ВОЗМОЖНОСТИ СИНКВЕЙНА В РАЗВИТИИ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Охарактеризованы современные методы рефлексивного обучения в вузе. Приведены результаты проведенного эмпирического исследования по использованию синквейна в вузовском обучении. Выделен перечень зависящих от развития рефлексивных способностей обучающихся компетенций из федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Выявлены дефициты рефлексивного развития обучающихся на основе синквейна как контрольно-оценочного средства для осуществления оценки и самооценки усвоенных профессиональных знаний, навыков и компетенций на разных этапах изучения раздела учебной дисциплины. Раскрыты возможности организации рефлексивной деятельности будущих бакалавров дефектологии на занятиях по логопедии. Показаны особенности использования синквейна как основного метода обучения, позволяющего активировать механизм рефлексии в контексте профессионального педагогического обучения.
Ключевые слова: компетентностный подход, рефлексивные методы, рефлексивные способности учащихся, синквейн, профессиональное педагогическое мышление, профессиональная деятельность бакалавров-дефектологов
Библиография:
1. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
2. Щедровицкий Г. П. Заметки о рефлексии (из доклада на семинаре ММК) // Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. М.: Конито-Центр, 2009. С. 21–26.
3. Гумирова Н. М. Формирование рефлексивной компетентности у будущих педагогов // Среднее профессиональное образование. 2011. № 9. С. 48–50.
4. Азбукина Е. Ю. Роль рефлексии в профессиональном становлении педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 90–94.
5. Доманский Е. В. Рефлексивное обучение в подготовке учителя // Педагогика. 2009. № 3. С. 74–79.
6. Яркина Т. Н. К проблеме развития рефлексивной компетентности будущих педагогов дошкольного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 41–43.
7. Войтик И. М. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск: СибАГС, 2001. 144 с.
8. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. 383 с.
10. Модулина О. Б. Формирование рефлексивной позиции педагога в процессе курсовой подготовки // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 2 (55). С. 26–32.
11. Богин В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория – практике / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: ИТПиМИО РАО, 1993. С. 153–175.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). 2010. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm49-1.pdf (дата обращения: 21.01.2015).
13. Шатова Н. Д. Организация рефлексивной деятельности студентов педвуза на учебных занятиях по алгебре // Известия ВГПУ. 2011. № 4 (58). С. 103–108.
14. Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: мифы и реалии // Школьные технологии. 2013. № 13. С. 41–49.
15. Аверина М. Н., Воронин А. В. Cтруктура общепрофессиональных умений педагога: рефлексивный компонент // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2 (психолого-педагогические науки). № 2. С. 113–119.
16. Голубева М. В. Рефлексивное обучение активному отношению к познанию // Образовательные технологии. 2011. № 2. С. 78–86.
17. Вдовина С. А. Педагогические средства развития рефлексии // Педагогическое образование и наука. 2007. № 6. С. 64–67.
18. Синквейн. Википедия – свободная энциклопедия. Дата обновления: 04.01.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн (дата обращения: 21.01.2015).
19. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. 2005. № 5.
20. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2013. 432 с.
21. Пантюхова П. В. Роль синквейна при формировании учебно-познавательной компетенции в процессе обучения английскому языку студентов-лингвистов. URL: http://www.rusnauka.com/29_DWS_2011/Pedagogica/5_95353.doc.htm (дата обращения: 21.01.2015).
22. Ермекова Ж. Т. Синквейн на занятиях профессионального русского языка. URL: http://repository.enu.kz/bitstream/handle/123456789/3894/ermekova.pdf (дата обращения: 21.01.2015).
23. Тарханова И. Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учеб. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 67 с.
24. Пантелеева В. В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения // RELGA. 2006. № 16 (138). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1128&level1=main&level2=articles (дата обращения: 21.01.2015).
Выпуск: 6, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Страницы: 9 — 16
Скачиваний: 914