ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ
Анализируются данные эмпирического исследования процесса социализации детей раннего возраста (от рождения и до трех лет) в условиях инклюзивной группы. Представлены результаты коррекционной психолого-педагогической работы с нормально развивающимися детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного воспитания и развития. Показаны возможности программ сопровождения комбинированных детско-родительских групп раннего развития, основанных на целенаправленном формировании ситуативно-делового общения нормативных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми, а также на поэтапном включении ребенка в совместные действия со сверстниками.
Ключевые слова: социализация, ранний детский возраст, нормально развивающиеся дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная группа, детско-родительские группы раннего развития
Библиография:
1. Лисина М. И., Рузская А. Г. Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт практической психологии, 1997. 383 с.
2. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998. 351 с.
3. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста: основные показатели. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. 67 с.
4. Павлова Л. Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2010. № 8. С. 8–13.
5. Еремина Ю. А., Корытова Г. С. Инклюзивные группы как основа нормализации социальной ситуации развития проблемного ребенка раннего возраста // Проблемы развития науки и образования: теория и практика. М.: АР-Консалт, 2013. С. 91–95. 6. Еремина Ю. А., Корытова Г. С. Социализация детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной группы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 79–85.
7. Еремина Ю. А. Специфика социального развития детей раннего возраста в условиях детско-родительских групп социализации // Здоровье участников образовательного процесса. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. С. 32–35.
8. Корытова Г. С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации: дис. … канд. психол. наук. Улан-Удэ, 1998. 166 с.
9. Корытова Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2006. 292 с.
10. Трущелёва А. В. Формирование социально-перцептивного опыта у младших школьников в условиях инклюзивной школы // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 1 (123). С. 153–156.
11. Шапиро Я. Н., Чистович И. А. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. СПб.: Институт раннего вмешательства, 2000. 62 с.
12. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации // Дефектология. 2008. № 6. С. 60–68.
13. Выготский Л. С. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
15. Коробейников И. А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: дис. … д-ра психол. наук. М., 1997. 323 с.
Выпуск: 6, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 31 — 37
Скачиваний: 939