МЕСТО И РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КРЕОЛИЗОВАННЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ)
Рассматривается ключевое для коммуникативистики и ряда других наук понятие «код взаимодействия» как средство осуществления коммуникации, передачи информации, трансляции знания. Речь идет о визуальном и естественном языке как двух кодах коммуникации, различающихся на основании отсутствия/наличия свойств линейности и последовательности развертывания во времени и пространстве и анализируемых в аспектах соотношения своих функционально-прагматических свойств, а также специфики взаимодействия в разных сферах межличностного и социального общения. В качестве примера рассматривается феномен креолизованного речевого произведения, совмещающего в себе элементы визуального и вербального кода. Эмпирическую базу исследования составляют тексты коммерческой рекламы.
Ключевые слова: коммуникация, код коммуникации, визуальный язык, нелинейный визуальный образ, естественный язык, креолизованный текст, рекламный текст как креолизованная разновидность текста
Библиография:
1. Барт Р. Литература и метаязык // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс; Рея, 1994. С. 131–132.
2. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad, 1994. 408 с.
3. Замечания о линейности текста // Методико-литературный интернет-сервер. URL: http://www.mlis.ru/literature/69-zamechaniya-o-linejnostiteksta.html (дата обращения: 03.12.2014).
4. Боно Э. Использование латерального мышления. URL: http://www.galactic.org.ua/Biblio/lm4.htm (дата обращения: 03.12.2014).
5. Берестнева О. Г., Брылина И. В., Корниенко А. А., Моисеенко А. В. Визуальный язык как средство коммуникации в системе «человек– машина». URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/80f4b805ec7e267844257d64004482cb (дата обращения: 03.12.2014).
6. Цветков В. Я., Вознесенская М. Е. Особенности языка визуального моделирования // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 1. С. 57–58.
7. Зализняк А. Заметки о словах общение, отношение, просьба, чувства, эмоции // Ключевые идеи русской языковой картины мира: сб. статей. М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 280–288.
8. Баева Л. В. Виртуальная сансара: трансформация модели реальности в условиях информационной культуры // Информационное общество. 2012. Вып. 2. С. 44–51.
9. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180–186.
10. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003. 128 с.
11. Головина Л. В. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1986. 21 с.
12. Назайкин А. Н. Иллюстрирование рекламы. М.: Эксмо, 2005. 286 с.
13. Шуванов В. И. Психология рекламы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 144 с.
14. Назайкин А. Н. Какой шрифт использовать в рекламе // Оформление рекламы. URL: http://www.nazaykin.ru/_illu_fonts.htm (дата обращения: 08.12.2014).
15. Аванесов С. С. Визуальная антропология как исследовательская дисциплина // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований (Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology). 2013. Вып. 1 (1). С. 68–74.
16. Косицкая Ф. Л. Каталог моды как креолизованный текст // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 10 (151). С. 153–156.
Выпуск: 4, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Страницы: 153 — 159
Скачиваний: 980