ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Представлен аналитический обзор научной литературы, посвященной проблеме профессионального становления личности педагога. Рассматриваются концепции профессионального становления в рамках двух моделей профессионального развития: профессионально ориентированной и личностно ориентированной. Анализируется состояние исследований в области профессионального становления личности педагога. Основное внимание сосредоточено на психологических детерминантах, обеспечивающих успешное профессиональное становление и осуществление профессиональной деятельности педагогических работников. Показано, что профессиональное становление личности педагога сопровождается формированием профессионально важных качеств личности.
Ключевые слова: профессиональное становление, выбор профессии, профессиональное самоопределение, формирование профессиональных намерений, личность педагога, профессиональная деятельность
Библиография:
1. Тропотяга П. А. Психологические детерминанты профессиональной успешности будущего специалиста: дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2009. 211 с.
2. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: Изд-во Московского энергет. ин-та, 1986. 108 с.
3. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.
4. Деркач А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.: МОДЭК, 2006. 492 с.
5. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во РАО, 2002. 160 с.
6. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение в педагогической деятельности. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2006. 307 с.
7. Корытова Г. С. Влияние возраста и стажа профессиональной деятельности на уровень зрелости психозащитного поведения у педагогических работников // Фундамент. исследования. 2006. № 11. С. 89–92.
8. Харина Н. В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Rewiew). 2013. Вып. 1 (1). С. 8–15.
9. Бурлакова И. И. От теории к практике управления качеством профессиональной подготовки студентов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Rewiew). 2014. Вып. 3 (5). С. 7–12.
10. Скударева Г. Н. Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 22 с.
11. Угарова М. Г. Профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 24 с.
12. Антипина И. Ю. Психологический возраст как фактор профессиональной успешности преподавателя вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2007. 22 с.
13. Шумская Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации: дис. ... д-ра психол. наук. Минск, 2005. 363 с.
14. Корытова Г. С., Черкасова О. А. Анализ подходов к исследованию проблемы педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися // Вестник Воронежского ин-та МВД России. 2011. № 2. С. 193–197.
15. Корытова Г. С., Корытов И. В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Глобальная научная интеграция. 2013. № 6. С. 109–112.
16. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2007. 239 с.
17. Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2004. 224 с.
18. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Речь, 2005. 336 с.
19. Орел В. Е. Синдром психического выгорания. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 329 с.
20. Корытова Г. С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 117–123.
21. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 175–181.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА
Страницы: 9 — 15
Скачиваний: 1065