КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА-ВЕДУЩЕГО ИТОГОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Предлагаются общие критерии коммуникативно-прагматического исследования индивидуального медиадискурса телевизионного журналиста, отражающие как субъективные (личностные) характеристики журналиста (например использование тропов и риторических фигур, интонация, мимика, жесты, внешний вид и др.), так и объективные характеристики телевизионного дискурса и медиадискурса в целом, включая формат программы, графическое, звуковое и цветовое оформление программы, модель взаимодействия с аудиторией и др. Индивидуальный медиадискурс журналиста рассматривается автором с позиций формирования целостного образа журналиста в условиях его профессионального речевого поведения. Отдельно описываются лингвистические, паралингвистические и экстралингвистические факторы формирования индивидуального медиадискурса. Характеризуется специфика жанра итоговой информационно-аналитической программы на отечественном телевидении. Такая программа является «визитной карточкой» телеканала, а ведущий такой программы – его лицом. В качестве иллюстрации предложено описание индивидуального медиадискурса ведущего телеканала «Россия 1» Дмитрия Киселева (итоговая информационно-аналитическая программа «Вести недели»).
Ключевые слова: дискурс, медиадискурс, индивидуальный медиадискурс журналиста, итоговая информационно-аналитическая программа, дискурс-анализ, коммуникативно-прагматический анализ
Библиография:
1. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. 384 с.
2. Темнова Е. В. Современные подходы к изучению дискурса // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М., 2004. Вып. 26. С. 24–32.
3. Горбунова М. В. К истории возникновения термина «дискурс» в лингвистической науке // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 244–247.
4. Сычева Е. В. К проблемам понимания термина «дискурс» // Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 2. С. 42–46.
5. Бочарникова Е. А. О соотношении понятий «текст» и «дискурс» в лингвистике // Филол. науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2010. № 1. Ч. 1. С. 50–52.
6. Каширин А. А. К вопросу об изучении медиадискурса журналиста // Русская речевая культура и текст: материалы VIII Междунар. науч. конф. (17–18 апреля 2014 г.) / под общ. ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2014. С. 215–219.
7. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136–137.
8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс. Волгоград, 2002. 477 с.
9. Анненкова И. В. Медиадискурс XXI. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 392 с.
10. Орлова О. В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал. Томск, 2012. 354 с.
11. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 12. Вып. 6. С. 13–21.
12. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика. Системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). М.: Флинта: Наука, 2008. 264 с.
13. Желтухина М. Р. Функции масс-медиального дискурса // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5. Орел: ОГИИК: Картуш, 2007. С. 191–201.
14. Каширин А. А. Коммуникативно-прагматические особенности речевого поведения радиожурналиста А. Ореха в передаче «Реплика» на радиостанции «Эхо Москвы». Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам VI студенческой международной заочной научно-практической конференции. Москва: Изд. «МЦНО», 2013. № 6 (6). URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6 (6).pdf (дата обращения: 02.05.2014).
15. Антонов В. П. Особенности проявления вербальной агрессии в речевом (коммуникативном) поведении современной социально известной языковой личности // Вестн. Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 3. С. 34–40.
16. Тактарова А. В. Эффективность речевого поведения журналиста (на материале статей Д. Губина) // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 1. № 4. С. 146–154.
17. Ланских А. В. Речевое поведение участников реалити-шоу: коммуникативные стратегии и тактики: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008. 22 с.
18. Болотнов А. В. Коммуникативный стиль языковой личности (на материале публичного дискурса ведущего радиостанции «Эхо Москвы») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 3 (131). С. 179–181.
19. Каширин А. А. Жанровое своеобразие передачи «Реплика» на радиостанции «Эхо Москвы» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 10 (138). С. 192–195.
20. Усольцева Я. В. Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции: дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2008. 193 с.
21. Удовиченко Р. В. Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории (на примере телепрограмм холдинга «СТС Медиа»): дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 131 с.
22. Гострова Е. В. Особенности еженедельных информационно-аналитических программ на государственном телевидении. RELGA, № 1 [123] от 01.01.2006. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=855&level1=main&level2=articles (дата обращения: 02.05.2014).
23. Гострова Е. В. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние (на примере программ федеральных каналов «Вести недели» (Россия) и «Намедни» (НТВ)): дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2006. 172 с.
24. «Вести недели». Вып. от 24.03.2013. URL: http://vesti7.ru/archive/index?edate=24.03.2013 (дата обращения: 13.05.2014).
Выпуск: 9, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА
Страницы: 70 — 75
Скачиваний: 1133