайказян М. В., Тарасенко В. Ф. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. М.: Физматлит, 2001. 272 с.
16. Мелик-Гайказян И. В., Роготнева Е. Н. Границы в образовательном пространстве // Философия образования. 2005. № 3.
17. Мелик-Гайказян И. В. Моделирование образовательных систем: исследовательская программа // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 89–94.
18. Матвеева О. Ю., Мелик-Гайказян И. В. Модель восприятия времени в социокультурных системах // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1. С. 63–68.
19. Мелик-Гайказян И. В. Memory-turn: архитектура биоэтики как диагностика нового поворота философии // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 4. С. 165–179.
20. Мелик-Гайказян И. В. Диагностика memory-turn или биоэтическое измерение проблем профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 244–247.
21. Мелик-Гайказян И. В. Memory-turn: проявленная биоэтикой бренность интеллектуальных традиций // Идеи и идеалы. 2013. Т. 1, № 1. С. 49–63.
22. Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика: способ измерения эгоизма власти // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 255–261.
Выпуск: 7, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Страницы: 94 — 98
Скачиваний: 792