«ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ» В. С. СОЛОВЬЁВА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ МЫСЛИ (ХОЛИСТСКИЙ И ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Выявляются истоки проблемы цельного знания Вл. Соловьёва (миф о возвращении и его ранние философские интерпретации, учения гностиков, апофатические учения о смирении (молчании) ума, натурфилософские, органицистские, монистические учения новоевропейской философии, славянофильство). Утверждается типологическая общность соловьевской гносеологии с холистскими учениями в истории мировой мысли. На материале теоретических работ вскрывается многозначность и полиаспектность понятия «цельное знание», обосновывается тезис, что соловьевское учение о цельном знании воспроизводит холистский идейный комплекс. Сопоставляются учение о цельном знании Соловьёва и концепция герменевтического круга немецких мыслителей. Выдвигается тезис о том, что соловьевское учение по характеру наиболее близко хайдеггеровской трактовке проблемы понимания. Делается вывод о том, что при всей схожести двух учений, «цельное знание» Соловьёва лишено герменевтического измерения.
Ключевые слова: гносеология В. С. Соловьёва, цельное знание, холизм, герменевтический круг, понима- ние, русская религиозная философия
Библиография:
1. Семенюк А. П. Гносеологические концепции русской религиозной философии в контексте проблемы понимания. Томск: ТМЛ-Пресс, 2012. 244 с.
2. Lovejoy Arthur O. The Revolt against Dualism: an Inquiry concerning the Existence of Ideas. London: George Allen & Unwin Ltd., 1930. Pp. xii + 325.
3. Киреевский И. В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. 383 с.
4. Соловьёв В.С. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. 823 с.; 1989. Т. 2. 736 с.
5. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
6. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Mаrginem, 1997. XI+452 с.
Выпуск: 6, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 263 — 268
Скачиваний: 725