СПОСОБ «ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ» В РЕЧЕВУЮ СРЕДУ НОСИТЕЛЕЙ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ОСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАНЦЕМ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕДИНИЦ РУССКОГО ЖАРГОНА)
Рассматривается способ «полного погружения» иностранца в речевую среду носителей, позволяющий ему эффективно формировать языковую и лингвокультурологическую компетенции. Ключевым выступает тезис о необходимости совмещения аудиторных занятий, нацеленных на выработку системного представления о языке, и изучения особенностей функционирования языковых элементов в условиях спонтанной разговорной коммуникации. Обосновывается целесообразность освоения иностранцем нелитературных (например жаргонных) единиц современного языка, активно функционирующих в речи русских людей. Отмечается, что с учетом соблюдения принципов уместности и этической дозволенности в использовании жаргонизмов в речи вторичной языковой личности достигается результат, оптимизирующий в целом межкультурную коммуникацию.
Ключевые слова: методика обучения русскому языку как иностранному, межкультурная коммуникация, вторичная языковая личность, языковая компетенция, лингвокультурологическая компетенция, жаргон, жаргонизм
Библиография:
1. Бархударов С. Г. Методика преподавания русского языка иностранцам. М: Изд-во МГУ, 1967. 308 с.
2. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
3. Вагнер В. Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа. М.: ВЛАДОС, 2001. 382 с.
4. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа, 2003. 333 с.
5. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2008. 255 с.
6. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. М.: Флинта: Наука, 2009. 480 с.
7. Волкова Т. Ф. Подготовка китайских студентов физико-технического профиля к восприятию аутентичного русскоязычного материала по специальности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 4 (157). С. 66–69.
8. Кошелева Е. Ю., Пак И. Я., Чернобыльски Э. Этнопсихологические особенности модели обучения китайских студентов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: www.science-education.ru/108–8695 (дата обращения: 26.06.2015).
9. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90–101.
10. Ермакова О. П., Земская Е. А., Розина Р. И. Слова, с которыми мы все встречались. Толковый словарь русского общего жаргона. Ок. 450 слов / под общим руководством Р. И. Розиной. М.: Азбуковник, 1999. 320 с.
11. Чернышов С. В. Эмоциональный концепт как дидактическая единица содержания обучения иноязычной эмотивной коммуникации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 4 (145). С. 136–139.
12. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 247 с.
13. Кашина Е. Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка / отв. ред. А. С. Гринштейн. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. 75 с.
14. Найденова Н. С. Прямой метод обучения иностранным языкам // Вестн. РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2008. № 3. С. 119–122.
15. Гусевская Н. Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку // Уч. зап. Забайкальского гос. ун-та. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. Вып. № 6 (53). С. 167–171.
16. Фу Кэ. История обучения иностранным языкам в Китае. Шанхай: Изд-во иностр. языков, 1986. 116 с.
17. Дин Шуци, Римская-Корсакова Н. Н. и др. Русский язык для студентов-русистов филологических факультетов вузов Китая: в 8 ч. Пекин: Пекинский ун-т иностр. языков; Ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 1994–1997.
18. Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика: учеб. пособие для пед. вузов. М.: Просвещение, 1987. 160 с.
19. Любовь и ненависть: чат. URL: www.lovehate.ru (дата обращения: 29.06.2015).
Выпуск: 9, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Страницы: 69 — 75
Скачиваний: 824