ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ФАКТОРЫ РИСКА, УГРОЗЫ И УСЛОВИЯ
Рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением и формированием психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Показано, что одной из наиболее актуальных задач современной психолого-педагогической науки является изучение факторов риска, угрожающих психологической безопасности образовательной среды, а также условий, способствующих ее защищенности. Дана характеристика педагогических факторов риска, негативно сказывающихся на развитии и здоровье, а следовательно, на психологической безопасности обучающихся. Представлены результаты эмпирического изучения показателей психологической безопасности образовательной среды средних общеобразовательных школ.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, педагогический риск, психологическое насилие, кризисные ситуации, условия психологической безопасности
Библиография:
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Режим доступа: http://nvo.ng.ru/concepts/2000–01–14/7.html (дата обращения: 10.05.2015).
2. Гераськина М. Г. Развитие профессиональной компетентности персонала общеобразовательных учреждений в обеспечении личностной безопасности учащихся: автореф. дис. … канд. психол. наук. Рязань, 2007. 21 с.
3. Баева И. А., Бурмистрова Е. В., Лактионова Е. Б., Рассоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПб.: Речь, 2006. 288 с.
4. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Пер Сэ, 2003. 303 с.
5. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. М.: Пед. о-во России, 2000. 539 с.
6. Корытова Г. С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 117–123.
7. Ясвин В. А. Образовательная среда. М.: Смысл, 2001. 365 с.
8. Семенова Е. А., Аршинская Е. Л., Жупиева Е. И. Взаимодействие и психопрофилактика в образовании // Альманах современной науки и образования. М., 2013. № 11 (78). С. 155–157.
9. Корытова Г. С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации: дис. … канд. психол. наук. Улан-Удэ, 1998. 166 с.
10. Исаев Д. Н. Психопатология развития. СПб.: СпецЛит, 2013. 469 с.
11. Безруких М. М. Ребенок идет в школу. М.: Academia, 2000. 245 c.
12. Феоктистова С. В., Дмитриева С. В. Проблемы здоровья школьников и обеспечение психологической безопасности образовательной среды // Управление здравоохранением. М., 2003. № 2. С. 40–47.
13. Соловьева С. Л. Психологические последствия насилия // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 2003. С. 187–190.
14. Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 189–195.
15. Корытова Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2006. 292 c.
16. Корытова Г. С., Корытов И. В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Глобальная научная интеграция. 2013. № 6. С. 109–112.
17. Дашкова Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности образовательной среды школы: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2002. 220 с.
Выпуск: 9, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 96 — 102
Скачиваний: 1059