ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Туризм с точки зрения теории коммуникаций представляет особый вид коммуникации, который можно назвать туристской коммуникацией. Положительное и отрицательное влияние туризма на развитие сельских территорий, рассматриваемое в данной статье, зависит от социокультурного пространства дестинаций и отдельных районов, их потенциальных возможностей, туристско-рекреационного и природно-экологического потенциала, а также общего планирования развития территории. Другие аспекты социокультурного влияния туризма связаны с тем, что в процессе туристской коммуникации происходит формирование и развитие социально-культурного пространства личности как туриста, так и жителя сельских территорий, выступающих объектов туристского интереса. Меняется отношение участников туристской коммуникации к природной среде, культурным традициям, системе ценностей, видам досуговых увлечений. Взаимообратные связи туризма и местного населения рассмотрены на примере туристских дестинаций Новосибирской области.
Ключевые слова: туристские коммуникации, социально-культурное пространство дестинации, рекреационный потенциал территории, территориальное планирование, сельские территории
Библиография:
1. Лысикова О. В. Социальные изменения культурных практик отечественного туризма в условиях глобализации: автореф. дис. … д-ра соц. наук. Саратов, 2012. URL: http://www.dissers.ru/avtoreferati-doktorskih-dissertatsii1/a234.php. (дата обращения: 14.04.2014).
2. Низкодубов Г. А. Стереотипы деловых культур России и США в формировании межкультурной профессионально-деловой коммуникативной компетенции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 150–153.
3. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г., Жаркова О. С. Анализ факторов, определяющих демографическую ситуацию в современной России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 5 (95). С. 135–141.
4. Кокаревич М. Н. Принципы уникальности и равноценности культур как условие межкультурной толерантности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 5 (95). С. 5–11.
5. Соболь Т. В. Проблема формирования социальной идентичности в условиях глобальных общественных изменений // Философия и космология. 2012. Вып. 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-sotsialnoy-identichnosti-v-usloviyah-globalnyhobschestvennyh-izmeneniy) (дата обращения: 30.04.2014).
6. Петрова Е. В. Социокультурные аспекты туризма в современной России: социологический анализ: автореф. дис. … канд. соц. наук. М., 2009. URL: http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnye-aspekty-turizma-v-sovremennoi-rossii-sotsiologicheskii-analiz (дата обращения: 30.04.2014).
7. Даниленко Н. Н., Рубцова Н. В. Влияние социальных функций туризма на устойчивое развитие региона (на примере Прибайкалья) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. Вып. 6.
8. Гладкевич Г. И. Неконфликтное рекреационное использование территории (зарубежный опыт для Бурятии) // Туризм и рекреация на пути устойчивого развития: отечественные и зарубежные исследования / под ред. В. И. Кружалин, А. Ю. Александровой. М., 2008. С. 308–322.
9. Влодарчик Б., Стасяк А., Качмарек Я. Туристический продукт: замысел, организация, управление: учебное пособие для вузов по специальностям 10103 «Социально-культурный сервис и туризм», 10102 «Туризм» / пер. с пол. И. Д. Рудинского. М.: ЮНИТИ, 2008, 495 с.
10. Абанкина Т. В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга»// Отечественные записки. 2005. № 4 (25) URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/ekonomika-zhelaniy-v-sovremennoy-civilizacii-dosuga.режим (дата обращения: 30.04.2014).
11. Зуев С. Э. Культура как ресурс регионального развития // Сайт Ассоциации менеджеров культуры. 2002. URL: http://acm.org.ru/analy (дата обращения: 30.04.2014).
12. Личное мнение жителей района. URL: http://listock.ru/36260 (дата обращения: 30.04.2014).
13. Владыкина Ю. О. Брендинг региона как способ формирования туристской территории // Сервисные технологии: теория и практика: сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. Вып. 2. C. 38–41.
14. Загорская Л. М. Формирование социально-культурного пространства личности: теоретический и прикладной аспекты // Сервисные технологии. Теория и практика: сб. науч. тр. / Новосиб. гос. техн. ун-т. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. Вып. 3. С. 33–41.
15. Косолапов А. Б. Теория и практика экологического туризма: учеб. пособие для вузов. М., 2005. 228 с.
16. Варлачева Т. Б., Давлетгареев Н. Р. К вопросу о несостоятельности организаций в сельском хозяйстве на примере Томской области // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 12 (127). С. 53–56
Выпуск: 8, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ
Страницы: 133 — 140
Скачиваний: 868