ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВНАЯ МОДЕЛЬ В РОМАНЕ А. М. РЕМИЗОВА «ПРУД»
Работа посвящена рассмотрению понятия художественного пространства как условной модели и анализу реализации авторской модели пространства у Ремизова в романе «Пруд» (1905). Подробному анализу подвергаются основные локусы романа – «двор братьев Огорелышевых» и «улица». Двор братьев Огорелышевых представлен в тексте претендующим на всеохватность, но при этом окружен высоким забором. Локус «улица» несет семантику греховности во всех ее проявлениях. Особое внимание уделено взаимодействию внешнего пространства и внутреннего пространства сознания главного героя произведения Николая Финогенова. При отсутствии событий во внешнем пространстве актуализируется внутреннее, преломляя действительность в соответствии с онейрической логикой. «Замыкание» героя в собственном сознании, возникающее под наваждением дьявольских сил, неизбежно ведет к трагическим последствиям.
Ключевые слова: Алексей Михайлович Ремизов, пространственная организация текста, топос, локус
Библиография:
1. Новейший философский словарь «Пространство и время» / сост. А. А. Грицанов. Минск, 1998. 896 с.
2. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. 352 с.
3. Фарыно Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004. 639 с.
4. Ремизов А. М. Собрание сочинений. Т. 4. Плачужная канава. М., 2001. 560 с.
5. Бурмистрова С. В. «Петербургский текст» прозы А. Я. Панаевой // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 13–22.
Выпуск: 11, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ УСЛОВНОСТИ
Страницы: 36 — 38
Скачиваний: 847